Вопрос 2. Инновационных процесс

Инновационный процесс - творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителем.

Совокупность операций, направленных на получение новых знаний и их реализацию. в общем виде - последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется под идеей до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хоз практике.

Наиболее простой моделью инновационного процесса служит инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл.

ФИ→ПИ→ОКРОП→ПР→Э→Д

1 группа 2 группа 3 группа

Группа.

Фундаментальным исследованиям свойственна максимальная неопределенность получения положительных результатов. Для них планирование работ в общепонятном смысле затруднено. О возможном применении результатов данного исследования в хозяйственной практике могут делаться только некоторые предположения.

Прикладные исследования направлены на разработку на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей. Исследования ведутся по разным направлениям, большая часть из них прекращается; остается вариант, который обеспечивает вполне ясное представление о будущей инновации (содержательная характеристика, рабочие параметры процессов или изделий, оценка будущих затрат и экономической эффективности и так далее). Целевая направленность прикладных исследований и высокая вероятность достижения конечных результатов позволяют организовать их выполнение на плановой основе.

Опытно-конструкторские работы предполагают дополнительные исследования нескольких альтернатив будущего нововведения, с целью выбора окончательного варианта. Этот вариант детально прорабатывается: составляются рабочие чертежи, изготавливается опытный образец, проводится его испытание и так далее. Результатом этого проекта служит полный комплекс документов, необходимых для принятия решения о начале подготовке промышленного производства.

Стадия.

Производство. Здесь осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного цикла. Эта стадия включает освоение производства продукции и само производство продукции. Освоение производства предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции.

Производство продукции. На этом этапе по мере необходимости могут проводиться производственные исследования, цель которых заключается в подготовке рекомендаций по улучшению характеристик выпускаемой продукции, совершенствованию технологий и организации производственного процесса, снижению затрат на производство продукции.

В ходе проведения производственных исследований могут появляться идеи для будущих инноваций.

Этап.

Использование новой продукции происходит на стадии потребления. Соответственно выделяется три этапа:

1) реализация новой продукции

2) эксплуатация новой продукции потребителем с возможным включением послепродажного обслуживания различных технических устройств, приобретенных потребителем

3) диффузия новшества.

Характеристика инновационного цикла предполагает оценку ряда показателей, основными из которых являются:

1) времяемкость инноваций, то есть оценка продолжительности каждой стадии и обшей продолжительности инновационного цикла от начала исследований до этапа использования продукции;
2) структура затрат на осуществление отдельных стадий в пределах инновационного цикла;
3) диффузия новшества, то есть оценка скорости и широты распространения нововведений как в данной отрасли, так и в других отраслях.

Диффузия нововведений - процесс кумулятивного увеличения числа эмитетов или последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Распространение нововведение - информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощность коммуникационных каналов, особенности восприятия информации хозяйств кующими субъектами, их способностей к практическое использованию этой информации и так далее.

Скорость диффузии зависит от типа инноваций.

Факторы, определяющие скорость диффузии.

Название фактора - содержание фактора

1) относительное преимущество - степень превосходства инноваций по сравнению с имеющимися аналогами;
2) сложность - трудность как неотъемлемая составляющая новой идеи или товара;
3) совместимость - степень совпадения инноваций с установленной практикой потенциальных пользователей;
4) коммуникативность - простота донесения сущности инноваций до потенциальных пользователей;
5) возможность апробации - возможность испытать новый товар в малом объеме до совершения полномасштабной покупки, сокращающей затраты.

По мере движения от фундаментальных исследований к производству получаемая информация на каждом последующее этапе становится все более конкретной. Уникальность и неповторимость методов и приемов исследований, присущих первым этапам цикла, уменьшается. При проектировании появляются элементы типовых решений и стандартов. Вероятность получения отрицательных результатов уменьшается. На каждом этапе увеличиваются результаты на создание инновационного продукта.

Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса *******изучить самостоятельно

Тема 3. Инновационной потенциал организации.

Вопрос 1: сущность и структура инновационного потенциала
Вопрос 2: факторы, определяющие инновационный потенциал организации
Вопрос 3: оценка инновационного потенциала.

Вопрос 1. Сущность и структура инновационного потенциала.

Инновационный потенциал - способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние, с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей.

Информационный потенциал - совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций, обращающих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствие с целью и стратегией предприятия.

Предприятие, которое обладает значительным инновационным потенциалом и/или осознанно стремится его формировать и развивать, называют инновационным или инновационно - восприимчивым.

Некоторые исследователи представляют структуру инновационного потенциала, как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной; которые существуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его три единые сущности.

1) Ресурсная составляющая включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.

2) Результативная составляющая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей;

3) Внутренняя составляющая представляет собой рычаг, обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. В целом указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.

Концепция структуры инновационного потенциала.

Исходя из предположения, что инновационный потенциал представляет собой систему взаимосвязанных ресурсов и возможностей предприятия, его структуру можно представить в виде системы иерархических колец, каждое из которых располагается по степени важности для реализации конкретного инновационного проекта (чем ближе к центру, тем важнее наличие ресурса для реализации инновационного проекта). ******РИСУНОК*******

Инновационная культура не входит непосредственно в структуру инновационного потенциала, но является его неотъемлемой частью.

Под инновационной культурой следует понимать меру восприимчивости организации к нововведениям, опыт внедрения новых проектов, политику менеджмента в области инноваций, отношение персонала к инновациям и так далее.

Раскрытие инновационного потенциала наталкивается на необходимость преодоления внешних барьеров. В общей своей совокупности внешние барьеры можно охарактеризовать как инновационный климат.

Влияние инновационного климата на потенциал:

1. возможность для производства новых или улучшенных товаров

2. возможность дл изменения социальных отношений на предприятии

3. возможность для разработки новых методов управления

4. возможность для создания новых механизмов продвижения продукции

5. возможность приобретения интеллектуальной собственности

6. инвестиционные возможности

7. государственная поддержка

8. практика коммерциализации технологий

Наши рекомендации