Конструирование технологической карты урока

Технологическая карта уроков английского языка в начальной школе (ФГОС)

(сообщение на курсах повышения квалификации ВИРО)

Технологическая карта урока.

Введение.

Начальная школа в России перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС, в основе которого новая идеология: переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении. Из традиционного транслятора знаний учитель переходит в позицию организатора учебной деятельности школьника с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Ученик – не «слушатель», а активный участник «учебного процесса». «Научить ребят учиться» - такова цель современного урока.

Деятельностный метод обучения обеспечивает системное включение детей в учебно-познавательную деятельность, нацеленную на результат. Современный урок неразрывно связан с понятием деятельность, с деятельностным подходом в обучении, поэтому необходимо педагогически правильно проектировать урок (моделирование, проектирование, конструирование урока). В соответствии с новыми стандартами нужно, прежде всего, усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, а школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации, приобретение навыков, необходимых в реальной жизненной ситуации.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются (УУД) универсальные учебные действия, т. е. «общеучебные умения» )это методика экскурсий, обмен мнениями, поиск дополнительного материала по теме, обсуждение в группах).

Учебные ситуации, созданные учителем, приближают учащихся к реалиям современной жизни.

Итак, моделирование – это процесс определения его основных параметров, это общее представление учителя об уроке. Состоит из 4 шагов:

Шаг первый: определение темы урока, как направление дальнейшего развития личности.

Шаг второй: определение места урока в системе уроков (конкретизация, углубление, обобщение или систематизация знаний), т. е. определяет тип и объем знаний.

Шаг третий: определение типа и вида урока.

В развивающем обучении предполагается и новая типология уроков.

Урок комбинированный

Урок постановки учебной задачи

Урок ознакомления с новым учебным материалом

Урок решения учебной задачи

Урок закрепления изученного

Урок решения частных задач

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок моделирования и преобразования модели

Урок применения знаний и умений

Урок решения общих задач

Урок проверки и коррекции знаний

Проектирование урока.

Проектирование урока – это разработка обобщенных способов достижения цели ( это задачи, содержание, методы, приемы, формы учебной деятельности).

Шаг 1 – уточняются цели и разбивается на задачи, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных, результатов обучения.

Шаг 2 – использование учебно-методического комплекса как инструментальное обеспечение урока

Шаг 3 –отбор методов, приемов, форм учебной деятельности в соответствии с возрастом детей и степенью обученности.

Конструирование урока.

Конструирование урока выливается в создание своей, методически выверенной структуры урока. Структура современных уроков должна быть динамичной. Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к учительской, т. е. учащийся должен говорить больше, чем учитель (

Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока или в технологической карте. Она имеет статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока.

Основные структурные компоненты урока.

1.Организационный момент:

Эмоционально-мотивационный настрой на урок;

Тема;

Цель;

Задачи;

Мотивация их принятия;

Планируемые результаты: знания, умения, навыки;

Личностно-формирующая направленность урока.

1.

Проверка выполнения домашнего задания.

2.

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока:

Постановка учебной задачи;

Учебная ситуация;

Актуализация знаний - до 5 мин, не более.

3.

Изучение нового материала:

Решение учебной задачи;

Усвоение новых знаний;

Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом);

Проговаривание нового знания.

4.

Закрепление изученного материала:

Обобщение и систематизация знаний;

Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа итоговый контроль с тестом);

Творческая работа.

5.

Подведение итогов:

Диагностика результатов урока;

Рефлексия достижения цели;

Рефлексия деятельности каждого учащегося.

6.

Домашнее задание:

Инструктаж по его выполнению;

Организация дифференцированного подхода к выполнению домашнего задания.

Конструирование технологической карты урока.

Технологическая карта – это в педагогике современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учеником, в дидактике – это проект учебного процесса, где есть описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это способ графического проектирования урока.

Отличительные черты технологической карты:

Интерактивность;

Структурированность;

Алгоритмичность при работе с информацией;

Технологичность;

Обобщенность.

Структура технологической карты включает:

Название темы (и часы на ее изучение);

Цель освоения учебного содержания;

Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

Метапредметные связи;

Основные понятия темы;

Технология изучения указанной темы (цель, результат, отработка материала, проверка понимания и усвоения);

Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Время.

Название этапа.

Форма работы.

Деятельность учителя.

Деятель-

ность ученика.

УУД.

1-2 мин

Организаци-онный

Беседа, сообщение, доброе пожелание, самопроверка знаний.

Мотивирует ученика к учебной деятельности.

Проявляет интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли.

Коммуникативные: Умение поддержать разговор по теме.

Личностные: ориентировка в социуме. Анализ и сопоставление личного опыта . включение в учебный процесс.

5-6 мин

Актуализа-ция знаний.

Беседа, наблюдение, слушание, самостоятельная работа.

Организует повторение знаний, закрепление умения.

Демонстрирует знания, умения.

П.

Р.

Л.

2-3 мин

Целепола-гание.

Беседа, уч. дискуссия, проблемное задание.

Создает ситуацию познаватель-ных противоречий, определяет объем.

Выдвигают варианты формулировок цели, обсуждает, анализирует.

Р. Умение сотрудничать, спорить, ставить цели, планировать.

П. анализировать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

10-11 мин

Открытие нового знания.

Частично-поисковая деятельность, поиск к решению проблемы. Дидактическая игра. Коллективная работа (пары, группы). Практическая работа. Становление алгоритма моделирования.

Создает проблемную ситуацию, побуждает к обсуждению. Организует работу в группах. Побуждает к анализу проблемы и ее решению.

Анализирует проблемную ситуацию, поиск решений, проверка гипотез, вариантов.

П. формирование навыков поисковой деятельности. способность анализировать.

Л. Развитие учебно-познавательной мотивации.

К. формирование умений учебного сотрудничества коллективной работы.

4-5 мин

Первичное закрепление.

Практическая работа. Самостоятель-ная работа. Коллективные формы работы контрольно-оценочные действия.

Организует практическую и самостоятельную работу и в парах, группе.

Самостоятель-но работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал.

Р.Умение организовывать, контролировать учебную деятельность.

Л. Формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в себе, положительное отношение к себе. Формирование самооценки.

4-5 мин

Самостоя-тельная работа.

Планирование учебной деятельности. Дидактическая игра. Выполнение упражнений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Выполнение, поиск проблем, творческое задание. Работа со схемами, моделями, алгоритмом. Работа в коллективе. Самостоятель-ная работа. Практическая работа. Индивидуальная работа.

Создает ситуацию прослежива-ния зависимости между меняющими-ся условиями и соответствующими результатами, организует ситуацию выбора.

Использует приобретенные знания в практической деятельности. Решает творческое задание. Ориентируется в информации. Самооценка. Выбор заданий соответствующего выбора.

П.Умение ориентироваться в содержании предмета.

П. умение использовать информацию из разных источников, нужную для решения учебной задачи.

К. освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности.

Л. Уточнение собственных возможностей и ограничений.

4-5 мин

Повторение.

Действие по обобщению:

-анализ признаков объекта;

-выделение главных признаков;

-объединение словом или предложением;

-оформление вывода о понятии явлений через таблицу, план, схему. Действия по контролю и оценка знаний, умений, навыков. Коллективная проектная деятельность.

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений, организует индивидуальную работу по личным достижениям. Предметная диагностика.

Выявляет границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточ-ный шаг.

П. умение систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое.

К. высказываться по результатам сравнения

Л. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностью потенциала, анализ достижения цели, описание способа достижения цели. Правила и культура взаимодействия.

2-3 мин

Рефлексия учебной деятельнос-ти (итог урока).

Беседа.

Создает ситуацию самоуважения чувства удовлетворе-ния собственной компетентности.

Анализирует деятельность

Р. Рефлексия творческих способностей, прогнозирование.

Л. рефлексия мотивации.

П. прогнозирование.

К. – коммуникативные УУД.

Л. – личностные УУД.

П. – познавательные УУД.

Р. – регулятивные УУД.

Наши рекомендации