Выбор темы курсовой (дипломной) работы (проекта)

КУРСОВОЕ И ДИПЛОМНОЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Киров

ББК Ч 448 (07)

Ф 942

Допущено к изданию редакционно-издательской комиссией

ФГБОУ ВО «ВятГУ» в качестве учебно-методического пособия

Рецензент:

доцент каф.БТ, к.т.н. Ахмаров Ф.И.

  Фукс, С.Л.
Ф 942 Курсовое и дипломное проектирование: учебно-методическое пособие / сост: С. Л. Фукс, С. В. Девятерикова.-Киров, ФГБОУ ВО “ВятГУ”, 2015.-53 с.
  ББК Ч 448 (07)

Учебно-методическое пособие «Курсовое и дипломное проектирование» предназначено для бакалавров (магистров) направления подготовки 18.03.02 (18.04.02) «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» профиля “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов” химического факультета ВятГУ. Содержит общие требования к содержанию, объему и оформлению курсовых (дипломных) работ и проектов, выполняемых на различных этапах подготовки.

Редактор

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2015

Содержание

Введение

1 Выбор темы курсовой (дипломной) работы (проекта)

2 Задачи проектирования (работы)

3 Разработка задания с определением расчетных параметров, ограничивающих задачу

4 Структура пояснительной записки.

5 Содержание основных частей курсовой (дипломной) работы (проекта)

Заключение

Приложение А. Задание на курсовую работу (проект)

Приложение В. Пример расчета материального баланса

Приложение С. Пример расчета теплового баланса

Приложение D. Литература, рекомендуемая для выполнения курсовых (дипломных) работ (проектов)

Введение

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 18.03.02 “Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии” (уровень бакалавриата) (п. 4.4) “выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

– изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

– планирование и проведение экспериментальных исследований по энерго- и ресурсосбережению, обеспечению экологической безопасности при реализации технологического процесса и анализ их результатов;

– математическое моделирование технологических процессов с использованием стандартных пакетов автоматизированного расчета и проектирования;

– систематизация данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;

– участие в разработке систем управления технологическими процессами;

– участие в проведении мероприятий по защите объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;

– разработка и внедрение информационных систем, баз данных, баз знаний;

проектная деятельность:

– сбор и анализ исходных данных для проектирования эффективных технологических процессов и установок, характеризуемых высоким уровнем энерго- и ресурсосбережения и экологической безопасностью;

– анализ и оценка альтернативных вариантов технологической схемы и ее отдельных узлов;

– расчет и проектирование отдельных стадий технологического процесса в соответствии с техническим заданием, учетом эколого-экономических ограничений и требований промышленной безопасности;

– проверка соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам”.

Таким образом, курсовое (дипломное) проектирование – важнейшая часть обучения.

Курсовая (дипломная) работа (проект) выполняется на основе совокупного знания специальных дисциплин, результатов проведения научно-исследовательской работы и прохождения практик. На этом этапе обычно закладывается профессиональная база студента. Исходные данные и материалы для курсовой (дипломной) работы (проекта), полученные в исследовательской работе и на практике, которая может проходить на промышленном предприятии, в проектной или исследовательской организации, должны быть достаточными для принятия обоснованных проектных решений и выполнения технологического проектирования.

Цель данного пособия – дать краткое описание разделов курсовой (дипломной) работы или проекта.

Выбор темы курсовой (дипломной) работы (проекта)

Анализ ряда отраслей промышленности с позиций создания малоотходных производств показал, что малоотходная технология развивается в четырех основных направлениях.

1. Создание и внедрение принципиально новых процессов получения традиционных видов продукции на основе комплексной переработки исходного сырья с извлечением и использованием всех ценных компонентов и максимально возможным использованием потенциала энергоресурсов. При этом существенно снижается или практически исключается образование отходов и отрицательное воздействие их на окружающую среду.

2. Создание различных типов замкнутых систем промышленного водоснабжения в масштабе отдельных производств, цехов, предприятий, промышленных узлов и регионов на базе существующих, внедряемых и перспективных способов очистки сточных вод. Использование очищенных сточных вод в циклах с оборотным водоснабжением с частичным использованием поверхностных и подземных вод в качестве источников подпитки свежей водой. Первостепенное значение приобрели разработка научно обоснованных требований к качеству воды для всех технологических операций, комплексное использование энергоресурсов. Образующиеся при очистке сточных вод осадки перерабатываются в продукцию или выдаются в виде вторичного сырья.

3. Разработка и развитие территориально-производственных комплексов (ТПК), имеющих замкнутую структуру материальных потоков сырья и вторичных материальных ресурсов. ТПК создают условия для отраслевой кооперации производств на основе переработки и утилизации вторичных ресурсов.

4. Разработка и внедрение региональных систем обезвреживания и переработки всех видов отходов производства и потребления, которые рассматриваются как вторичные материальные ресурсы.

Реализация того или иного направления развития определяется экологической и экономической обоснованностью принимаемых технологических решений.

Таким образом, предпочтительными являются следующие направления по выбору тем проектов:

1. Создание технологических систем без сброса сточных вод (в том числе и очищенных) в естественные водоемы. При различных видах бессточных схем обычно резко уменьшается потребление воды, загрязнение водоемов, но, как правило, образуются твердые отходы или концентрированные растворы в технологических установках водоочистки и водоподготовки водооборотных систем, локальные и смешанные воды, а также воды «продувки» замкнутых систем использования воды. В связи с этим в проектах, темы которых связаны с разработкой рациональных схем водоиспользования, должны быть предложены пути утилизации, переработки или деструкции, обезвреживания и безопасного захоронения таких видов отходов.

2. Создание рациональных систем очистки газовых выбросов с обязательными предложениями по их минимизации с одновременной утилизацией, деструкцией или захоронением извлеченных компонентов. В таких проектах также необходимо рассматривать возможность замкнутых циклов использования газа, особенно в тех случаях, когда газ (воздух или дымовые газы) является носителем определенного компонента, выделение которого специальными приемами позволяет использовать газ повторно. Так, в процессах, использующих воздух как влагоноситель (конвективная сушка), возможно неоднократное повторное использование воздуха при условии дополнительной операции снижения его влагосодержания. Сброс газа в атмосферу при этом может быть резко сокращен, а, следовательно, уменьшены и выбросы сопутствующих вредных компонентов, в том числе тепла.

3. Создание систем утилизации большинства видов твердых отходов, образующихся, кроме всего прочего, в процессах водо- и газопереработки. Технологическую основу таких систем обычно составляют приемы разделения и обогащения многокомпонентных материалов, а также уменьшения их объема и массы.

4. Создание принципиально новых процессов получения традиционных видов продукции, в которых отсутствуют традиционные отходы или сокращаются этапы переработки и технологические стадии, на которых эти отходы образовались. Это возможно при создании экологизированных многопрофильных промышленных комплексов с замкнутой структурой материальных потоков сырья и отходов при минимизации выбросов, сбросов и твердых отходов.

Степень реализации предложенных выше направлений и подходов при выполнении курсовой (дипломной) работы (проекта) является мерой технологической и экологической образованности будущего бакалавра.

Наши рекомендации