Инновационный менеджмент и его роль в современной экономике
Инновационный проект
Аппарат по очищению крови. Состоит из главного аппарата, анализирующего состав крови и мини-копий, которые выдаются каждому из потенциальных зараженных, а после развития – каждому человеку. Мини-копии собирают несколько капель крови из пальца, анализируют состав и отправляют отчет в центральный аппарат. Если норма заражения не превышает допустимую, аппарат просто ведет статистику, если содержание веществ превышено, аппарат высылает направление к врачу, для последующего лечения и предупреждения заболеваний.
После внедрения этого аппарата уровень заболеваемости вызванных нарушением состава крови уменьшится, а со временем мы сможем избежать этих заболеваний еще на стадии зарождения.
Для данного проекта необходим начальный капитал в размере 1 млн. руб на 3 года
Расходы:
Наем персонала в отдел разработки, склада, доставки, тех.обслуживания, связей с общественностью и т.д. – 200 тыс
Разработка проекта и проработка деталей
Заказ деталей оборудования на заводе – 550 тыс
Аренда склада – 100 тыс
Аренда офиса – 100 тыс
Реклама – 50 тыс
Стоимость одного аппарата 250 тыс руб. Планируется произвести начально 6 аппаратов
Таким образом каждый год мы будем возвращать по 334000
После создания аппарата его реализация изначально обречена на успех. Первые года два аппарат будет доступен частным клиникам, но после раскрутки и выхода аппарата на рынок, начнется внедрение данного аппарата с помощью государства в бесплатные клиники.
1. Теория нововведения Шумпетера
2. Инновационная инфраструктура
3. Жизнециклическая концепция новшеств и ее практическое значение
Литература:
1. «Инновационный менеджер» Оголева
27.01.12
Дисциплина «Инновационный менеджмент» должна дать необходимые сведения для управления процессами НИОКР в рамках много продуктовой корпорации, а так же инновационными фирмами, имея в виду положительный финансовый результат функционирования компании.
Как предмет, инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, соответствующими организационными структурами и их персоналом, включая:
1. Постановку целей и выбор стратегии;
2. Планирование (составление плана реализации);
3. Определение условий и организацию (определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками);
4. Исполнение (осуществление исследований и разработок, реализация планов);
5. Руководство (контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта);
6. Оценку эффективности инновационной деятельности, управленческих решений.
Инновационный менеджмент – это дисциплина, которая изучает нововведения:
· Основные виды;
· Способы проектирования;
· Формы и методы внедрения для достижения эффективности экономики.
Задача курса состоит в том, что бы дать студенту четкое представление о вопросах:
o Управления инновациями на предприятии;
o Основные понятия инновационного менеджмента;
o Классификация инноваций;
o Рынки инновационной деятельности;
o Технологии управления инновационными процессами;
o Методы экспертизы и оценки рисков и эффективности инновационных процессов;
o Методы активизации творчества.
Инновационный менеджмент и его роль в современной экономике
В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Насчитываются сотни определений «инновации»
По признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
В рамках дисциплины «инновационный менеджмент» следует различать следующие понятия:
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности;
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта;
Инновационная деятельность – процесс, включающий стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-техническую подготовку производства, производство и оформление новшеств, их внедрение (превращение в инновацию) и распространение в другие сферы (диффузия), результатом которого могут быть новшества или инновации.
Выделяются такие признаки как: масштаб инновации - глобальные и локальные, параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий), закономерности процесса внедрения и тому подобное.
Различные авторы трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах. В соответствии с ними под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.
Выделяют следующие основные виды инновационной деятельности:
1. Исследования и разработки
2. Технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретения производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а так же в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов их производства.
3. Пуск производства и пред производственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а так же пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции
4. Маркетинг новых продуктов, включая деятельность, связанную с выпуском новой продукции на рынок, предварительным исследованием рынка, адаптация продукта к различным рынкам, а так же рекламную компанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке
5. Приобретение не овеществлённых технологий со стороны в форме патента, лицензий, раскрытия ноу-хау, конструкций, моделей и услуг, технологического содержания
6. Приобретение овеществленных технологий, машин, оборудования, по своему техническому содержанию, связанных с внедрением на предприятие продуктовых или процессных инноваций
7. Производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции разработки, производства и маркетинга, новых продуктов, процессов, услуг
Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляет изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс, в этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации руководствуются такими критериями как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, что бы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в технологические инновации.
Научно-технические разработки являются приложением нового знания с целью их практического применения, инновации же являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновациям выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.
Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Инновационная инфраструктура – система взаимосвязанных, взаимодополняющих организаций, различной направленности и различных организационно-правовых форм, а так же порядок их взаимодействия, который обеспечивает организацию всего процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки.
НА СЕМИНАР:
1. Жизнециклическая концепция новшеств
2. Инвестиционные институты и инвестиционные ресурсы инновационной деятельности
3. Инновационная альтернатива, инновационная потребность
4. Свойства инновационных систем и принципы их оптимального функционирования
5. Научные, научно-технические и производственные инновации
02.02.12