Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Структурно и содержательнопрограмма для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю.
Тематическое планирование
Тема раздела | Кол. часов | Коррекционные задачи | Обязательный минимум ЗУН |
Повторение пройденного в начале года. Предложение. | 9 | ü Коррекция мышления, речи на основе дидактических игр. ü Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений. ü Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игр. ü Развитие фразовой речи. ü Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями. ü Развитие мелкой моторики рук. | Учащиеся должны знать: - понятие «предложение» Учащиеся должны уметь: -составлять предложения по вопросам, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; -списывать текст целыми словами; -анализировать слова по звуковому составу; -различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; -определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова на письме; |
Звуки и буквы. Алфавит. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Гласные после шипящих. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Ударные и безударные гласные. Правописание безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные. | 81 | ü Коррекция памяти, внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза на основе дидактических игр. ü Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений. ü Развитие мышления, внимания и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений простых по структуре. ü Обогащение словаря учащихся. ü Коррекция фонематического слуха через выделение определенного звука в процессе упражнений. | Учащиеся должны знать: - алфавит, - расположение слов в алфавитном порядке в словаре. Учащиеся должны уметь: - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове), - употреблять ь на конце и в середине слова, - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и, - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова, - ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные, - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. ПРИМЕЧАНИЯ. Обязательно: - знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, - уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове). |
Слово. Названия предметов, действий и признаков. Имена собственные. Предлоги. Разделительный твёрдый знак. Родственные слова. | 55 | ü Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактических игр. ü Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов. ü Формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов в ходе письма под диктовку. ü Коррекция логического мышления, внимания, речи на основе упражнений. ü Обогащение активного и пассивного словаря учащихся. | Учащиеся должны знать: - предлоги до, без, под, над, около, перед, Учащиеся должны уметь: - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом, - правильно писать имена собственные, - писать предлоги раздельно с другими словами, - употреблять разделительный ъ, - подбирать родственные слова, находить корень, - писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём. |
Предложение. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 38 | ü Коррекция слухового восприятия, мышления, внимания на основе упражнений. ü Коррекция мелкой моторики через упражнения. ü Коррекция эмоциональной сферы через упражнения, игры. ü Обогащение словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта через разнообразные нетрадиционные приемы и методы: речевые, ü логоритмические и речедвигательные игры, упражнения на расширение лексикона и речевых навыков детей. | Учащиеся должны знать: - члены предложения: подлежащее, сказуемое. Учащиеся должны уметь: - членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится. - составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам, - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), - находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды), - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями, - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов). ПРИМЕЧАНИЯ. Обязательно: - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, - ставить знаки препинания в конце предложения, - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями, - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов). |
Связная речь. | 15 | ü Коррекция и развитие связной письменной речи, путём работы с деформированным предложением. ü Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, через формирование навыков самоконтроля; коррекция и развитие тактильного восприятия, через упражнение в узнавании; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, зрительное восприятие, фонетический слух, познавательную активность учащихся. | Учащиеся должны знать: - понятие «текст», «предложение». Учащиеся должны уметь: - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам. |
Повторение пройденного в конце года. | 14 | ü Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений. ü Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии синтаксических конструкций. | Учащиеся должны знать: - понятия «звук», «буква», «слог», «ударение», «слово», «текст», «предложение». -знать алфавит, правописание имен собственных. Учащиеся должны уметь: -анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, -устанавливать последовательность звуков в слове), ставить ударение, делить слова на слоги и для переноса, проверять правописание безударных гласных в корне слова. - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения; - озаглавливать текст (с помощью учителя и самостоятельно), разбивать текст на смысловые фрагменты, работать с деформированным текстом. |
ИТОГО |
Календарно-тематическое планирование
I четверть.
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол. часов | Дата | Словарь. |
1. | ПОВТОРЕНИЕ Предложение Практическое построение простого предложения. | |||
2. | Выделение предложений из текста. | Считать | ||
3. | Окончание как часть слова. | |||
4. | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах | Решать | ||
5. | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | |||
6. | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | Пример | ||
7. | Деление текста на предложения. | |||
8. | ЗВУКИ И БУКВЫ Алфавит. | |||
9. | Расположение слов в алфавитном порядке. | Пшеница | ||
10. | Гласные и согласные буквы. | |||
11. | Мягкий знак на конце и в середине слова. Мягкий знак на конце слова. | Корабль | ||
12. | Мягкий знак в середине слова. | Человек | ||
13. | Мягкий знак на конце и в середине слова. | |||
14. | Разделительный мягкий знак. Разделительныймягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. | Деревня, здоровье | ||
15. | Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь. | |||
16. | Правила переноса слов сразделительным мягким знаком. | Аптека | ||
17. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | |||
18. | Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику. | |||
19. | Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова». Работа над ошибками. | |||
20. | Гласные после шипящих Сочетание гласных с шипящими. | Земляника | ||
21. | Закрепление. Гласные после шипящих. | Экскурсия | ||
22. | Составление рассказа по плану и данным предложениям. | |||
23. | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова. | Берег | ||
24. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
25. | Звонкие и глухие согласные в середине слова. | Обед | ||
26. | Способы проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова. | |||
27. | Объяснение написания слов со звонким и глухим согласным. | |||
28. | Упражнение в подборе проверочных слов путем изменения формы слова. | автобус | ||
29. | Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова. Объяснение написания. | Билет | ||
30. | Нахождение изученных орфограмм в тексте. | Ястреб | ||
31. | Контрольный диктант за I четверть. Работа над ошибками. | |||
32. | Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова. | Вдруг |
II четверть.
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол. часов | Дата | Словарь. |
1. | Повторение изученного материала за 1 четверть. | |||
2. | Ударные и безударные гласные. Ударение. Выделение ударной гласной в словах. | Магазин | ||
3. | Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. | Фабрика | ||
4. | Изменения места ударения в словах. | |||
5. | Одинаковое написание ударной и безударной гласной в различных формах одного слова. | |||
6. | Правописание безударных гласных. Правила проверки безударных гласных. | Иней | ||
7. | Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану. | |||
8. | Правила проверки безударных гласных. Объяснение орфограмм. | |||
9. | Контрольный диктант по теме «Безударные гласные, проверяемые ударением». Работа над ошибками. | |||
10. | Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной среди других слов. | Шофер | ||
11. | Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной в тексте. Объяснение орфограмм. | Завтрак | ||
12. | Дифференциация различных орфограмм. | |||
13. | Нахождение в тексте слов с безударной гласной. | Автомобиль | ||
14. | Непроверяемые безударные гласные. Слова с непроверяемыми безударными гласными. | Метро | ||
15. | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | Трамвай | ||
16. | Написание письма и адреса. | Спасибо | ||
17. | Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. | Трактор | ||
18. | Контрольный диктант (за II четверть) по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные». Работа над ошибками. | |||
19. | Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм. | |||
20. | Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
III четверть.
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол. часов | Дата | Словарь. |
1. | СЛОВО Названия предметов, действий и признаков. Слова, обозначающие названия предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что? | |||
2. | Дифференциация слов, обозначающих один или много предметов. | Портрет | ||
3. | Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам. | Квартира | ||
4. | Работа со словами синонимами. | Телефон | ||
5. | Название действий. Изменение слов по вопросам. | |||
6. | Работа со словами антонимами. | Телевизор | ||
7. | Выделение в тексте слов, обозначающих название предметов и их действий. Правильное их согласование. | |||
8. | Название предметов и действий. Правильное их согласование. | Огромный | ||
9. | Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира». | |||
10. | Название признаков. Изменение слов по вопросам. | |||
11. | Согласование названий признаков предметов с названиями предметов | |||
12. | Работа со словами синонимами. Упражнение в сравнении. | |||
13. | Выделение в предложениях названий предметов, признаков, действий. | |||
14. | Обучающее изложение: описание птицы. | |||
15. | Контрольный диктант по теме: «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками. | |||
16. | Закрепление изученного материала по теме «Название предметов, действий, признаков». | |||
17. | Имена собственные. Имена собственные. | Россия | ||
18. | Название морей, рек, озер, городов. | |||
19. | Правописание имен собственных. | Фамилия | ||
20. | Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса. | |||
21. | Контрольный диктант по теме: «Имена собственные». Работа над ошибками | |||
22. | Закрепление. Имена собственные. | |||
23. | Предлоги. Предлог как отдельное слово. | Лестница | ||
24. | Предлоги: под, до, над, без, около, перед. Их различение и написание. | |||
25. | Изменение формы слова в зависимости от предлога. | Минута | ||
26. | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | |||
27. | Разделительный твердый знак. Правописание слов с разделительным ъ. | |||
28. | Правописание слов с разделительным ъ. Составление объявления. | |||
29. | Контрольная работа по теме «Правописание предлогов со словами». Работа над ошибками. | |||
30. | Родственные слова. Понятие о родственных словах. | |||
31. | Нахождение родственных слов в тексте. Обоснование выбора. | |||
32. | Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок. | |||
33. | Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов. | |||
34. | Безударные гласные в корне родственных слов. Их проверка. | |||
35. | Звонкие и глухие согласные в корне слова. Их проверка. | |||
36. | Контрольный диктант (за III четверть) по теме «Единообразное написание корня». Работа над ошибками. | |||
37. | Закрепление. Родственные слова. | |||
38. | Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. |
IV четверть.
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол. часов | Дата | Словарь. |
1. | ПРЕДЛОЖЕНИЕ Предложение. Практическое построение простого предложения. | Цыпленок | ||
2. | Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам. | |||
3. | Выделение предложений из текста. | Малина | ||
4. | Упражнения в составлении предложений | Ягода | ||
5. | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | Вагон | ||
6. | Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. | Вокзал | ||
7. | Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. | |||
8. | Установление связи между словами в предложении по вопросам. | Русский, мешок | ||
9. | Распространение предложений. | |||
10. | Проверочный диктант по теме «Порядок слов в предложении». Работа над ошибками. | |||
11. | Знаки препинания в конце предложения. Предложения повествовательные и вопросительные. Знаки препинания на конце. | |||
12. | Членение сплошного текста на предложения. Виды предложений по интонации. | |||
13. | Постановка вопроса к выделенным словам и запись предложений с вопросительным знаком. | |||
14. | Восклицательные предложения. Восклицательный знак в конце предложения. | |||
15. | Предложения различные по интонации. Умение правильно ставить знак препинания в конце предложения. | |||
16. | Контрольная работа по теме «Виды предложений по интонации». Работа над ошибками. | |||
17. | Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое. Понятие о сказуемом как главном члене предложения. | |||
18. | Конструирование предложений с данным сказуемым. | |||
19. | Подлежащее. Понятие о подлежащем как главном члене предложения. | |||
20. | Конструирование предложений с данным подлежащим. | Театр | ||
21. | Выделение в тексте подлежащих и сказуемых. Понятие о них как о главных членах предложения. | |||
22. | Распространение предложений по вопросам. Понятие о второстепенных членах предложения. | Костюм | ||
23. | Распространение предложений по вопросам. Выделение второстепенных членов предложения. | |||
24. | Закрепление изученного материала по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | |||
25. | Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Работа над ошибками. | |||
26. | ПОВТОРЕНИЕ Алфавит. | |||
27. | Родственные слова. | |||
28. | Безударные гласные | |||
29. | Итоговый контрольный диктант за год. Работа над ошибками. | |||
30. | Парные звонкие и глухие согласные. | |||
31. | Главные и второстепенные члены предложения. |