Ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П)
Тема №5.
ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебные вопросы:
Инновационные цели организации.
Инновационный потенциал организации.
Инновационный климат организации.
4. Инновационная позиция организации.
Показатели инновационной активности организации.
Инновационные стратегии
Инновационные показатели организации оцениваются по следующим показателям:
1) инновационные цели организации;
2) инновационный потенциал организации;
3) инновационный климат организации;
4) инновационная позиция организации;
5) показатели инновационной активности организации;
Инновационные стратегии.
Инновационные цели организации
Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия, реализация которой, в свою очередь, требует ценного управления инновацией, т. е. формулирования инновационной цели.
Инновационными целями могут быть требования:
о создании нового конкурентоспособного продукта;
о подготовке новой услуги;
о переходе на новую технологию, новый вид ресурса, новую систему управления, новую организационную структуру и т. д.
При формулировании инновационных целей и стратегий имеются принципиальные различия:
цели определяются как векторы развития,
а стратегии — как направления действий (направления использования ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и применения ресурсов.
Однако цель и стратегия взаимосвязаны одной логической цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня управления. Реализация стратегии требует ее формулировки как цели.
В большинстве случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим требованиям:
· начинается с глагола в неопределенной форме в повелительно наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повысить» и т. п.)
· конкретизирует требуемый конечный результат в качественно и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить» затраты на содержание аппарата управления на 20 % от ранее представленного бюджета) Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления». Есть количественное выражение: «уменьшить... на 20 % в срок до...». Есть способ измерить показатель: «от ...бюджета»;
· конкретизирует заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному в программе числу...», «до 28 февраля текущего года»);
· конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более ...денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»);
· оговаривает, только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как» это должно быть сделано;
· утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до конкретного исполнителя.
Инновационный потенциал организации
Инновационный потенциал организации— это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.
Инновационный потенциал организации — показатель, характеризующий способность компании к осуществлению процессов нововведений.
Инновационный потенциал организации является базовым критерием, определяющим результативность процесса создания и использования инноваций.
Основные его составляющие
· материально-техническая база;
· финансовые ресурсы;
· творческий потенциал;
· организационно–управленческие ресурсы.
Оценка инновационного потенциала производится по схеме:
ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П).
Под проектом или программой имеются в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности.
Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:
♦ частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;
♦ интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых продуктов.
Анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала вклюмает детальный и диагностический анализ.
Детальный анализвнутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию:
Схема детальной оценки инновационного потенциала и внутренней среды такова:
· четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала организации по всем блокам, компонентам и параметрам, которые обеспечивают достижение инновационной цели и ее подцелей (по дереву цели);
· устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем блокам, компонентам и параметрам;
· анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала организации;
· выделяются сильные и слабые стороны потенциала;
· составляется примерный перечень работ по инновационному преобразованию организации (усилению сильных сторон).
Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходык оценке инновационного потенциала организации.
Обязательные условия качественного проведения диагностики анализа:
♦ должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;
♦ необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы, чтобы по состоянию какого-либо одного диагностического параметра оценить состояние либо всей системы, либо ее части;
♦ информация о значениях диагностических параметров должна быть достоверной, так как при ограничении параметров возникает риск потерь из-за неточно определенного диагноза состояния системы.
Инновационный климат
Инновационный климат—это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели.
Инновационный климат проявляется через влияние на инновационный потенциал
В макросреде организации выделяются четыре основные стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на макросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа.
Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом — их влияние на инновационные цели и стратегии, т. е. определение инновационного макроклимата. При необходимости можно углубить объект анализа за счет других векторов — территориального и отраслевого.
В качестве дальнего (косвенного) окружения внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на потенциал организации. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на потенциал организации.
Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала; конкуренты, поставщики, потребители, рыночная конъюнктура и т.д.
Объект анализа — зоны микросреды. Предмет — их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал; т. е. определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния, т. е. микросреда, представляется совокупностью стратегическихзон.
Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем по пятибалльной шкале:
5 — состояние данного компонента (параметра) внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
4 — состояние данного компонента хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
3 — состояние данного компонента ненадежно — угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
2 — состояние данного компонента вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
1 — состояние данного компонента угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.