Инженерно-метеорологическое обоснование своевременности и целесообразности выполнения строительно-монтажных работ
Технологические процессы в строительстве напрямую завязаны с метеорологическими факторами и зависят от погодно-климатических факторов.
Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) вопреки рекомендациям без учета температурно-влажностного режима окружающего воздуха приводит к браку и дальнейшему удорожанию работ по содержанию дороги в период её эксплуатации.
Поэтому при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог необходимо учитывать:
- среднемесячную температуру воздуха (фактическая температура);
- количество выпадающих осадков;
- направление и скорость ветровых потоков;
- снегозаносимость будущих участков построенный дорог;
- характер местности (рельеф и растительность);
- глубину залегания грунтовых вод;
- время наступления периода с отрицательными температурами (осенняя распутицы);
- началом оттаивания грунта (весенняя распутица);
- глубину промерзания грунта;
- и др.
Технология проведения дорожно-строительных работ разрабатывается с учетом климатических условий местности, численных значений всех основных климатических характеристик.
При выполнении земляных работ необходимо определять периоды весенней и осенней распутицы, когда грунт перенасыщается водой от растаявшего снега и затрудняет работу землеройной техники и автомобильного транспорта, занятого на перевозке грунта.
Проведенные исследования компанией "Дорис" показали снижение прочности конструкции дороги в период распутицы весной (когда надо завозить ДСМ на строящуюся дорогу), до 30% от нормальной летней прочности.
Устройство оснований и покрытий из грунтов, укрепленных минеральными и органическимивяжущими материалами, следует осуществлять при температуре не ниже +5°С.
Окончание работ с использованием вяжущих материалов связано с установлением среднесуточной температуры так как необходимо время на формирование слоя иначе с противном случае укрепленный грунт не успеет набрать достаточную прочность, что приведет к значительному повышению вероятности разрушению построенного покрытия автомобильной дороги в дальнейшем.
Завершать работы по укреплению грунтов необходимо при достижении средней температуры воздуха при использовании:
- органических вяжущих +10°С и выше;
- минеральных вяжущих +5°С и выше.
Температура воздуха и сила ветра влияет на интенсивность остывания горячей асфальтобетонной смеси, а следовательно, на длину полосы укладки и технологию уплотнения смеси.
При работе с цементобетонном следует учитывать возможность замерзания воды, необходимой для гидратации цементных зерен. От этого будет зависеть качество бетона, его морозостойкость и долговечность.
В дорожном строительстве принята классификация дорожных работ в зависимости от температуры окружающего воздуха см.Таблицу.
Табл.
Классификация дорожных работ по допускаемой температуре их производства
Группа работ | Наименование работ | Среднесуточная допускаемая температура воздуха, |
Сосредоточенные земляные работы, разработка грунта, устройство слоев основания одежды из щебня, гравия, шлака и др. каменных материалов; работы с применением сборного железобетона. Работы по строительству мостов, труб и сооружений дорожной и автотранспортных служб | ниже | |
I | Устройство слоев дорожной одежды из каменных материалов, линейные земляные работы | не ниже |
II | Устройство слоев ДО из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими или улучшенных скелетными добавками, устройство слоев одежды из шлакобетона, черного щебня и смесей, изготовленных в установках | не ниже весной и осенью |
III | Устройство ДО из каменных материалов, укрепленных органическими вяжущими, смешением на дороге и из грунто-щебня, укрепленного органическим вяжущим | не ниже |
IV | Устройство различных вариантов поверхностных обработок | не ниже |
Выполнение работ при более низких температурах требует изменения технологии и в определенных случаях дополнительных затрат, при применении либо температуро-понижающих добавок или использование инфракрасных подогревателей или другие инновационные методы
(Мост "Мелениеу" в Казани сдали к 31 декабря 1999 года, а дорожникам надо было уложить асфальт при -15оС).
Земляные работы по возведению транспортных сооружений относят к I группе работ как линейные земляные работы. Эти работы рекомендуется выполнять при температуре не ниже . К ним можно приступать после окончания весенней распутицы и закончить до начала осенней распутицы. Это связано со стремлением обеспечить оптимальное уплотнение, а добиться это можно при оптимальной влажности грунта оптимальной при условии, что он не мерзлый.