Системы доставки грузов
Годовой экономический эффект от внедрения оптимальной схемы доставки груза на объекты обслуживания представляет собой суммарную экономию всех производственных затрат, его расчет основывается на сопоставлении приведенных затрат по базовой и новой схеме доставки груза.
Приведенные затраты З (р./т) представляют собой сумму себестоимости и капитальных вложений:
, (6.1)
где С –эксплуатационные затраты на 1 т груза, р./т; К –удельные капитальные вложения, р./т; – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,15.
Анализу подвергают только изменяющиеся показатели.
Расчет годового экономического эффекта от внедрения оптимальной схемы доставки груза производят по формуле
, (6.2)
где – приведенные затраты на доставку 1 т груза по базовой и предлагаемой схеме, р./т; Q2 – годовой объем груза, доставляемого объекты обслуживания транспортными средствами, т.
Капитальные вложения.Капитальные вложения связаны с увеличением основных фондов на транспортные средства, контейнеры, погрузочно-разгрузочные и другие устройства, а также на строительство контейнерных площадок, заготовительно-перерабатывающих и других пунктов и в каждом случае зависят от способа механизации ПРТС работ.
Экономический эффект определяют сопоставлением себестоимости и удельных капитальных вложений по сравниваемым вариантам.
Удельные капитальные вложения равны отношению суммарной стоимости транспортных средств, контейнеров, автопогрузчиков и т. п. (р.) к годовому объему транспортируемого груза (т).
В ряде случаев более удобен расчет удельных капитальных вложений без предварительного определения потребного количества транспортных средств, контейнеров и погрузочно-разгрузочных устройств.
При этом удельные капитальные вложения в транспортные средства могут быть рассчитаны по формуле
, (6.3)
где – оптовая цена транспортной единицы, р.; – суточный фонд времени работы транспортной единицы, ч; – коэффициент выпуска транспортных средств; – масса перевозимого груза нетто, т; –время оборота автомобиля, ч.
Время оборота автомобиля определяют по формуле
, (6.4)
где l –расстояние перевозки груза за 1 ездку, км; – средняя скорость движения, км/ч; –время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч; – коэффициент использования пробега транспортного средства.
Капитальные вложения на погрузочно-разгрузочные устройства и механизмы рассчитывают на 1 тонно-операцию, выполненную соответствующими устройствами на заготовительно-перерабатывающих и других пунктах и заводах.
При механизированной погрузке или разгрузке грузов удельные капитальные вложения в погрузочно-разгрузочные устройства (краны, экскаваторы, авто- и электропогрузчики, конвейеры) могут быть вычислены по формуле
, (6.5)
где – стоимость погрузочно-разгрузочных устройств, р.; – масса груза (нетто), перевозимого в транспортной таре или подвижном составе за год, т.
Стоимость погрузочно-разгрузочных устройств определяют по формуле
, (6.6)
где – стоимость погрузочно-разгрузочного устройства, р.; – количество погрузочно-разгрузочных устройств.
Количество погрузочно-разгрузочных устройств можно определить по формуле
, (6.7)
где – продолжительность одного цикла работы погрузочно-разгрузочного устройства, мин; – суточный фонд времени работы погрузочно-разгрузочного устройства, ч; – средняя масса груза, перегружаемого за один цикл, т; – коэффициент использования погрузочно-разгрузочного устройства по времени.
Капитальные вложения в контейнеры и поддоны определяют, исходя из времени оборота контейнеров или поддонов, грузоподъемности и стоимости их изготовления. Кроме того, необходимо предусмотреть некоторый резерв контейнеров и поддонов для обеспечения неравномерной перевозки грузов и их ремонта.
Удельные капитальные вложения в контейнеры и поддоны рассчитывают по формуле
, (6.8)
где –стоимость контейнера или поддона, р.; – коэффициент, учитывающий нахождение контейнеров или поддонов в резерве и ремонте; –время оборота контейнера или поддона, ч; – полезная грузоподъемность контейнера или поддона, т.
Время оборота контейнера или поддона определяют по формуле
, (6.9)
где –время нахождения контейнера или поддона у потребителя, ч.
Удельные капитальные вложения на создание специальных контейнерных площадок различных пунктов рассчитывают по формуле
, (6.10)
где – площадь основания контейнера, м2; –коэффициент неравномерности доставки груза; – коэффициент дополнительной площади на контейнерных площадках; – продолжительность нахождения контейнера на контейнерной площадке, сут; – восстановительная стоимость 1 м2 контейнерной площадки, р.
Если хранение груза осуществляется на открытых и закрытых складах, в резервуарах, силосах, то удельные капитальные вложения на создание склада рассчитывают по следующей формуле:
, (6.11)
где – восстановительная стоимость 1 м2 площади склада, р.; –нагрузка на 1 м2 площади склада, т;
, (6.12)
где – объем груза на складе, м3; – объемная масса груза (для наливных грузов – плотность), т/м3; – площадь склада, м2.
Удельные капитальные вложения в дополнительное оборудование пунктов обслуживания
, (6.13)
где –цена единицы i-говида оборудования, р.; –количество единиц i-го вида оборудования; Q – масса груза, поступающего на пункт обслуживания за год, т.
Данные капитальные вложения считают для укладочных автоматов, полуавтоматов и других устройств, способствующих погрузке и разгрузке.
Если используют укладочные автоматы, то количество укладочных автоматов определяют по формуле
, (6.14)
где – производительность укладочного автомата, т/ч; – суточный фонд времени работы укладочного автомата, ч; – коэффициент использования автомата по времени.
Расчет капитальных вложений ведут по формулам (6.3, 6.4, 6.11 и 6.12) для случая перевозок грузов в автоцистерне (схема 1).
В случае перевозок грузов в танк-контейнере (схема 1) расчет капитальных вложений ведут по формулам (6.3 – 6.10).
В случае перевозок тарно-штучных грузов в ящиках (схема 2) расчет капитальных вложений ведут по формулам (6.3, 6.4 и 6.11).
В случае перевозок тарно-штучных грузов в таре-оборудовании (на поддоне) (схема 2) расчет капитальных вложений ведут по формулам (6.3, 6.4, 6.8, 6.9 и 6.11).
Для тарно-штучных грузов расчет капитальных вложений по формулам (6.5 – 6.7, 6.13 и 6.14) ведут по необходимости.
Для насыпных грузов в случае бестарной перевозки в автоцементовозе (схема 3) расчет капитальных вложений ведут по формулам (6.3, 6.4, 6.11 и 6.12).
Для насыпных грузов в случае доставки грузов в мешках (схема 3 и 4) расчет капитальных вложений ведут по формулам (6.3, 6.4 и 6.11).
Расчет капитальных вложений по формулам (6.5 – 6.7) ведут по необходимости.
Для насыпных грузов в случае использования мягких контейнеров (схема 4) расчет капитальных вложений ведут по формулам (6.3 – 6.10).
Для насыпных грузов в случае их перевозки в автосамосвалах (схема 5) расчет капитальных вложений ведут по формулам (6.3 – 6.7, 6.11 и 6.12).
Эксплуатационные расходы. К основным эксплуатационным расходам относят затраты на тару, укладку товаров на поддоны, загрузку товаров в контейнеры, содержание поддонов и контейнеров, перемещение грузов внутри предприятия, временное хранение и на разгрузку автомобиля.
Затраты на транспортную тару и упаковывание товаров рассчитывают по приведенным ниже формулам:
при одноразовом использовании тары и упаковывании вручную
; (6.15)
при упаковывании механизированным способом
; (6.16)
при упаковывании автоматически
. (6.17)
При использовании многооборотной тары:
при упаковывании вручную
; (6.18)
при упаковывании механизированным способом
; (6.19)
при упаковывании автоматически
, (6.20)
где – цена единицы тары, р.; – стоимость ремонта единицы тары в течение срока ее службы, р.; –масса нетто грузовой единицы, т; – срок службы тары, лет; – число оборотов тары в год; – норма времени рабочего на переработку 1 т груза, ч/т; – норма времени механизатора, ч/т; – заработная плата укладчика товара при затаривании, р./ч; – расходы на содержание укладочного механизма, р./ч; – расходы на содержание укладочного автомата, р./ч; – производительность укладочного автомата, т/ч.
Количество оборотов тары в год определяют по формуле
. (6.21)
Затраты на укладку товаров в транспортной таре на поддоны (в тару-оборудование) и снятие с поддона (из тары-оборудования) и :
при укладке и снятии товаров вручную
, (6.22)
где – норма времени рабочего на укладку на поддон или снятие с поддона 1 т товара, ч/т; – заработная плата рабочего (основная и дополнительная с начислениями) и накладные расходы, р./ч;
при укладке и снятии товаров механизированным способом
, (6.23)
где – норма времени работы водителя погрузчика, ч/т; – заработная плата водителя погрузчика, р./ч; – расходы на содержание погрузочно-разгрузочного механизма, р./ч.
при укладке и снятии товаров с помощью укладочных механизмов и автоматов
. (6.24)
Затраты на содержание поддонов (тары-оборудования) и контейнеров :
; , (6.25)
где , – цена поддона (тары-оборудования) и контейнера, р.; , –норма отчислений на амортизацию в процентах к стоимости поддона (тары-оборудования) и контейнера; , –стоимость текущих ремонтов в процентах к стоимости поддона (тары-оборудования) и контейнера; , –масса (нетто) товара на поддоне (в таре-оборудовании) и в контейнере, т.
Величина амортизации и затрат на текущий ремонт в %к стоимости для различных типов контейнеров и поддонов (тары-оборудования) в зависимости от числа оборотов в год приведена ниже.
Поддон плоский деревянный | 75 + 0,6 |
Тара-оборудование | 35 + 0,33 |
Танк-контейнер | 16 + 0,15 |
Мягкий контейнер | 16 + 0,45 |
При определении числа оборотов в год контейнера учитывают время нахождения его в пути следования и в пунктах отправления и назначения.
Затраты на перемещение поддонов и контейнеров внутри предприятия:
. (6.26)
Затраты на погрузку автотранспорта :
при ручном способе погрузки
; (6.27)
при механизированном способе погрузки
, (6.28)
где – эксплуатационные расходы на одну тонно-операцию, р.; и – количество тонно-операций при ручном и механизированном способах погрузки.
Эксплуатационные затраты на автомобильном транспорте складывают из следующих элементов:
· заработной платы водителей автомобилей;
· расходов на топливо и смазочные материалы;
· расходов на текущий ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;
· расходов на амортизацию;
· издержек на восстановление износа и ремонта шин;
· накладных расходов.
Заработную плату водителей, отнесенную к 1 т перевозимого груза, рассчитывают по формуле
, (6.29)
где – месячная тарифная ставка водителя 3-го класса, р.; – поправочный коэффициент к тарифной ставке водителя 3-го класса; – продолжительность оборота автомобиля, ч; Ф – месячный фонд работы автомобиля, ч; – масса сырья нетто, загружаемого в автомобиль, т.
Затраты на топливо, отнесенные к 1 т перевозимого груза, определяют, исходя из норм расхода топлива и его стоимости:
, (6.30)
где – основная норма расхода топлива на 100 км пробега, л; – дополнительная норма расхода топлива на каждые 100 ткм, л; – коэффициент использования пробега автомобиля; – коэффициент, учитывающий сезонное увеличение норм расхода горючего; – отношение массы груза брутто к массе груза нетто; – стоимость 1 л горючего, р.; – пробег автомобиля с грузом за ездку, км.
Затраты на смазочные материалы определяют по формуле
, (6.31)
где – стоимость 1 л масла, р.; – норма смазочных масел на 100 л топлива, кг.
Расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей вычисляют по всем видам технического обслуживания и ремонта, кроме капитального, на основе норм затрат на 1000 км пробега:
, (6.32)
где – норма затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт, р./1000 км.
Затраты на амортизацию подвижного состава определяют на основе норм амортизационных отчислений в процентах к балансовой стоимости автомобиля на 1000 км пробега:
, (6.33)
где – норма амортизационных отчислений на 1000 км пробега, %.
Расходы на восстановление износа и ремонт шин рассчитывают по следующей формуле:
, (6.34)
где – норма затрат на восстановление шин на 1000 км пробега, %, – цена одного комплекта шин, р.; – количество шин на автомобиле.
Накладные расходы зависят от размеров автотранспортных предприятий, их оснащения, типов автомобилей. В расчете на 1 т груза эти расходы можно найти по формуле
, (6.35)
где – норма накладных расходов, р./ч.
Для насыпных грузов (схемы 3-5) определяют эксплуатационные затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ соответствующими механизмами (краны, экскаваторы, автопогрузчики и ковшовые погрузчики).
Заработную плату машинистов погрузочно-разгрузочных механизмов, отнесенную к 1 т груза, рассчитывают по формуле
, (6.36)
где – часовая тарифная ставка машиниста, р./ч; – поправочный коэффициент к тарифной ставке (доплаты, премии, ночные); – производительность погрузочно-разгрузочного механизма, т/ч.
Затраты на топливо определяют по формуле
, (6.37)
где – номинальная мощность двигателя погрузочно-разгрузочного механизма, л.с.; – удельный расход топлива, г/(л.с. · ч); – коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования двигателя по мощности; – коэффициент использования двигателя по времени; – коэффициент использования двигателя по мощности; – стоимость 1 кг топлива, р.
Для погрузочно-разгрузочных машин с электрическим приводом необходимо подсчитать затраты на электроэнергию по формуле
, (6.38)
где – мощность электропривода погрузочно-разгрузочного механизма, кВт; – коэффициент спроса электродвигателя; – стоимость электроэнергии, р./(кВт · ч).
Затраты на смазочные материалы определяют по формуле
, (6.39)
где – коэффициент перехода от затрат на топливо или электрическую энергию к затратам на смазочные материалы.
Расходы на ремонт вычисляют по формуле
, (6.40)
где – трудоемкость выполнения ремонта, чел.-ч/маш.-ч; – средняя тарифная ставка ремонтных рабочих, р./чел.-ч; – коэффициент перехода от зарплаты ремонтным рабочим к затратам на ремонт.
Амортизационные отчисления определяют согласно количеству машино-часов работы машины в год, балансовой или расчетной стоимости машин и проценту амортизационных отчислений.
Количество машино-часов работы в год определяют по формуле
, (6.41)
где – фонд рабочего времени в днях; – продолжительность рабочей смены в зависимости от коэффициента сменности; – коэффициент сменности; – затраты рабочего времени на выполнение технического обслуживания и ремонта, дн./маш-ч; – отношение затрат рабочего времени на одну перебазировку в днях к продолжительности работы машины на одном объекте в машино-часах.
Затраты на амортизацию определяют по формуле
, (6.42)
где – норма амортизационных отчислений, %.
При необходимости определяют затраты на содержание рельсовых путей и переоборудование машин. В заключение рассчитывают накладные расходы как определенный процент от прямых затрат. Суммированием всех затрат получают стоимость эксплуатации машин и механизмов на 1 т груза.
Дополнительно учитывают затраты, связанные с потерями грузов в процессе доставки, по формуле
, (6.43)
где – потери, зависящие от рода груза и способа перевозки, %; – стоимость 1 т груза, р.
Эксплуатационные расходы на предприятиях-грузополучателях включают затраты на разгрузку автомобилей, приемку товаров по количеству и качеству, укладку на хранение и снятие с хранения и содержание склада.
Затраты на разгрузку автомобиля:
при ручном способе разгрузки
; (6.44)
при механизированном способе разгрузки
, (6.45)
где – эксплуатационные расходы на одну тонно-операцию, р.; и – количество тонно-операций при ручном и механизированном способах разгрузки.
Расходы на приемку товаров по количеству и качеству , включая расходы на перемещение товаров от рампы до приемочной:
при перемещении товаров вручную для тары-оборудования (ящиков)
; (6.46)
при перемещении товаров механизированным способом для поддонов
, (6.47)
где – время работы материально ответственного лица и рабочего при работе вручную или механизированным способом по приемке 1 т товаров по количеству и качеству; – заработная плата материально ответственного лица и рабочего, р./ч; – расходы на содержание погрузочно-разгрузочных механизмов, р./ч.
Затраты на укладку товаров в транспортной таре на хранение в складское помещение и снятие с хранения, включая перемещение от приемочной до мест хранения:
при укладке и снятии товаров вручную для тары-оборудования (ящиков)
; (6.48)
при укладке и снятии товаров механизированным способом для поддонов
. (6.49)
Затраты на перемещение товаров из складского помещения до торгового зала:
при работе вручную для тары-оборудования (ящиков)
; (6.50)
при работе механизированным способом для поддонов
. (6.51)
Если хранение груза осуществляется на открытых и закрытых складах (в ящиках, мешках), в резервуарах, силосах, то затраты на содержание склада рассчитывают по следующей формуле:
, (6.52)
где – эксплуатационные затраты (в сутки), р./м2; –срок хранения товара на складе, сут; –нагрузка на 1 м2 площади склада, т;
, (6.53)
где – балансовая (восстановительная) стоимость склада, р.; –норма отчислений на амортизацию склада, % кстоимости; – годовые расходы по текущему ремонту, % (принимаются 0,5 %от балансовой стоимости); – площадь склада, м2.
Если хранение груза осуществляется в контейнерах, на поддонах и в таре-оборудовании, то затраты на содержание склада рассчитывают по следующей формуле:
, (6.54)
где –количество груза в контейнере (нетто), на поддоне, в таре-оборудовании, т.
Эксплуатационные расходы, р./сут:
, (6.55)
где – площадь основания контейнера (поддона, тары-оборудования), м2.
Расчет эксплуатационных затрат ведут по формулам (6.27 – 6.35), (6.43 – 6.45), 6.52 и 6.53 для случая перевозок грузов в автоцистерне (схема 1).
В случае перевозок грузов в танк-контейнере (схема 1) расчет эксплуатационных затрат ведут по формулам 6.21, 6.25, (6.27 – 6.35), (6.43 – 6.45), 6.54 и 6.55.
В случае перевозок тарно-штучных грузов в ящиках (схема 2) расчет эксплуатационных затрат ведут по формулам (6.15 – 6.21), (6.27 – 6.35), (6.43 – 6.46), 6.48, 6.50, 6.52 и 6.53.
В случае перевозок тарно-штучных грузов в таре-оборудовании (на поддоне) (схема 2) расчет эксплуатационных затрат ведут по формулам (6.21 – 6.25), (6.27 – 6.35), (6.43 – 6.51), 6.54 и 6.55.
Для тарно-штучных грузов расчет эксплуатационных затрат по формуле 6.26 ведут по необходимости.
Для насыпных грузов в случае бестарной перевозки в автоцементовозе (схема 3) расчет эксплуатационных затрат ведут по формулам (6.27 – 6.35), (6.43 – 6.45), 6.52 и 6.53.
Для насыпных грузов в случае доставки грузов в мешках (схема 3 и 4) расчет эксплуатационных затрат ведут по формулам (6.22 – 6.23), (6.29 – 6.43), 6.52 и 6.53.
Для насыпных грузов в случае использования мягких контейнеров (схема 4) расчет эксплуатационных затрат ведут по формулам 6.21, 6.25, (6.29 – 6.43), 6.54 и 6.55.
Для насыпных грузов в случае их перевозки в автосамосвалах (схема 5) расчет эксплуатационных затрат ведут по формулам (6.29 – 6.43), 6.52 и 6.53.
Расчет по формулам (6.36 – 6.42) ведут при погрузке и разгрузке бортовых автомобилей, для самосвалов – только при погрузке.
Для каждой из схем 1 – 5 заносят рассчитанные показатели в таблицу 6.1.
Таблица 6.1 – Сравнительная таблица данных для схемы 1
Показатели | Автоцистерна | Танк-контейнер |
р / т | р / т | |
Удельные капитальные вложения в транспортные средства | 82,97 | 91,79 |
Удельные капитальные вложения в погр.- разгр. средства | 220,00 | 168,00 |
Удельные капитальные вложения в складское хозяйство | 12,88 | 12,88 |
Затраты на погрузку автотранспорта | 11,29 | 12,14 |
Заработная плата водителей | 5,16 | 5,71 |
Затраты на топливо | 15,21 | 15,21 |
………………………………….. | ………… | ………… |
Приведенные затраты | 119,61 | 116,40 |
Натуральные критерии
Натуральные критерии характеризуются, прежде всего, производительностью автотранспортного средства, соответствующие характеру перевозок и условиям работы.
Вначале определяют количество ездок за смену:
, (7.1)
где – функция, возвращающая ближайшее меньшее целое значение; – время работы на маршрутах, ч; – средняя техническая скорость подвижного состава, км/ч; – длина ездки с грузом, км; – время погрузочно-разгрузочных работ, ч.
Затем определяют часовую производительность в тоннах ( ) и тонно-километрах ( ):
; , (7.2)
где – фактическая загрузка автомобиля, т.
На основе формул 7.1 – 7.2 строят графики зависимостей производительности от фактической загрузки автомобиля, скорости, расстояния перевозок и времени погрузки-разгрузки.
При оценке влияния фактической загрузки автомобиля на производительность используют другую формулу для определения количества ездок за смену:
, (7.3)
где – время, затрачиваемое на дополнительные операции (заезды в пункты, маневрирование, оформление документов и т. д.), ч; – время, затрачиваемое на погрузку-выгрузку 1 т груза, ч.
Примеры зависимостей от различных эксплуатационных показателей приведены на рис. 7.1–7.4.
Графики строят для варианта в каждой из пяти схем, имеющей наименьшие приведенные затраты.
Рисунок 7.1 – Зависимость производительности от изменения
расстояния перевозок
Рисунок 7.2 – Зависимость производительности от изменения времени
простоя под погрузкой-разгрузкой
Рисунок 7.3 – Зависимость производительности от изменения
фактической загрузки подвижного состава
Рисунок 7.4 – Зависимость производительности от изменения
технической скорости автомобиля
Специальная часть
В данном разделе разрабатывают организационное мероприятие, связанное с работой транспорта и доставкой заданного груза, например, проведение согласования работы подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов (наливные грузы, цемент и т. д.), построение маршрутизации перевозок (развозочный маршрут, кольцевой маршрут), составление расписания прибытия и убытия транспортных средств на обслуживающий пункт, разработка графика объезда пунктов с учетом времени доставки продукции (бетон, хлеб и т. д.).
Специальное задание выдает руководитель проекта.