Виды биотоплива. Производство биоэтанола первого и второго поколений
Виды биотоплив:
• Дизельное топливо– жидкое нефтяное топливо, применяемое в дизелях и получаемое из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти и частично (до 20%) газойли каталитического крекинга.
• Биотоплива – топлива, получаемые из растительного (возобновляемого) сырья.
• Биодизельное топливо– топливо на основе растительных или животных жиров (масел), а также продуктов их этерификации.
• Смесевое биодизельное топливо– смесь дизельного топлива и метиловых эфиров жирных кислот.
• «Green»дизель – смесь насыщенных нормальных алканов, получаемая из растительного сырья и применяемая в качестве добавок в дизельному топливу
Преимущества биодизеля:
• воспроизводимое сырье
• отсутствие зависимости от нефти и газа
• позволяет достигнуть требований стандарта EURO IV (уменьшение выбросов СО2, отсутствие серы и ароматики)
• нетоксичность, способность к биодеградации
• высокая смазывающая способность
Первое поколение (1-G):
Ø Этанол из сахаров (кукуруза, пшеница, сахарная свекла)
Ø Биодизель из масел (подсолнечник, соя, рапс, пальмовое масла)
Второе поколение (2-G):
Ø Этанол из целлюлозы (древесина, травы)
Ø Биодизель из микроводорослей
Ø Бионефть из древесины
Традиционная технология получения биодизельного топлива с применением гомогенного катализатора
Технологическая установка получения биодизеля:
Технические характеристики:
Производительность, м3/ч - 4.0-12.5
Режим работы – непрерывный
Размер установки, м - 6*6*8
Исходное сырье - масло растительное, метанол, КОН
Температура, 0С - 60
Технология получения биодизеля и «Green» дизеля
Особенности процесса:
- Использование гетерогенного катализатора переэтерификации
- Процесс переэтерификации в одну стадию
- Дополнительная стадия гидродеоксигенации биодизеля и остатков рапсового масла
- Получение двух товарных продуктов: Биодизель и «Green» дизель
- Параметры процесса для переэтерификации: 2000С, 2,0 Мпа
для гидродеоксигенации биодизеля: 3400С, 4,0 МПа
- Возможность рекуперации тепла
Быстрое сокращение разведанных ресурсов ископаемого энергетического сырья заставляет мировое сообщество интенсивно осваивать возобновляемые энергетические ресурсы, среди которых первое место по объемам потребления возобновляемой энергии занимает растительная биомасса.
В настоящее время за счет топливно-энергетических ресурсов, произведенных из биомассы, покрывает 35% энергопотребления развивающихся стран. Вторым, – еще более весомым, – аргументом в пользу топлив, приготовленных из растительного сырья, является настоятельная необходимость снижения негативного антропогенного воздействия на климат планеты. Постепенное замещение углей, природного газа и продуктов нефтеперегонки, биотопливом, произведенным из возобновляемого растительного сырья обеспечит восстановление и сохранение баланса углекислоты в атмосфере.
В этой связи поиски и промышленное освоение альтернативного растительного сырья высокой продуктивности для получения биотоплив более чем актуально.
В качестве исходного сырья для получения растительных масел используется ряд сельскохозяйственных культур, таких как, рапсовое, соевое, пальмовое, кокосовое масло и др.
Также применяется отработанное растительное масло, животные жиры, микроводоросли и отходы пищевой промышленности.
Одним из достоинств биодизеля является чистота отработавших газов по сравнению с дизельным топливом. Тестирования дизелей, работающих на биодизеле в Германии, Австрии, Швеции и других странах, показали следующие соотношения выбросов по сравнению с дизельным топливом: СО — сопоставимо; НС — меньше на 20-40%; сажа — меньше на 40-50%; твердые частицы — меньше на 0-40%; NOX — больше на 0-15%.
Актуальность разработки перспективных технологий получения биодизельных топлив обусловлена не только их экологичностью, но также и другими преимуществами:
- более высоким цетановым числом (до 58 ед.);
- более высокой температурой вспышки (> 100°С), а, следовательно, более высокой пожаробезопасностью;
- лучшей смазывающей способностью.
К недостаткам биодизельных топлив относят склонность метиловых эфиров к окислению и как следствие сложности с их хранением из-за возможного проникновения влаги. Возможны случаи разложения биотоплива и его микробиологического поражения.
Кроме того, у него больше нагарообразование в камерах сгорания, в связи с чем в топливо нужно вводить моющие присадки. Расход биотоплива на 10… 15% больше, чем углеводородного. Биотопливо должно более строго удовлетворять требованиям качества.