Аналитическая часть творческого отчёта
Детская музыкальная студия «Лада»
(рук. Отличник образования РБ Никитина Д.Ф.)
Творческий отчёт
Никитиной Камиллы Александровны
Концертмейстер ДМС «Лада» УГДДТим.В.М.Комарова
Стаж работы в ОУ: 5 лет
Имеющаяся квалификационная категория: -
Заявленная категория: Первая
Введение
Я работаю концертмейстером в детской музыкальной студии «Лада» на базе Уфимского городского дворца детского творчества им.В.М.Комарова, руководителем которого является отличник образовании Никитина Джамиля. Спектр моей деятельности очень широк: иллюстрирование на фортепиано распевок, стилизация фольклора, аранжировка всех без исключения песен студии, звукозапись минусовок и плюсовок, управление звуком во время выступлений на разных площадках (звукорежиссёр, звукооператор), помощник руководителя в ведении документации, автор методических разработок. Я необычный концертмейстер – я концертмейстер – звукорежиссёр - аранжировщик.
Да и студия наша необычна. Прежде всего тем, что даёт учащимся комплексное полупрофессиональное музыкальное образование. Сегодня, спустя 8 лет с момента её образования, можно сказать, что технология работы с детьми, которую мы выработали в творческом процессе если не совершенна, то максимально близка к этому. Причиной такой оценке своей работы явились следующие факторы:
1) Помимо навыков игре на фортепиано, вокала, сольфеджирования, я предложила руководителю внедрить в образовательный процесс такой предмет, как звукозапись в студии и основы аранжировки и композиции.
2) Дети с восторгом восприняли данную идею. Теперь, каждый маленький учащийся нашей студии имеет опыт записи собственного голоса. А кто повзрослее, помимо своих сольных записей обучен ещё и основами звукозаписи и аранжировки. Некоторые выпускники уже имеют собственные сочинения в рамках электронной музыки.
3) Невероятная результативность этих инноваций. Практику звукозаписи мы внедрили только в прошлом учебном году, и уже весной на республиканском конкурсе «Звёздочки столицы Башкортостана» участвующие в четырёх номинациях (младший и старший состав ансамбля и две солистки) стали победителями во всех из них. Кроме того, возросла творческая деятельность учащихся. Каждый из них стремиться создать своё музыкальное произведение и записать его в студии звукозаписи.
В 2010 году общими усилиями была установлена небольшая полупрофессиональная студия звукозаписи непосредственно в нашем рабочем кабинете. Были приобретены аналогово-цифровой преобразователь, хороший студий конденсаторный микрофон, необходимые коммутационные принадлежности. Ну а компьютер, на котором я и ранее писала для «Лады» аранжировки и фонограммы, появился ещё раньше. Весь процесс звукозаписи осуществляется в программе (музыкальном редакторе) Cubase sx 5. Я считаю, что выбор именно этой программы наиболее приемлем для записи и обучения в ней учащихся, так как интерфейс данного редактора достаточно прост в использовании (хотя, без определённых знаний здесь никак не обойтись), позволит учащимся легко манипулировать элементарными терминами в сфере электронной музыки и компьютерных знаний вообще. Ну, и элементарное владение статусной и популярной Cubase sx будет всегда говорить о грамотности и прогрессивности учащихся.
Тема композиции неотъемлемо сопутствует звукозаписывающим процессам, так как в процессе работы у учащихся проявляются импровизационные способности, которые они с удовольствием реализуют в ансамблевой работе. Например, во многих наших уже отработанных композициях звучат музыкальные элементы, которые предложили внести непосредственно дети, в процессе общей звукозаписи. Или же в процессе создания аранжировок я непременно советуюсь с учащимися, и мы вместе выбираем лучшие варианты тех или иных музыкальных или гармонических ходов. Особенно, если учесть, что наша студия ориентирована на возрождение и стилизацию народного фольклора, то участие детей в процессе популяризации старинной музыки особенно ценно.
Таким образом, ссылаясь на результативность и творческий подъём в атмосфере нашего ансамбля, предлагаю ввести в практику вокальных и музыкальных студий основы звукозаписи и аранжировки. Я считаю, это нововведение найдёт свою актуальность, детские студии, принявшие её повысят результативность в творческом процессе, а квалифицированные звукорежиссёры станут востребованы больше.
Действуя подручными
Техническими средствами,
Он, как живописец кистью и красками,
Рисует уникальную звуковую картину
Аналитическая часть творческого отчёта.
Эстетическое воспитание ребёнка – один из факторов формирования мировоззрения и развития личности. Ведущей ветвью такого воспитания является музыкальное образование: оно позволяет обучающимся научиться целостно ощущать мир, материальные и духовные формы, совмещать творчество с рабочим процессом и так далее.
Но мир не стоит на месте, компьютерные технологии целиком и полностью внедрились в нашу жизнь и, в особенности, в жизнь наших детей. Всё сложнее и сложнее отвлечь их от мониторов и вдохновить на творческое созидание. Это не плохо и не хорошо, просто факт. Поэтому, следует обратить компьютерные и цифровые технологии на благо воспитания будущего поколения, на благо формирования творческого видения и проявление. Тем более, что с каждым новым днём искусство и техническое её обеспечение неотделимы друг от друга.
Программа курса «основы звукозаписи» родилась исходя из потребности детей в познании музыки не только посредством классического обучения, но и инновационном, включающее в себя компьютерные музыкальные технологии, интерфейсы популярных музыкальных редакторов, изучение принципа работы аналого-цифровых преобразователей и различных видов микрофонов.
Актуальность предложенной программы несомненна. Она формирует у обучающихся следующие знания и навыки:
- навык композиторского творчества
- навык экспериментальной и импровизационной музыкальной деятельности
- свободное ориентирование в мультимедийных цифровых интерфейсах некоторых популярных музыкальных редакторов
- умение записывать как аудио сигнал, так и миди сигнал
- развитие субъективной оценки звучания оцифрованного аудио
- владение специфической терминологией
- умение грамотно обращаться как со звукозаписывающей техникой, так и с техническими приборами в целом
- умение пользоваться различными видами микрофонов, понимая их различия в принципах действия
- осознание крепкой связи музыкального искусства с высшей математикой, физикой и акустикой звука
- синтез основ многих наук и отраслей их
- познание музыки через математику для детей с математическим складом ума
- познание математики через музыку для детей с аналитическим складом ума
- и многие другие аспекты
Данная технологически-творческая деятельность позволит ребёнку или подростку использовать компьютерные технологии в более широком пространственном значении. Каждый ребёнок с детства одарён творческим потенциалом, и внедрение «железных» систем в повседневную жизнь, казалось, рушит их. Но данная программа доказывает обратное: если ребёнку показать все грани и возможности использования компьютера во благо творчеству, то в дальнейшем, за моральное и эстетическое состояние будущего поколения можно не беспокоиться.
Изучив социальный заказ на дополнительные образовательные услуги в области музыки, мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ потребностей воспитанником показал, что дети, в большинстве своём, перегружены в школе. И, как форма отдыха дома для практически всех из них является путешествие по просторам Интернета, игр и онлайн развлечений. Причём, далеко не всегда высокоморальных. Обучившись основам «рисования звуками» на цифровом интерфейсе, юные музыканты могут проводить свой досуг, не расставаясь с железным другом наслаждаться творчеством, поисками новых возможностей для записи, анализировать звучание собственных сочинений. Практика показывает, что учащиеся, прошедшие у меня небольшие, краткие курсы по данной дисциплине (предварительно долго упрашивая меня показать им как это работает) в домашних условиях делают интересные музыкальные творческие эссе.
2. Часто у ребёнка не гармонируют между собой математические и аналитические склонности. Программа обучению звукозаписи может с лёгкостью восполнить необходимую гармонию столь разных типов мышления. Работает этот принцип следующим образом: Ребёнок аналитического типа мышления эмпирическим путём записывает в MIDI музыкальный фрагмент, но при прослушивании обнаруживает неточности в воспроизведении и в ритмическом оформлении. Открыв интерфейс дорожки необходимого звучащего инструмента, простыми математическими выводами можно определить, где находиться неточность, поправить ею. Всё это делается на «музыкальном» графике оси координат. Плюс ко всему такого рода занятия тренируют понятия соотношений звуковысотности и метроритмической её оформления посредством математического вычисления. И наоборот, ребёнок с математическим типом мышления без труда определит соотношение на графическом интерфейсе, но прослушав, созданные им музыкальные фрагменты, продолжит творчество, так как этот процесс захватывает. Проверенно на собственной практике, как звукорежиссёрской, так и педагогической.
3. Не только для взрослого человека, но и для подростка важно чувствовать собственную значимость в своих кругах. Ориентирование в новейших системах программного обеспечения звукорежиссёрского ряда и стандартно-потребительского пользования ПК повысит уверенность в своих силах, знаниях и способностях. Это, несомненно, приведёт обучаемого к дальнейшему успеху и в профессиональных планах, и в личных.
Описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок, организация, содержание, формы, приемы, методы педагогической деятельности.
Детская музыкальная студия Лада: запись «Попурри на темы известных башкирских народных песен» в профессиональной студии звукозаписи.