Материал предопределяет
В результате двух различных технологий создаются и различные выразительные возможности одного и того же исходного материала. Эти внешние подробности формы, которые раскрывают материал и работу его в данной конструкции, а также способ изготовления из него данного изделия, формируют своеобразный «технологический язык» который, являясь средством выражения тектонической сущности изделия, в то же время выступает и как художественное средство его образного решения.
Итак, намеренное использование свойств и качеств материала, выявление наиболее характерных черт, присущих данной конструктивной схеме, сознательное подчеркивание характерных деталей формы, раскрывающих технологию изготовления изделия, характерно для процесса создания тектонически выразительной формы. Свойства материала проявляются особенно убедительно и выразительно, когда применяется наиболее рациональная, характерная для данного материала, соответствующая художественному замыслу технология обработки.
Каждому материалу свойственны свои признаки, которые закладываются в основу той или иной формы. Проектируя какое-либо изделие, художник различно подходит к решению формы в зависимости от свойств материала, не считая таких формообразующих факторов, как функциональные предпосылки, экономические требования, образная трактовка формы, связь с другими элементами среды и т. д. Материал предопределяет решение формы, имеет свою обусловленность для выбора средств выражения характерных свойств.
Проектируя, например, из дерева вазу для фруктов, художник обращает внимание на такие свойства этого материала, как специфическая мягкость и теплота поверхности, разнообразие текстуры (продольное волокнистое строение, сечение по поперечному срезу, сучковатообразное строение и т. д.), сдержанный, благородный природный цвет данной породы дерева или тонирование в желаемый оттенок при сохранении текстуры.
Технология обработки поверхности
Технология обработки поверхности, как ручная, так и машинная, оставит свой характерный отпечаток. Все процессы, связанные с технологией изготовления изделия, зримо запечатлевают в изделии и движение материала, руки человека, механизмов станка, несущих инструмент, самого инструмента, его конфигурацию, ритм, направление, рисунок и силу его движений.
Машинной обработке, которая обычно связана с серийным производством, свойственны такие особенности формы, которые вытекают из необходимости многократного изготовления изделия.
Существенным условием при решении формы массового производства будет рациональное расходование материала и экономия операционных движений обрабатывающего инструмента. При изготовлении же единичных изделий с ручной обработкой, в частности той же вазы для фруктов, форма возникает из более тесной зависимости от конкретных особенностей каждого куска деревянной заготовки, его размера, индивидуальных отличий структурного строения, неповторимости рисунка текстуры и т. д.
Специфика другого исходного материала, например металла, обусловливает и другую трактовку формы того же изделия. Здесь художник будет использовать другой набор внешних черт, характерных для данной разновидности металла (медь, латунь, алюминий или нержавеющая сталь), а также свойств, зависящих от способа обработки или изготовления изделия (отливка, ковка, штамповка, чеканка и т. д.).
Контрастные решения
Рассмотрим на конкретных примерах, как проявляется избирательное отношение к свойствам материала в различных областях творчества. Свойства материала, специально отобранные и связанные с определенным конструктивным решением, а также с необходимой для этого технологией изготовления, позволяют создавать различные, иногда резко контрастные решения (несмотря на один и тот же примененный материал).
На рисунках два изделия: фужер из тонкого стекла и массивный стакан. В первом случае художник, используя прочность стекла, а также подчеркивая его прозрачность, создает легкую форму, где материал работает на пределе. Тончайшие стенки конусного объема, тонкая перемычка в месте перехода к опоре создают тектонически убедительный образ легкого, прозрачного изделия, форма которого как бы растворяется в воздухе. Несмотря на кажущуюся хрупкость стекло в данной форме работает в соответствии со своими прочностными свойствами и с художественным замыслом. В другом случае при том же материале художник подчеркивает его тяжесть. Монолитная форма массивного стакана проста, и устойчива. Стенки к основанию утолщаются и в усиленном монолите дна создается эффект особого преломления и игры света. Материал как бы конденсирует свет. Здесь акцентируются совсем другие свойства стекла. Тектоничность же этого изделия не менее выразительна.