Дранишникова Татьяна Степановна

С 1 сентября 2013 года в 5-х классах гимназии в опережающем режиме начали реализовывать ФГОС ООО. Изучение нормативных документов, открытые уроки в начальной школе, педсоветы, «круглые столы» - все это помогает нам, педагогам, осваивать идеологию нового стандарта.

Как разработать урок технологии по-новому и учесть новые требования ФГОС ООО?

Развитие личности учащегося на уроках технологии обеспечивается, преждевсего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступаютосновой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаютвозможность самостоятельного успешного усвоения нового материала и формирования компетенций, включая организацию усвоения знания, то есть умения учиться.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности формирования универсальных учебных действий в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и созидательную деятельность.

В начальной школе учащиеся выполняли индивидуальные и коллективные проекты, поэтому не приходится обучать их всем элементам проектной деятельности. Задача учителя технологии – закрепить эти умения. Проектно-исследовательская работа на уроках технологии позволяет формировать регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, является средством освоения действительности. Ее главные цели - развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления, поэтому основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» является проектная деятельность.

В начальной школе учащиеся начали формировать свои портфолио, где отражали достижения - результаты выполнения индивидуальных и коллективных проектов. Эту работу важно продолжить в средней школе, чтобы был виден личностный результат.

Второй год я работаю по учебнику «Технология. Технология ведения дома» для учащихся 5 класса (Синица. Н.В.., Симоненко В.Д.) с электронным приложением. У каждого учащегося есть рабочая тетрадь к этому учебнику. В ней содержится вспомогательный графический и контрольный материал, описательная часть для всех проектов, что помогает учащимся в их подготовке, реализации и защите.

В течение учебного года учащиеся выполняют 4 проекта. На первом уроке мы повторяем, что такое проектирование, проектная деятельность, каковы цели проектной деятельности, задачи, которые предстоит решить. Наглядно в таблице представлены этапы выполнения творческого проекта. На этом же уроке я знакомлю учащихся с материалами стенда «Мы пишем творческий проект».

Программа по технологии в 5 классе построена таким образом, что каждая тема начинается запуском нового проекта. Мы работаем по одной предложенной теме, что значительно облегчает работу учителя (раньше учащиеся работали по разным темам). Тема одна, а пути разрешения разные. Проект заранее спланирован, но можно внести изменения в ходе его выполнения. Так в процессе работы над проектом «Планирование кухни – столовой» некоторые учащиеся внесли изменения в план, узнав, что такое кухня с островком.

В течение учебного года происходит постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся при выполнении проектных работ. При выполнении первого проекта некоторые пункты описательной части заполняли коллективно (например, формулировка задач). В следующих работах это не вызвало затруднений. В этом же проекте возникли сложности с определением масштаба 1:20, математические вычисления заняли немало времени.

Последовательное усложнение проектных заданий предусмотрено программой. Так в третьем проекте учащимся предлагаются три темы: «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака». Я считаю, что на выбор тему можно предложить только в сильном классе, так как пятиклассники шить еще не умеют.

Очень важный момент-защита проекта, подведение итогов работы. Чтобы пятиклассники уверенно чувствовали себя во время защиты проекта, предлагаю памятку для учащихся:

1. Для защиты проекта тебе отводится время 5-7 минут.

2. Успокойся. Соберись с мыслями.

3. Назови тему работы. Четко и ясно сформулируй ее цель.

4. Изложи основное содержание работы.

5. Сформулируй наиболее важный, с твоей точки зрения, результат работы, оцени его (в виде самооценки).

6. После защиты проекта тебе будут заданы вопросы по содержанию твоей работы.

7. Желаем удачи!

При выполнении поисково-исследовательской работы в рамках проектной деятельности формируются компетенции, представляющие собой личностные результаты образования:

· проявление познавательных интересов и творческой активности, эмоциональность, умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· воспитание чувства прекрасного – умение чувствовать красоту, создавать художественный образ и воплощать его в материале;

· развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Наши рекомендации