Конструирование технологической карты урока
Технологическая карта уроков английского языка в начальной школе (ФГОС)
(сообщение на курсах повышения квалификации ВИРО)
Технологическая карта урока.
Введение.
Начальная школа в России перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС, в основе которого новая идеология: переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении. Из традиционного транслятора знаний учитель переходит в позицию организатора учебной деятельности школьника с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Ученик – не «слушатель», а активный участник «учебного процесса». «Научить ребят учиться» - такова цель современного урока.
Деятельностный метод обучения обеспечивает системное включение детей в учебно-познавательную деятельность, нацеленную на результат. Современный урок неразрывно связан с понятием деятельность, с деятельностным подходом в обучении, поэтому необходимо педагогически правильно проектировать урок (моделирование, проектирование, конструирование урока). В соответствии с новыми стандартами нужно, прежде всего, усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, а школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации, приобретение навыков, необходимых в реальной жизненной ситуации.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются (УУД) универсальные учебные действия, т. е. «общеучебные умения» )это методика экскурсий, обмен мнениями, поиск дополнительного материала по теме, обсуждение в группах).
Учебные ситуации, созданные учителем, приближают учащихся к реалиям современной жизни.
Итак, моделирование – это процесс определения его основных параметров, это общее представление учителя об уроке. Состоит из 4 шагов:
Шаг первый: определение темы урока, как направление дальнейшего развития личности.
Шаг второй: определение места урока в системе уроков (конкретизация, углубление, обобщение или систематизация знаний), т. е. определяет тип и объем знаний.
Шаг третий: определение типа и вида урока.
В развивающем обучении предполагается и новая типология уроков.
Урок комбинированный
Урок постановки учебной задачи
Урок ознакомления с новым учебным материалом
Урок решения учебной задачи
Урок закрепления изученного
Урок решения частных задач
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок моделирования и преобразования модели
Урок применения знаний и умений
Урок решения общих задач
Урок проверки и коррекции знаний
Проектирование урока.
Проектирование урока – это разработка обобщенных способов достижения цели ( это задачи, содержание, методы, приемы, формы учебной деятельности).
Шаг 1 – уточняются цели и разбивается на задачи, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных, результатов обучения.
Шаг 2 – использование учебно-методического комплекса как инструментальное обеспечение урока
Шаг 3 –отбор методов, приемов, форм учебной деятельности в соответствии с возрастом детей и степенью обученности.
Конструирование урока.
Конструирование урока выливается в создание своей, методически выверенной структуры урока. Структура современных уроков должна быть динамичной. Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к учительской, т. е. учащийся должен говорить больше, чем учитель (
Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока или в технологической карте. Она имеет статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока.
Основные структурные компоненты урока.
1.Организационный момент:
•
Эмоционально-мотивационный настрой на урок;
•
Тема;
•
Цель;
•
Задачи;
•
Мотивация их принятия;
•
Планируемые результаты: знания, умения, навыки;
•
Личностно-формирующая направленность урока.
1.
Проверка выполнения домашнего задания.
2.
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока:
•
Постановка учебной задачи;
•
Учебная ситуация;
•
Актуализация знаний - до 5 мин, не более.
3.
Изучение нового материала:
•
Решение учебной задачи;
•
Усвоение новых знаний;
•
Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом);
•
Проговаривание нового знания.
4.
Закрепление изученного материала:
•
Обобщение и систематизация знаний;
•
Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа итоговый контроль с тестом);
•
Творческая работа.
5.
Подведение итогов:
•
Диагностика результатов урока;
•
Рефлексия достижения цели;
•
Рефлексия деятельности каждого учащегося.
6.
Домашнее задание:
•
Инструктаж по его выполнению;
•
Организация дифференцированного подхода к выполнению домашнего задания.
Конструирование технологической карты урока.
Технологическая карта – это в педагогике современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учеником, в дидактике – это проект учебного процесса, где есть описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это способ графического проектирования урока.
Отличительные черты технологической карты:
•
Интерактивность;
•
Структурированность;
•
Алгоритмичность при работе с информацией;
•
Технологичность;
•
Обобщенность.
Структура технологической карты включает:
•
Название темы (и часы на ее изучение);
•
Цель освоения учебного содержания;
•
Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
•
Метапредметные связи;
•
Основные понятия темы;
•
Технология изучения указанной темы (цель, результат, отработка материала, проверка понимания и усвоения);
•
Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Время.
Название этапа.
Форма работы.
Деятельность учителя.
Деятель-
ность ученика.
УУД.
1-2 мин
Организаци-онный
Беседа, сообщение, доброе пожелание, самопроверка знаний.
Мотивирует ученика к учебной деятельности.
Проявляет интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли.
Коммуникативные: Умение поддержать разговор по теме.
Личностные: ориентировка в социуме. Анализ и сопоставление личного опыта . включение в учебный процесс.
5-6 мин
Актуализа-ция знаний.
Беседа, наблюдение, слушание, самостоятельная работа.
Организует повторение знаний, закрепление умения.
Демонстрирует знания, умения.
П.
Р.
Л.
2-3 мин
Целепола-гание.
Беседа, уч. дискуссия, проблемное задание.
Создает ситуацию познаватель-ных противоречий, определяет объем.
Выдвигают варианты формулировок цели, обсуждает, анализирует.
Р. Умение сотрудничать, спорить, ставить цели, планировать.
П. анализировать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
10-11 мин
Открытие нового знания.
Частично-поисковая деятельность, поиск к решению проблемы. Дидактическая игра. Коллективная работа (пары, группы). Практическая работа. Становление алгоритма моделирования.
Создает проблемную ситуацию, побуждает к обсуждению. Организует работу в группах. Побуждает к анализу проблемы и ее решению.
Анализирует проблемную ситуацию, поиск решений, проверка гипотез, вариантов.
П. формирование навыков поисковой деятельности. способность анализировать.
Л. Развитие учебно-познавательной мотивации.
К. формирование умений учебного сотрудничества коллективной работы.
4-5 мин
Первичное закрепление.
Практическая работа. Самостоятель-ная работа. Коллективные формы работы контрольно-оценочные действия.
Организует практическую и самостоятельную работу и в парах, группе.
Самостоятель-но работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал.
Р.Умение организовывать, контролировать учебную деятельность.
Л. Формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в себе, положительное отношение к себе. Формирование самооценки.
4-5 мин
Самостоя-тельная работа.
Планирование учебной деятельности. Дидактическая игра. Выполнение упражнений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Выполнение, поиск проблем, творческое задание. Работа со схемами, моделями, алгоритмом. Работа в коллективе. Самостоятель-ная работа. Практическая работа. Индивидуальная работа.
Создает ситуацию прослежива-ния зависимости между меняющими-ся условиями и соответствующими результатами, организует ситуацию выбора.
Использует приобретенные знания в практической деятельности. Решает творческое задание. Ориентируется в информации. Самооценка. Выбор заданий соответствующего выбора.
П.Умение ориентироваться в содержании предмета.
П. умение использовать информацию из разных источников, нужную для решения учебной задачи.
К. освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности.
Л. Уточнение собственных возможностей и ограничений.
4-5 мин
Повторение.
Действие по обобщению:
-анализ признаков объекта;
-выделение главных признаков;
-объединение словом или предложением;
-оформление вывода о понятии явлений через таблицу, план, схему. Действия по контролю и оценка знаний, умений, навыков. Коллективная проектная деятельность.
Организует систематизацию и обобщение совместных достижений, организует индивидуальную работу по личным достижениям. Предметная диагностика.
Выявляет границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточ-ный шаг.
П. умение систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое.
К. высказываться по результатам сравнения
Л. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностью потенциала, анализ достижения цели, описание способа достижения цели. Правила и культура взаимодействия.
2-3 мин
Рефлексия учебной деятельнос-ти (итог урока).
Беседа.
Создает ситуацию самоуважения чувства удовлетворе-ния собственной компетентности.
Анализирует деятельность
Р. Рефлексия творческих способностей, прогнозирование.
Л. рефлексия мотивации.
П. прогнозирование.
К. – коммуникативные УУД.
Л. – личностные УУД.
П. – познавательные УУД.
Р. – регулятивные УУД.