Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ

Технологические процессы в строительстве напрямую завязаны с метеорологическими факторами и зависят от погодно-климатических факторов.

Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) вопреки рекомендациям без учета температурно-влажностного режима окружающего воздуха приводит к браку и дальнейшему удорожанию работ по содержанию дороги в период её эксплуатации.

Поэтому при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог необходимо учитывать:

- среднемесячную температуру воздуха (фактическая температура);

- количество выпадающих осадков;

- направление и скорость ветровых потоков;

- снегозаносимость будущих участков построенный дорог;

- характер местности (рельеф и растительность);

- глубину залегания грунтовых вод;

- время наступления периода с отрицательными температурами (осенняя распутицы);

- началом оттаивания грунта (весенняя распутица);

- глубину промерзания грунта;

- и др.

Технология проведения дорожно-строительных работ разрабатывается с учетом климатических условий местности, численных значений всех основных климатических характеристик.

При выполнении земляных работ необходимо определять периоды весенней и осенней распутицы, когда грунт перенасыщается водой от растаявшего снега и затрудняет работу землеройной техники и автомобильного транспорта, занятого на перевозке грунта.

Проведенные исследования компанией "Дорис" показали снижение прочности конструкции дороги в период распутицы весной (когда надо завозить ДСМ на строящуюся дорогу), до 30% от нормальной летней прочности.

Устройство оснований и покрытий из грунтов, укрепленных минеральными и органическимивяжущими материалами, следует осуществлять при температуре не ниже +5°С.

Окончание работ с использованием вяжущих материалов связано с установлением среднесуточной температуры так как необходимо время на формирование слоя иначе с противном случае укрепленный грунт не успеет набрать достаточную прочность, что приведет к значительному повышению вероятности разрушению построенного покрытия автомобильной дороги в дальнейшем.

Завершать работы по укреплению грунтов необходимо при достижении средней температуры воздуха при использовании:

- органических вяжущих +10°С и выше;

- минеральных вяжущих +5°С и выше.

Температура воздуха и сила ветра влияет на интенсивность остывания горячей асфальтобетонной смеси, а следовательно, на длину полосы укладки и технологию уплотнения смеси.

При работе с цементобетонном следует учитывать возможность замерзания воды, необходимой для гидратации цементных зерен. От этого будет зависеть качество бетона, его морозостойкость и долговечность.

В дорожном строительстве принята классификация дорожных работ в зависимости от температуры окружающего воздуха см.Таблицу.

Табл.

Классификация дорожных работ по допускаемой температуре их производства

Группа работ Наименование работ Среднесуточная допускаемая температура воздуха, Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ - student2.ru
Сосредоточенные земляные работы, разработка грунта, устройство слоев основания одежды из щебня, гравия, шлака и др. каменных материалов; работы с применением сборного железобетона. Работы по строительству мостов, труб и сооружений дорожной и автотранспортных служб ниже Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ - student2.ru
I Устройство слоев дорожной одежды из каменных материалов, линейные земляные работы не ниже Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ - student2.ru
II Устройство слоев ДО из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими или улучшенных скелетными добавками, устройство слоев одежды из шлакобетона, черного щебня и смесей, изготовленных в установках не ниже Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ - student2.ru весной и Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ - student2.ru осенью
III Устройство ДО из каменных материалов, укрепленных органическими вяжущими, смешением на дороге и из грунто-щебня, укрепленного органическим вяжущим не ниже Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ - student2.ru
IV Устройство различных вариантов поверхностных обработок не ниже Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ - student2.ru

Выполнение работ при более низких температурах требует изменения технологии и в определенных случаях дополнительных затрат, при применении либо температуро-понижающих добавок или использование инфракрасных подогревателей или другие инновационные методы

(Мост "Мелениеу" в Казани сдали к 31 декабря 1999 года, а дорожникам надо было уложить асфальт при -15оС).

Земляные работы по возведению транспортных сооружений относят к I группе работ как линейные земляные работы. Эти работы рекомендуется выполнять при температуре не ниже Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ - student2.ru . К ним можно приступать после окончания весенней распутицы и закончить до начала осенней распутицы. Это связано со стремлением обеспечить оптимальное уплотнение, а добиться это можно при оптимальной влажности грунта оптимальной при условии, что он не мерзлый.

Наши рекомендации