Точка равновесия – равновесие спроса и предложения
Q – равновесный объем
S – равновесная цена
График.
22 слайд – Избыток и дефицит товаров.
Избыток товаров – ситуация на рынке, при которой объем предложения превышает объем спроса.
Дефицит товаров – ситуация на рынке, при которой объем спроса превышает объем предложения.
График.
23 слайд – Сдвиги равновесия спроса и предложения.
Под влиянием различных факторов будет изменяться или спрос, или предложение. При этом кривые спроса и предложения могут сдвигаться влево и вправо.
График.
24 слайд – Сдвиги равновесия спроса и предложения.
При одновременном влиянии нескольких факторов может происходить сдвиг как кривой спроса, так и кривой предложения:
• увеличение спроса и уменьшение предложения
• увеличение спроса и предложения…
График
25 слайд – Рыночный спрос.
Рыночный спрос – сумма индивидуальных спросов.
Для того чтобы построить линию рыночного спроса, надо сложить все линии индивидуальных спросов по каждому из уровня цен.
График
Анализ спроса и предложения, позволил выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон — закон спроса и предложения. Однако часто исследователю бывает недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объема спроса на товар, нужна более точная количественная оценка, ибо указанное сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым.
26 слайд – Эластичность.
Для того чтобы определить, как реагирует рыночный спрос на изменение цены и дохода, вводится понятие эластичности.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько изменится какой-либо фактор, при изменении другого фактора на единицу, то есть – на сколько изменится переменная Y, при изменении переменной Х
27 слайд – Эластичность спроса.
Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько изменится спрос на товар А при изменение какого-либо фактора на единицу.
График.
28 слайд – Таблица эластичностей.
Совершенно неэластичный спрос | объём спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости). | |
Неэластичный спрос | когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). | |
Единичная эластичность спроса | изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса (спрос на любой товар). | |
Эластичный спрос | объём спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). | |
Совершенно эластичный спрос | объём спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня (при совершенной конкуренции). |
29 слайд –Факторы, определяющие эластичность спроса.
• Количество товаров-заменителей; (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален)
• Степень насыщения продуктом; (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок не насыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
• Срочность и необходимость покупки; (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).
• Период времени;
• Величина дохода;
• Специфика рынка;
• Доля расхода в доходе... (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены)