Осуществление анализа портфеля бизнесов для ООО «ГРУППА ТЕХНОКОМ» на основе матрицы «Дженерал Электрик/Мак Кинси» (GE/Mc Kinsey) по методике Ансоффа
Исходя из емкости рынка, доли фирмы на рынках , конкурентах, состоянию внешней и внутренней среды, осуществим портфельный анализ фирмы, используя матрицу GE/Mc Kinsey по методике Ансоффа.
1. Определим привлекательность СЦХ.
Привлекательность СЦХ определяется по следующей формуле:
(3.5)
где G — перспективы роста СЦХ; , — изменение роста СЦХ под воздействием i-го фактора; R — перспективы рентабельности СЦХ; , — изменение рентабельности СЦХ, под воздействием i-го фактора; a, b, — весовые коэффициенты, отражающие индивидуальный подход организации ; — количество факторов.
Оценки G и R производятся по специальным шкалам балльных оценок факторов, влияющих на эти показатели. Экспертные оценки перспективы роста и рентабельности по стратегическому центру хозяйствования «Жатка» ООО «ГРУППА ТЕХНОКОМ» представлены в таблицах 3.4 и 3.5.
Таблица 3.4 – Оценка изменений в прогнозируемом росте (G) СЦХ «Жатка»
№ фактора | ФАКТОР | ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ | |
-5 | +5 | ||
Темп роста соответствующей отрасли | понизится | повысится +3 | |
Динамика географического расширения рынка | понизится | повысится +2 | |
Степень устаревания продукции | снизится –4 | повысится | |
Степень обновления продукции | Снизится | повысится +5 | |
Степень обновления технологии | повысится –4 | снизится | |
Уровень насыщения спроса | Повысится | снизится +5 | |
Государственное регулирование | ужесточится –1 | ослабнет | |
Прочие факторы | в неблагоприятную сторону | в благоприятную сторону +4 | |
Общая оценка |
Таблица 3.5 – Оценка предполагаемых изменений рентабельности (R) СЦХ «Жатка»
ФАКТОРЫ | ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ | |
-5 | +5 | |
Колебания рентабельности | высокие | отсутствуют +4 |
Колебания объема продаж | высокие | отсутствуют +2 |
Колебания цен | высокие | отсутствуют +1 |
Цикличность спроса | большая | отсутствует +3 |
Уровень спроса по отношению к производственным мощностям | низкий | высокий +4 |
Географическая концентрация рынка | низкая | высокая +5 |
Обновление состава продукции | частое | редкое +4 |
Продолжительность жизненных циклов товара | низкая | высокая +3 |
Расходы на НИОКР | высокие | низкие +5 |
Время разработки новой услуги | большое | малое +5 |
Степень конкуренции | высокая –3 | низкая |
Государственное регулирование | жесткое –2 | отсутствует |
Общая оценка |
Расчет привлекательности стратегических центров хозяйствования проведем на основе приведенных таблиц. Зададимся весовыми коэффициентами: a = 0,5; b = 0,5.
Тогда имеем:
П (СЦХ1 “жатка”) = 0, 5*1,25+0,5*2,58 =1,9
Расчет привлекательности для других проведем аналогично
П (СЦХ2 “трактор”) = 0,5*1,125+0,5*2,5 =1,81
П (СЦХ3 “сеялка”) = 0,5*0,68+0,5+2,3 =1,49
П (СЦХ4 “культиватор”) = 0,5*1,03+0,5*2,6=1,82
П (СЦХ5 “плуг”) = 0,5*0,63+0,5*1,7 =1,17
2. Определим оценку конкурентных позиций по стратегическим центрам хозяйствования фирмы применительно к ООО «ГРУППА ТЕХНОКОМ». Проведем оценку конкурентных позиций (ОКП) СЦХ по ключевым факторам успеха.
Ключевые факторы успеха — это те моменты в деятельности фирмы, на которые она должна обращать основное внимание. Идентификация таких факторов — один из главных приоритетов стратегии фирмы. Менеджер должен знать, что наиболее важно для конкурентного успеха и что менее важно. Таким образом, ключевые факторы успеха — краеугольные камни стратегии бизнеса. Ниже приводится перечень наиболее важных факторов конкурентного успеха для исследуемой организации (табл. 6).
По каждому фактору делается оценка в баллах (за ноль принимаются среднеотраслевые значения). Далее оценка ОКП (СЦХi) может быть подсчитана следующим образом:
(3.6)
где Аi— оценка i-го фактора в группе; i— весовой коэффициент, характеризующий относительную важность i-го фактора для отрасли и фирмы;
k — число факторов в группе; j— весовой коэффициент, характеризующий относительную важность j-й группы для отрасли и фирмы; l — число групп факторов; i — текущий номер фактора внутри группы факторов;
j — текущий номер группы факторов.
Конкурентный статус фирмы подсчитывается для каждого стратегического центра хозяйствования. В таблице 6 приведены экспертные балльные оценки факторов конкурентного успеха организации по соответствующим СЦХ.
Таблица 3.6 – Экспертные оценки факторов конкурентного успеха СЦХ «жатка»
ФАКТОРЫ | -5 ОЦЕНКА +5 |
1. Связанные с предоставлением услуг: | Вес. коэфф. 0,3 |
Качество предоставляемых услуг | +4 (вес 0,7) |
Доступ к необходимой квалифицированной рабсиле | +1 (вес 0,3) |
2. Связанные с маркетингом: | Вес. коэфф. 0,3 |
Эффективные средства продажи | -1 (вес 0,3) |
Точное выполнение заявок потребителей | +3 (вес 0,2) |
Широта выбора услуг | +4 (вес 0,3) |
окончание таблицы 3.6
ФАКТОРЫ | -5 ОЦЕНКА +5 |
Гарантии клиентам | +4 (вес 0,2) |
3. Связанные с квалификацией персонала: | Вес. коэфф. 0,1 |
Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу | -1 (вес 0,7) |
Высокий уровень квалификации персонала | +3 (вес 0,3) |
4. Связанные с организационными возможностями: | Вес. коэфф. 0,1 |
Информационные суперсистемы | -1 (вес 0,3) |
Способность быстрой реакции Наличие управленческих «ноу-хау» | -2 (вес 0,5) +2 (вес 0,3) |
5. Другие типы факторов | Вес. коэфф. 0,2 |
Благожелательный имидж (репутация у потребителей) | +4 (вес 0,2) |
Удобное расположение Приятное занятие для сотрудников | +4 (вес 0,2) +3 (вес 0,1) |
Доступ к финансовому капиталу | -1 (вес 0,1) |
Патентная защита | -2 (вес 0,1) |
Общая низкая стоимость | +3 (вес 0,3) |
Проведем расчет оценки конкурентной позиции (конкурентного статуса) фирмы по стратегическому центру хозяйствования «жатка» по формуле (3.6).
ОКП1(«жатка»)= 0,3*(4*0,7+1*0,3)+0,3*(-1*0,3+3*0,2+4*0,3+4*0,2)+
*0,1*(-1*0,7+3*0,3)+0,1*(1*0,3-2*0,5+2*0,3)+0,2*(4*0,2+4*0,2+3*0,1-
-1*0,1-2*0,1+3*0,3) = 2,12
ОКП2(«трактор»)=0,3*(2*,03+5*0,1+(-3)*0,7)+0,3*
*(4*0,5+3*0,1+(-2)0,2+(-1)*0,2)+0,1*(3*0,1+5*0,1+2*0,8)+0,1*
*(-3*0,1+(-4)*0,9)+0,2*(2*0,4+5*0,3+(-1*0,1+(-1)*0,1+(-1)*0,1) = 0,62
ОКП3(«сеялка»)= 0,3*(4*0,7+1*0,3)+0,3*(-1*0,3+3*0,2+4*0,3+
+4*0,2)+0,1*((-1)*0,7+3*0,3)+0,1*(-1*0,3+(-2)*0,5+2*0,3)+0,2*
*(4*0,2+4*0,2+3*0,1+(-1)*0,1+(-2)*0,1+3*0,3) = 2,81
ОКП4(«культиватор»)=0,3*(5*0,8+5*0,1+(-5)*0,1)+0,3*
*(3*0,1+3*0,1+0*0,2+0*0,6)+0,1*(3*0,8+5*0,1+5*0,1)+0,1*
*(-3*0,2+(-3)*0,8)+0,2*(5*0,6+5*0,1+(-5)*0,1+(-5)*0,1+(-5)*0,1) = 1,82
ОКП5(«плуг»)=0,3*(4*0,1+1*0,9)+0,3(3*0,2+2*0,1+(-1)*0,4+
+2*0,3)+0,1**(0)+0,1*(-1*0,1+(-1)*0,4+1*0,5)+0,2*(4*0,1+0*0,1+2*
*0,3+2*0,1+(-1)*0,1+(-1)*0,1+(-1)*0,2)=0,81
3. Построение матрицы «Дженерал Электрик» для ООО «ГРУППА ТЕХНОКОМ»
Эта матрица имеет размерность 3x3. Обычно в этой матрице площади кругов, отображающие СЦХ, пропорциональны объемам продаж в них, а заштрихованные секторы показывают долю рынка, контролируемую организацией (используем данные задачи 4). На рисунке 2 представлена матрица «GE/McKinsey» для рассматриваемой организации по методике Ансоффа, а также рекомендуемые стратегии для бизнес-направлений фирмы с учетом многофакторных экспертных оценок.