Твердость за методом Роквелла
Здесь индентором выступает алмазный конус. Твердость определяется по глубине отпечатка после вдавливания индентора. Числа твердости находят на шкалах – черной или красной – зависимо от способа испытания.
По черной шкале С находят твердость закаленной стали, белого чугун. Индентор – алмаз, масса гири – 150 кг. Твердость обозначается HRC.
Для очень твердых материалов, например твердых сплавов, когда вдавливание алмаза может привести к охрупчиванию последнего, масса гири уменьшается до 60 кг. Используют черную шкалу, твердость обозначается HRA.
Методы испытания механических свойств:
Износ является следствием трения двух поверхностей. В Процессе трения у менее износостойкого материала (обычно, но не всегда, менее твердого) износ больше. Износ состоит в отрыве отдельных частиц. Важное значение при износе имеет химическое и физическое взаимодействие трущихся пар.
В лабораторных условиях обычно износостойкость определяют взвешиванием образца до испытания и после и износостойкость характеризуют потерей массы ( , где г — потеря массы в граммах; м2 — поверхность износа, ч — время изнашивания). Износостойкость весьма сильно зависит от условий трения.
Свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания, принято называть износостойкостью. В результате изнашивания изменяются размеры детали, увеличиваются зазоры между трущимися поверхностями, вызывающие биение и стук. Все это вызывает отказ машин.
Изнашивание является сложным физико-химическим процессом и нередко сопровождается коррозией. Реальные поверхности имеют сложный рельеф, характеризующийся шероховатостью и волнистостью. При трении существует дискретное касание шероховатых тел и, как следствие этого, возникают отдельные фрикционные связи, определяющие процесс изнашивания.
При относительном перемещении контактирующих материалов возникает сила трения F, препятствующая взаимному перемещению. Сила трения равна F = Рf где Р — нормальная составляющая внешней силы, действующей на контактную поверхность, а f — коэффициент трения. Коэффициент трения (безразмерная величина) может быть определен из уравнения: f = А ( /Р), где А — коэффициент, — динамическая вязкость и v — относительная скорость перемещения. Чем ниже значение f, тем меньше износ.
Обычно между трущимися поверхностями имеется тонкая пленка оксидов, которая изолирует поверхности соприкасающихся металлов. Механизм изнашивания и величина износа зависят как от свойств материала пар трения, так и от характера их движения (трение скольжения, качения и т. д.), величины Р, скорости перемещения v и физико-химического действия среды. Ниже описаны различные разновидности изнашивания. Чаще имеют место коррозионно-механическое или окислительное изнашивание. Окислительным называется изнашивание, при котором основное влияние на изнашивание оказывает химическая реакция материала с кислородом или окисляющей окружающей средой.
В результате трения на самой поверхности толщиной ~- нм образуется особая структура, содержащая большое количество оксидов. Под вторичной структурой располагается сильно деформированный тонкий слой металла с высокой плотностью дислокации.
При нормальном окислительном изнашивании разрушается только вторичная структура, после удаления, которой она легко
восстанавливается, и процесс многократно повторяется. Наличие вторичной структуры уменьшает изнашивание поверхностного слоя. Наиболее высокая износостойкость достигается при минимальной толщине вторичной структуры, высокой ее прочности и хорошей связи с основным металлом. При нормальном окислительном изнашивании
Рис.4. Кривая износа
коэффициент трения 0,01— 0,10 и толщина разрушающегося слоя 0,001—0,01 мм.
При постоянных условиях трения имеют место три стадии изнашивания (рис.1): 1 — период приработки, при котором происходит интенсивное изнашивание, изменяется микрогеометрия поверхности и материал наклепывается; эти процессы обеспечивают упругое контактное взаимодействие тел; после приработки устанавливается равновесная шероховатость поверхности, характерная для заданных условий трения, которая в дальнейшем не изменяется и непрерывно воспроизводится;
2 — период установившегося износа, в течение которого интенсивность износа минимальная для заданных условий трения.
3 — период катастрофического износа.
Окислительное изнашивание наблюдается в подшипниках скольжения, валах, втулках, поршневых кольцах пальцах и т. д.
Различают трение без смазочного материала и трение со смазочным материалом.
Трение без смазочного материала наблюдается во фрикционных передачах, тормозных парах и т. д. Широко применяется граничная смазка, когда масляная пленка толщиной от сотых до десятых долей миллиметра адсорбируется па поверхности детали. Коэффициент трения для этого случая составляет 0,01—0,03. При жидкостной смазке — трущиеся поверхности разделены находящимся под давлением слоем смазочного материала, который является несущим, так как уравновешивает внешнюю нагрузку. В этом случае слой смазочного материала имеет значительную толщину, трение происходит внутри масляного слоя, что приводит к снижению коэффициента трения (~0,001).
При других видах изнашивания разрушение затрагивает поверхностные слои большей толщины.
Виды изнашивания. По ГОСТ 27674—88 различают следующие виды изнашивания: механическое, коррозионно-механическое и электроэрозионное (изнашивание при действии электрического тока).
К механическому изнашиванию относят абразивное, ридроаб-разивное, газоабразивное, эрозионное, кавитационное, усталостное, изнашивание при фреттинге и изнашивание при заедании. Абразивное изнашивание материала происходит в результате режущего или царапающего действия твердых тел и (или) абразивных частиц. Эти частицы попадают между контактирующими поверхностями со смазочным материалом или из воздуха, а также могут появиться в результате развития других видов изнашивания (схватывания, выкрашивания, окисления). Абразивное изнашивание может иметь место с преобладанием процессов окисления (окисление и последующее разрушение оксидных пленок) и с преобладанием механического разрушения (внедрения абразивных частиц) и разрушения поверхности. При окислительной форме абразивного изнашивания коэффициент трения 0,05—0,30 и толщина разрушающегося слоя до 0,1 мм. Абразивное изнашивание является типичным для многих деталей горных, буровых, строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других машин, работающих в технологических средах, содержащих абразивные частицы (грунт, разбуриваемые породы и т. д.).
Изнашивание, происходящее в результате воздействия частиц, увлекаемых потоком жидкости, называют гидроабразивным изнашиванием. Оно имеет место, например, в мешалках и пропеллерах реакторов, в колесах и корпусах насосов, в шнеках и т. д.
Если абразивные частицы увлекаются потоком газа (например, в дымоходах и воздуходувках), то вызываемое ими изнашивание называется газоабразивным изнашиванием.
Под кавитационным изнашиванием понимают изнашивание поверхности при относительном движении твердого тела в жидкости. В условиях кавитации работают гребные винты, гидротурбины, детали машин, подвергающиеся принудительному водяному охлаждению, трубопроводы.
Усталостное изнашивание (контактная усталость) происходит в результате накопления повреждений и разрушении поверхности под влиянием циклических контактных нагрузок, вызывающих появление «ямок» выкрашивания. Усталостное изнашивание проявляется при трении, качении или реже качении с проскальзыванием, когда контакт деталей является сосредоточенным.
Так, контактную усталость можно наблюдать в тяжелонагруженных зубчатых и червячных передачах, подшипниках качения, рельсах и бандажах подвижного состава железнодорожного транспорта и т. д.
Изнашивание при фреттинг-коррозии происходит в болтовых и заклепочных соединениях, посадочных поверхностях подшипников качения, шестерен, муфт и других деталей, находящихся в подвижном контакте. Достаточны для образования фреттинг-коррозии даже весьма малые относительные перемещения с амплитудой 0,025 мкм.
Причиной изнашивания является непрерывное разрушение защитной оксидной пленки в точках подвижного контакта. Коэффициент трения 0,1—1,0.
Изнашивание при заедании, при котором имеет место задир, приводит к катастрофическим видам износа. При этом происходит разрушение поверхности, и трущиеся детали выходят из строя.
Различают схватывание I рода (холодный задир) и II рода (горячий задир). Холодный задир происходит при трении с небольшими скоростями относительного перемещения (до 0,5 — 0,6 м/с) и удельными нагрузками, превышающими , при отсутствии смазочного материала и защитной пленки оксидов. Горячий задир, наоборот, имеет место при трении скольжения е большими скоростями (>0,6 м/с) и нагрузками, когда в зоне контакта температура резко повышается (до 500— 1500 °С). При схватывании I рода коэффициент трения 0,5 — 4,0 и толщина разрушающегося слоя до 3 — 4 мм, а при схватывании II рода соответственно 0,10 — 1,0 и до 1,0 мм.
Легированую сталь очень часто применяют для легковых машин серийного производства, т.к. они не подвергаются очень большим нагрузкам в повседневной езде.
При выборе легированой стали можно гарантировать что она будет высокоизносостойкой.