Раздел 3. Технологический практикум по методическому обеспечению социально-культурной деятельности
15. Ретроспективный анализ развития теории внешкольного образования в России
Вопросы:
• Принципы организации внешкольного и дополнительного образования
• «Образование» и «Обучение», «методическое сопровождение» и «методическое обеспечение»
• Дополнительное образование
• «Системно-целевой подход» и «личностно-деятельностный подход» приминительно к дополнительному образованию
Практическое задание.Изучить историко-культурные подходы к развитию дополнительного образования
Цель – Способствовать у студентов формированию историко-педагогического подхода к пониманию сущности дополнительного образования.
Таблица
Принципы организации внешкольного и дополнительного образования
Медынский Е. Н. | Горский В. А. | Современные подходы |
-……….. -………. -………. | -……….. -………. -………. | -……….. -………. -………. |
1. Изучите работы Е. Н. Медынского «Внешкольное образование и его значение, организация и техника» и «Энциклопедия внешкольного образования»; Горского В. А. Обсуждаем проект базисного плана // Внешкольник. Сделайте сравнительный анализ принципов и подходов в организации дополнительного образования по образцу в выше представленной таблицы.
2. Познакомтесь с основополагающими документами по дополнительному образованию: закон РФ «Об образовании», «решение коллегии Министерства РФ», «Концепция дополнительного образования детей», «Типовое положение об образовательном УДДОД».
3. Проведите ретроспективный анализ развития внешкольного образования и возможности его перехода в новое качество.
4. Сравните принципиальные основы сущности, целей и задач дополнительного образования
5. Составте вопросы, подготовьте выступление на круглом столе «Дополнительное образование – вчера, сегодня, завтра».
16. Методы внешкольного образования
Вопросы:
• Методы общего развития
• Методы Локализации
• Методы индивидуализации
• Направленность методов
• Гибкость методов
• Всесторонность влияния на человека
• Методы организации самодеятельность населения
Практическое задание. Изучить отраслевую структуру УДО.
Цель – формировать у студентов интегральный подход в осмыслении теории и практики дополнительного образования.
1. Познакомьтесь с содержанием деятельности в УДО, выделите основные направления.
2. Выделите место и роль какого-либо детского коллектива (кружок, студия, объединение) в системе образовательной деятельности в УДО.
3. На основании принципов теории внешкольного образования выстройте структуру блока «Изобразительное искусство» в системе учреждений дополнительного образования. Результаты исследования выразите в разработанной вами схеме.
17. Система организации УДО
Цель – познакомить студентов с типами учреждений ДО.
Вопросы:
• Система УДО
• Системообразующие элементы УДО
• Функционирование системы
• Образование как подсистема общества
• Базовое и дополнительное образование
• Базовые элементы дополнительного образования
• Содержание образования
• Кадровый состав УДО
• Управление и самоуправление УДО
• Формы управления УДО
Практическое задание. Дать характеристику типам УДО.
1. Познакомиться с Типовым положением об образовании учреждений детей дополнительного образования.
2. Составьте характеристику на УДО (по выбору студента), определите составляющие элементы системы деятельности в УДО.
3. Составьте схему структуры управления данным учреждением
4. Определите формы и задачи управления данным учреждением.
5. Запишите перечень документов, дающих право на образовательную деятельность данного учреждения.
18. Развитие творческой самодеятельности детей и подростков в УДО
Вопросы:
• Личность
• Условия УДО
• Диагностика
• Методы диагностики
• Развитие, индивидуальное развитие
• Творчество, творческие способности
• Самодеятельность
• Творческая самодеятельность
Практическое задание. Изучить условия созданные в УДО для развития творческой самодеятельности детей и подростков.
Цель – изучить содержание работы УДО, совершенствовать умения целенаправленно наблюдать и анализировать педагогические явления.
1. Дайте заключение о соблюдении в УДО санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей.
2. Оцените факторы, способствующие созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в УДО.
3. Если бы вы работали в этом УДО, какие бы вы внесли коррективы, дополнения к деятельности УДО.
4. Проанализируйте, опишите работу УДО.
5. Дайте характеристику самодеятельного творчества в УДО.
6. Проведите диагностический срез развития творческих способностей у участников самодеятельного коллектива.
19. Культура педагогической деятельности
Вопросы:
• Потребность в общении
• Межличностные отношения в детском коллективе
• Совместная деятельность
• Межличностное взаимодействие
• Самопознание
• Лидерство
• Игра, игровые тренинги
Практическое задание. Овладевание культурной педагогической деятельности.
Цель – сформировать установку у студентов на личностно-ориентированное общение, повышать культуру педагогической деятельности (речи, общения, внешнего вида и т. д.).
1. Придумайте интересные варианты знакомства и приветствия в детском коллективе.
2. Проведите мероприятия, которое бы заинтересовало детей и способствовало вашей авторитетности в детском коллективе.
3. Понаблюдайте за поведением детей, опишите проявления их индивидуальности.
4. Выявите неформальных лидеров в детском коллективе, определите тип лидерства.
5. Составьте кортотеку игр и игровых теренингов, способствующих формированию благоприятного психологического климата в коллективе, благоприятным межличностным отношениям, творческой атмосфере.
20. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива в системе УДО
Вопросы:
• Группа
• Малые группы, групировки
• Интересы, потребности
• Ценностные ориентаци
• Детский коллектив
• Развивающая среда
• Воспитание
• Роль семьи в воспитании
Практическое задание. Дайте психолого-педагогическую характеристику детского коллективва в системе УДО.
Цель – подготовить студентов к организации образовательной деятельности.
1. Изучите межличностные отношения в детском коллективе.
2. Проанализируйте климат в вашем коллективе.
3. Выясните, что привело детей в коллектив.
4. Определите причины объединения детей в коллективе: симпатии, общие дела, традиции
5. Определите уровень сплочённости коллектива
6. В чём проявляется круг обязанностей, поручений, ответственность перед коллективом.
7. Составьте психолого-педагогическую характеристику детского коллектива по следующей схеме:
А Общие сведения околлективе (кружок, студия, клубное объединение…);
- название коллектива, особенности построения развивающей среды;
- когда и по каким признакам данный коллектив был сформирован;
- поливозростная характеристика коллектива;
- наличие детей разногоуровня развития (интелектуального, социального, медико-психологического;
- проанализируйте работу педагога с семьями детей.
Б) Психолого-педагогическая характеристика коллектива:
- характер межличностных отношений;
- малые группы, группировки их состав, причины создания, особенности взаимоотношений между альчиками и девочками, есть ли проявление антогонизма в отношениях;
- предложения студента по коррекции взаимоотношений данной категории детей.
В) Содержание и характер деятельности детей и подростков в коллективе УДО.
- образовательная деятельность, свобода выбора, индивидуальный уровень, темп освоения,степень выраженности мотивации к образовательной деятельности;
- формы результатов к продуктивной деятельности;
- характеристика образовательного процесса, его содержание и способ организации, направленность на допрофессиональную подготовку;
- характеристика интересов и инициатив детей ( к искусству. Литературе, спорту, к современным событиям;
- рольпедагогов в поддержании этих интересов, отношение к прикладной деятельности;
- учёт интересов детей в организации деятельности;
- наличие традиций в коллективе;
- характеристика участия данного коллектива в общих делах в УДО.
Г) Воспитательно-образовательные задачи, основанные на характеристике коллектива.
Е) Общие выводы и рекомендации.
- Показать достоинства, преимущества детского коллектива, выявить неготивные явления, их причины;
- что бы Вы предложили изменить в организации деятельности коллектива?
- что бы Вы заимствовали из профессиональной деятельности педагога наблюдаемого коллектива, почему?
21. Специфика организации труда педагога дополнительного образования
Вопросы:
• Педагого дополнительного образования
• Функциональные обязанности педагога дополнительного образования
• Учебно-производственный план
• Индивидуальный план
• Содержание деятельности
• Виды деятельности
Практическое задание. Составте индивидуальный план практиканта (помощника педагога дополнительного образования) в УДО.
Цель – сформировать у студентов навыки организованности и исполнительности.
1. Познакомтесь с учебно-производственным планом педагога дополнительного образования.
2. Определите своё место в совместной деятельности с педагогом в УДО.
3. Выделите виды деятельности, обязанности студента на период практики.
4. Продумайте формы организации детского коллектива, согласно плана педагога.
5. Согласуйте меру своего участия в системе досуговых дел УДО.
6. Составьте индивидуальный план помощника педагога дополнительного образования.
практиканта _(ФИО)___________________
педагог _____(ФИО)___________________
УДО ________________________________
коллектив____________________________
Содержание, виды деятельности | Дата | Деятельность и обязанности | Отметка о выполнении |
1. | |||
2. | |||
Дата: | Подпись педагога дополнительного образования. |
22. Система методического обеспечения СКД.
Вопросы:
• Методическое обеспечение.
• Организационная структура государственной системы методического обеспечения
• Методическая служба
• Организационная структура разноуровневых методических органов и учреждений.
• Цели, задачи, функции и содержание деятельности методического обеспечения
Практическое задание. Организация деятельности методического отдела, службы.
Цель – изучить организацию деятельности методических отделов, служб в различных типах учреждений социально-культурной сферы, составить сравнительную характеристику.
1. Изучение нормативно-правовых документов методических органов и учреждений.
2. Изучить специфику деятельности отдела народного творчества.
3. Изучить специфику деятельности организационно – методического отдела.
4. Изучить специфику деятельности репертуарно – редакционного отдела.
5. Изучить специфику деятельности отдела культурно – досуговой деятельности.
6. Определите функции научно-методического обеспечения педагогического процесса в системе дополнительного образования.
7. Посмотрите журнал «Методист» или «Дополнительное образование) на выбор) за три последних года. Выберите и законспектируйте не менее 5 статей, раскрывающих специфику методической службы в УДО.
8. Сделайте сравнительный анализ деятельности методических служб, в выше указанных пунктах.
Организация методической службы
Цель | Задачи | Содержание | Функции | Структура | Наличие методического фонда |
Отдел народного творчества | |||||
Организационно-методический отдел | |||||
Репертуарно-редакционный отдел | |||||
Отдел культурно-досуговой деятельности | |||||
Научно-методический отдел |
9. Сделайте краткое описание деятельности отделов, по каждому отделу составьте схему организации деятельности.
23. Методическая деятельность педагога дополнительного образования
Вопросы:
• Методическая деятельность
• Условия эффективности деятельности
• Разработка методик
• Репродуктивное перенесение метериала
• изучение и обогащение педагогического опыта
• Овладение научно-теоретическими знаниями
• Разработка собственных методических положений
• Экспериментальная деятельность
• Конструирование собственной педагогической деятельности
• Систематизация методических знаний
• Распространение методических знаний
Практическое занятие. Организация методической деятельности педагога дополнителного образования.
Цель – изучить содержание методической деятельности педагога дополнительного образования
1. Изучите методическую деятельность педагога
2. Определите содержание методического фонда в учебном кабинете
3. Выясните в чём специфика подбора материала для методического фонда
4. Что у Вас есть в методической капилке для будущей работы?
5. Продумайте свои действия по совершенствованию своей профессиональной подготовки.
7. Сделайте сравнительную характеристику взаимодействия методической службы и педагогов в организации образовательного процесса. Представьте аналитеическую записку.
24. Виды методической продукции.
Вопросы:
• Методическое описание
• Бюллетень
• Событийная информация
• Информационно-методическая выставка
• Методическая записка
• Памятка
• Инструкция
• Тематическая папка
• Меотодические рекомендации
• Аннотация
• Методическая разработка
• Прикладная методическая продукция
• Сценарий
• Плакат информационный
• Графики диаграммы
• Тематическая подборка
• Картотека
• Информационный католог
Практическое задание. Описание методической продукции.
Цель – изучить составляющие методической продукции на примере одного из учреждений социально-культурной сферы.
1. Подробно опишите проведённое творческое дело, события, действия, разясните их.
2. Составьте бюллетень по одному из направлений работы учреждения СКС.
3. Сделайте обзор периодической печати за последние 6 месяцев одного из журналов: «Методист», «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Клуб».
4. Примите участие в организации информационно-методической выставки и составьте её описание:
- тема выставки, название, назначение;
- адресат;
- разделы выставки сназванием, подзаголовком, эпиграфом;
-анотация к литературе.
5. Составьте методическую записку:
- решению каких задач способствует данная методическая работа;
- кому адрессована;
- на основании каких документов, фактов составленна;
- система изложения материала.
6. Составте памятку для выполнения каких либо функций УДО:
- краткие сведения об операции;
- алгоритм действий;
- круг обязанностей;
- советы;
- адресат.
7. Напишите инструкцию к какой-либо игре, дидактическому пособию:
- название;
- кому предназаначена;
- из чего состоит;
- сколько человек, групп могут одновремено пользоваться;
- в чём заключается смысл;
- условия пользования;
- порядок пользования;
- кем разработано;
- полезные советы (по необходимости).
8. Сделайте описание тематической папки:
- нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;
- методические рекомендации;
- разработка конкретных дел, сценарии;
- материалы из опыта работы;
- библиография;
- дидактический материал
9. Составте методические рекомендации проведения какого-либо дела по примерной схеме:
- адрес (кому предназначена)
- вступительная часть (пояснительная записка, включающая актуальность, необходимость рекомендаций, срез положения дел по данному вопросу, какую помощь призвана оказать рекомендация;
- изложение главного тезиса, что именно рекомендуется сделать;
- методические указания по решению организационных вопросов (создание штаба, агитация, оформление и т. п.);
- примерные варианты проведения дела с советами (трудыне моменты, средства и т. д.);
- описание преспективных результатов, место дела в ситеме деятельности);
- список рекомендуемой литературы;
- атор работы, год написания, рецензия (методического совета, РИСа, конкретного специалиста).
10. Составьте аннотацию на какое-либо учебное пособие в предложенном в УМК списке литературы (кратко изложить суть, назначение, где и кем может быть использована)
11. Изучите методическую разработку дела для учреждений СКС по выбору и дайте ей описательную характеристику.
- название;
- форма проведения;
- пояснительная записка;
- оборудование, оформление;
- методические советы на подготовительный период;
- сценарный план, ход проведения дела;
- сценарный план, включающий все композиционные части;
- методические советы организаторам или постановщикам;
- список литературы;
- автор разработки, должность, место работы, год.
12. Подберите прикладную методическую продукцию к Вашему содержанию выше перечисленных пунктов.
13. Составьте информационный плакат, пользуясь материалами УДО.
14. Составьте график, диаграмму (по материалам методиста) дающий сравнительную характеристику какого-либо направления деятельности за предыдущий год и текущий год.
15. Сделайте тематическую подборку для проведения одного из календарных праздников.
16. Составьте картотеку по выбранной тематике (10 карточек)
- А. Код № … название, автор, краткая анотация, выходные данные, место нахождения в библиотеке;
- Б. Код №… буква, с которой начинается фамилия, ФИО, должность, место работы, телефон, чем интересен человек. На обратной стороне даётся краткое описание опыта, идеи, сроки реализации, кем изучен опыт, где и в какой форме можно его применить.