Подготовила: Григорьева Анжелика Федоровна, студентка 1 курса ЕИКФУ, 582 гр
№1. Инновация- это использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции. Это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Новшество- это некая научная разработка.
Инновационная деятельность-представляет собой не просто использование новых технологий, а трудоемкий процесс их создания, апробации и внедрения. Результат инновационной деятельности - продукт, способный к передаче другим образовательным учреждениям и востребованный ими.
№2. В современных условиях инновационная деятельность педагога должна соответствовать основным принципам:
1. Принцип интеграции образования. Предусматривает усиленное внимание к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, ориентацию на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными, физическими качествами.
2. Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Настраивает на обеспечение условий для полноценного проявления и развития способностей каждого воспитанника.
3. Принцип демократизации образования. Соблюдение его обязывает к созданию предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и учителей, заинтересованной их взаимодействия, участия общественности в управлении образованием.
Реализация этих принципов требует перехода от нормативной к инновационной, творческой деятельности, что предусматривает изменение характера образовательной системы, содержания, методов, форм, технологий обучения и воспитания. Целью образования при таких условиях есть свободное развитие индивидуальных способностей, мотивов, личностных ценностей разносторонней, творческой личности.
Следовательно, в структуре профессионально направленной личности педагога готовность к инновационной деятельности является показателем его способности нетрадиционно решать актуальные для личностно-ориентированного образования проблемы.
Подготовлен к инновационной профессиональной деятельности педагог имеет такие профессиональные и личностные качества:
- осознание смысла и целей образовательной деятельности в контексте актуальных педагогических проблем современной школы;
- осмысленная, зрелая педагогическая позиция;
- умение по-новому формулировать образовательные цели по предмету, определенной методики, достигать и оптимально переосмысливать их во время обучения;
- способность выстраивать целостную образовательную программу, которая учитывала бы индивидуальный подход к детям, образовательные стандарты, новые педагогические ориентиры;
- соотнесение современной ему реальности с требованиями личностно-ориентированного образования, коррекции образовательного процесса по критериям инновационной деятельности;
- способность видеть индивидуальные способности детей и учить в соответствии с их особенностей;
- умение продуктивно, нестандартно организовать обучение и воспитание, то есть обеспечить создание детьми своих результатов и, используя инновационные технологии, стимулировать их развитие;
- владение технологиями, формами и методами инновационного обучения, которое предполагает умение на основе личного опыта и мотивов воспитанников быть сотворцом цели их деятельности, заинтересованным и компетентным консультантом и помощником в соотнесении цели с результатом, использовании доступных для детей форм рефлексии и самооценки;
- способность видеть, адекватно оценивать, стимулировать открытие и формы культурного самовыражения воспитанников;
- умение анализировать изменения в образовательной деятельности, развития личностных качеств воспитанников;
- способность к личностного творческого развития, рефлексивной деятельности, осознание значимости, актуальности собственных инновационных поисков и открытий.
Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:
1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;
2) информированность о новейшие педагогические технологии, знания новаторских методик работы;
3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;
4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;
5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.
Эти показатели проявляют себя не изолированно, а в разнообразных сочетаниях и взаимосвязях. В частности, потребность в нововведениях активизирует интерес к свежайших знаний в конкретной отрасли, а успешность собственной педагогической инновационной деятельности помогает преодолевать трудности, искать новые способы деятельности, отстаивать новаторские подходы во взаимодействии с теми, кто их не воспринимает.