Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Структура курса

Курс реализуется прежде всего в рамках предмета «Тру­довое обучение» или «Технология», но сочетается также с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный ком­понент (см. концепцию образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель — чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова) и другими УМК, имеющими развивающую направленность.

Занятия могут проводиться как учителем начальных классов, так и специалистом-предметником, предпочтитель­но с технической или технологической подготовкой.

Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с пер­вого класса. В репродуктивном ключе строится только осво­ение технологических приемов и операций. Умение откры­вать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоми­нать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
1кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.  
1. Технико-технологические знания    
2. Человек в окружающем мире          
3. Из истории технологии      
ИТОГО:  

Результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного предмета «Технология»

Личностными результатами освоения изучения технологии в начальной школе являются:

Воспитание социально значимых личных, индивидуально-личностных позиций ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил личностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметнымирезультатами освоения изучения технологии в начальной школе являются: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметнымирезультатами освоения изучения технологии в начальной школе являются: доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно -преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Наши рекомендации