Быстрое распространение отдельных современных технологий в секторах с «горизонтальной» организацией
В круг секторов, обладающих потенциалом к быстрому распространению передовых технологий, входят лесной комплекс, сельское хозяйство, строительство, легкая промышленность. Компании в данных секторах, как правило, не обладают необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий.
Наиболее значимыми инструментами содействия инновациям по данному направлению станут меры по совершенствованию отраслевого регулирования и сокращению барьеров для распространения новых технологий, привлечению иностранных инвестиций. Существенный вклад в инновационное развитие данных секторов обеспечат меры по развитию технического регулирования, института стандартизации, разработке новых и модернизации устаревших стандартов.
Важнейшей мерой содействия инновационному развитию данных секторов станет поддержка импорта важнейших универсальных современных технологий.
Повышение эффективности и уровня переработки
в концентрированных сырьевых секторах и энергетике
В числе данных секторов – нефтегазовый и угольный сектора, сектор электроэнергетики, характеризующиеся наличием сверхкрупных компаний, высокой концентрацией, наличием крупных компаний с государственным участием.
Первоочередное внимание будет уделено содействию внедрения лучших доступных технологий, снижению потерь, повышению экологичности производства и уровня переработки, переходу на современнее виды сырья и топлива, развитию энергетики, основанной на использовании альтернативных и возобновляемых источников энергии, что должно стать важнейшим фактором инновационного развития в «смежных» секторах (электроника, энергомашиностроение и т.д.) и экономики в целом. Важным инструментом решения задач модернизации сырьевых секторов станут инновационные программы крупных компаний государственного сектора, технологические платформы в энергетической сфере и сотрудничество с ведущими международными компаниями.
Таблица 2. Целевые индикаторы реализации поставленных задач по направлению «Инновационный бизнес»
Наименование индикатора | |||||
Валовая добавленная стоимость инновационного сектора (в % ВВП) | 12,7 | 13,5 | 15,2 | Не менее 17 | |
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения) | 2,0 | 2,1 | 2,3 | 2,8 | |
Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства) | 1,9 (2009) | 1,95 | 2,0 | 2,5 | |
Число внутренних договоров о торговле лицензиями и отчуждении прав на патенты, единиц | Более 4000 | Более 15000 | Более 40000 | ||
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства, % | 5,5 (2009) | 8,2 | |||
Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд. руб. | 112,1 | ||||
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций: | |||||
всего, из них: | 7,7 (2009) | 9,6 | |||
добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 9,4 (2009) | 10,8 | |||
связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий | 10,1 (2009) | 22,1 | |||
Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (Удельный вес организаций промышленного производства, осуществлявших технологические, организационные и/или маркетинговые инновации в общем их числе) | 11% (2009) | 24% | 47% | 60% | |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства | 4,9 | 7,2 | 15,4 | ||
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг новых для рынка сбыта организации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства | 0,4 (2009) | ||||
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг новых для мирового рынка в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг предприятий промышленного производства | 0,03% (2009) | 0,04 | 0,12 | 0,28 | |
Количество соучрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий | |||||
Организации, использующие широкополосный доступ к Интернету, в % от общего числа организаций | 56 (2009) | ||||
Организации, имеющие веб-сайт, в % от общего числа организаций | 24 (2009) | ||||
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА
Российский сектор исследований и разработок насчитывает более 3,5 тыс. организаций (в 2009 году – 3 536 организаций), где работает около 750 тыс. человек, примерно половина из которых – исследователи. Внутренние затраты на исследования и разработки в течение последних десяти лет выросли в 1,8 раза (в постоянных ценах), но при этом по отношению к ВВП составляют лишь немногим более 1% (в 2009 году – 1,24%). По объему затрат (по паритету покупательной способности) Россия близка к таким странам ЕС, как Италия, а по численности исследователей опережает ведущие страны Европы.
Структура сектора относительно стабильна: основная часть науки по-прежнему сосредоточена в научно-исследовательских (около 60%) и конструкторских организациях (более 20%), в том числе более 20% - в организациях государственных академий наук. Несмотря на тенденцию к опережающему росту в предкризисные четыре года, доли вузовского сектора науки (рост доли персонала, занятого в ИР, с 4,2% в 2005 году до 5,6% в 2009 году) и численности занятых исследованиями и разработками на промышленных предприятиях (рост доли с 5,3% до 6,6%, соответственно), эти сегменты науки остаются недостаточно развитыми по сравнению со странами-лидерами.
По ряду направлений не снижается, а часто и повышается средний возраст исследователей. Внутренние затраты в расчете на одного занятого растут, но все еще в 3-6 раз ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. Низкой по сравнению с развитыми странами остается и результативность научных исследований, измеряемая патентной и публикационной активностью и индексами цитирования.
Недостаточная эффективность (результативность) отечественного сектора исследований и разработок (а следовательно, и расходов на науку, как государственных, так и корпоративных) обусловлена как целым рядом сохраняющихся его структурных недостатков (включая устаревшие формы тематического планирования и организации выполнения проектов в сфере НИОКР, наличие неэффективных организаций и исследовательских подразделений во всех отраслях экономики),так и сохраняющейся низкой инновационной активностью экономики в целом, по-прежнему предъявляющей весьма слабый спрос на НИОКР в области высоких технологий, основным источником которого все еще остаются государственные закупки. Важнейшим фактором повышения эффективности российского сектора ИР, наряду с дальнейшим развитием собственно научного сектора, будет стимулирование рыночного спроса на инновационную продукцию со стороны отечественной экономики, в том числе, со стороны крупных отраслевых корпораций.
Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, создание отрасли генерации знаний, способной проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям, востребованные и российскими, и международными компаниями.
Достижение глобальной конкурентоспособности научного комплекса требует решения целого ряда задач, включая: повышение качества кадрового потенциала; повышение эффективности сектора исследований и разработок, в том числе за счет реструктуризации ряда научных организаций; наращивание исследовательского потенциала на ключевых направлениях; развитие механизмов и инструментов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса. Среди прочего, на повышение эффективности такой координации будет направлено расширение практики участия представителей университетской науки в научно-технических советах, экспертных советах крупных корпораций, министерств и ведомств, а также участия ведущих компаний реального сектора в деятельности научных советов, других коллегиальных органов управления вузов и научных организаций. Будет обеспечено сбалансированное развитие фундаментальных, прикладных, поисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (академической, отраслевой, вузовской науки), координацию и взаимодействие, эффективное использование потенциала научных организаций.
Решение поставленных амбициозных задач, при существенном расширении за последние годы спектра используемых инструментов и механизмов развития науки, требует значительно более четкой координации предпринимаемых на этом направлении усилий. Исходя из этого, в период до 2020 года будет обеспечено:
- развитие сети конкурентосопособных исследовательских университетов, где будет концентрироваться значительная часть компетенций в сфере прикладных исследований и разработок, в том числе, за счет максимальной интеграции науки и образования, расширения взаимодействия вузов с компаниями и передачи вузам части компетенций ликвидируемых отраслевых НИИ, а также направлений работ в компаниях;
- создание сети национальных исследовательских центров, отработка различных моделей их организации, в том числе и в рамках взаимодействия с ведущими вузами;
- расширение и развитие грантовой формы финансирования исследований с одновременным поэтапным сокращением доли финансирования в форме государственных контрактов на проведение НИР в сфере фундаментальной науки, персонализация финансирования научных коллективов, обеспечение возможности перемещения коллективов, реализующих проект, между организациями, в том числе создание ими новых компаний;
- расширение взаимодействия компаний реального сектора с организациями сектора исследований и разработок (институтами развития, исследовательскими подразделениями вузов, институтами государственных академий наук, другими научными организациями);
- концентрация усилий в сфере прикладных исследований на приоритетных направлениях инновационного развития сектора исследований и разработок и российской экономики в целом.
Координация усилий по формированию эффективного сектора исследований и разработок, в первую очередь в части создания опережающего научно-технического задела (прежде всего на докоммерческой стадии) и развития единой инфраструктуры сектора, будет осуществляться в рамках государственной программы "Развитие науки и технологий".
Рисунок 12. Эффективная наука