Эгоистичные гены требуют, чтобы люди проявляли щедрость и бескорыстие

Так же как при многократном проигрывании Дилеммы Узника, долгосрочная выгода достигается в результате сотрудничества, а не преследования недолговечных эгоистичных интересов.

* Великолепное объяснение того, почему конкуренция является следствием толерантности и одновременно средством се усиления, вы найдете в книге Ливана Алсксандсра «Цивилизованный рынок» (Ivan Alexander. The Civilized Market. 1997, Capstone, Oxford). Александср, в частности, говорит:

«Конкуренция форсирует дебаты политиков, экономистов и демократов по вопросам пользы и вреда перемен и реорганизаций, которые в свою очередь подразумевают переговоры, компромиссы и торги, что в свою очередь подразумевает значительное ограничение власти. Политика сдерживания способствует развитию привычки к толерантности.

Ни один из этих процессов не является «естественным», так как природе не свойственны толерантность и компромиссы. [Этот аргумент совпадает с мнением Ричарда Доукинса и Mamma Ридли, считающих, что человек эволюционировал независимо от природы, если под « природой « понимать всех остальных представителей мира животных и растений.] Однако при условии надлежащего управления конкуренция в человеческом обществе, и особенно в бизнесе, становится инструментом персональной и корпоративной корректности"

Долгосрочный подход требует обязательности и заботы о репутации. Только последовательная, заслуживающая доверия манера поведения, игнорирующая возможности получения краткосрочной выгоды практически задаром, может создать человеку надежную репутацию, которая дает ему самые лучшие возможности.

Следовательно, сотрудничество базируется на принципе взаимности, но выходит далеко за ее рамки. Только щедрым, бескорыстным и честным людям дана возможность пожинать богатые плоды сотрудничества.

Сотрудничество мотивируется эгоистичными генами, но требует бескорыстия в поведении. Люди запрограммированы действовать, повинуясь скорее эмоциям, чем расчету, но эмоции — это в высшей степени эффективные психические инструменты, обеспечивающие обязательность. Так же как в последних версиях Дилеммы Узника, члены общества объединяют усилия для сотрудничества друг с другом. Как говорит Ридли:

«Добродетельные люди добродетельны лишь для того... чтобы объединить усилия с другими добродетельными людьми с целью получения обоюдной выгоды. И как только склонные к сотрудничеству члены общества смогут отмежеваться от остальных, в игру может вступить совершенно новая эволюционная сила: та, что объединяет не отдельные личности, а целые группы людей».

Дилемма Узника и ваша карьера

С точки зрения отдельного человека, жизнь в бизнесе, так же как игра в Дилемму Узника, похожа на постепенно разворачивающуюся цепь возможностей сотрудничества. Ни одна сделка не является независимым событием. С окружающим миром ее связывают ваше умение сотрудничать, количество и качество людей, согласных с вами сотрудничать, и ваша репутация. Развитие карьеры в бизнесе зависит не столько от накопления технических навыков, сколько от накопления полезных связей — людей, желающих иметь с вами дело.

Резюме

Современные варианты решения Дилеммы Узника предоставляют в наше распоряжение хорошую модель того, как вести себя в бизнесе (и в жизни). При условии, что бизнес это не единичная сделка, а это почти всегда именно так, доминирующей стратегией является сотрудничество. Тех же, кто не желает сотрудничать, следует наказывать, лишая их вашей помощи до тех пор, пока они не проявят серьезных намерений восстановить взаимное сотрудничество.

Люди довели сотрудничество до высшей степени совершенства. В нас не больше альтруизма, чем в других животных, но мы живем в больших и взаимосвязанных группах. Мы подняли освоение культурных ценностей и передачу знаний на качественно новый уровень, базирующийся на постоянном возрастании степени взаимной выгоды и изощренного себялюбия.

Гены бизнеса являются двигателями как сотрудничества, так и конкуренции. Сотрудничество и конкуренция — это неразрывные и дополняющие друг друга процессы. Их развитие возможно только при условии сосуществования. Однако сотрудничество — это более широкое понятие, и для каждого отдельного гена бизнеса или индивида оно является жизненно необходимым. Без сотрудничества отдельный ген бизнеса или личность не могут создать практически ничего. Следовательно, выбор генов бизнеса и людей, которые лучше всего подходят для сотрудничества, имеет большее значение, чем выбор генов и людей, с которыми стоит конкурировать.

Конкуренция приобретает первоочередное значение лишь тогда, когда она вам навязана и ставит вас в экстремальную ситуацию, чреватую устранением вас из бизнеса. В таких случаях она усаживает вас за чертежную доску, приглашая к сотрудничеству в целях создания более успешной продукции. Конкуренция заботится о себе сама. Сотрудничество требует проведения предварительной демонстрации доброй воли со стороны отдельных личностей.

Сотрудничество и конкуренция способствуют специализации, развитию торговли и появлению новых технологий. Они же в свою очередь требуют все возрастающей взаимозависимости и сотрудничества. Победа достается тем группам генов бизнеса и людям, которые сотрудничают лучше всех и выбирают себе самых лучших партнеров. Доверие — это универсальный клей, скрепляющий богатое и успешно функционирующее общество.

Себялюбие — это неплохо. Но продвинутый эгоизм требует от нас готовности к сотрудничеству, бескорыстия и щедрости. Наши инстинктивные склонности к альтруизму и сотрудничеству стали носителями эгоистичных генов, что и вывело нас на высший уровень эволюции. Близорукий эгоизм, вроде того, что описан в традиционной экономической теории, оправдан только в единичных случаях проведения разовых, действительно независимых сделок купли-продажи.

За этими сделками скрываются важные части жизни: отношения — как экономические, так и неэкономические, — а также знания, эмоции и любовь. Все эти сделки требуют сотрудничества и доверия. Близорукий эгоизм обрекает человека на провал, подрывает доверие. Для продвижения вперед необходима большая сеть партнеров, а партнеры считают, что сотрудничать с явными эгоистами трудно и неприятно. Они идут на это, только если нет другого выбора. На какое-то время алчность может подавить стремление к сотрудничеству. Но в длительной перспективе стремление к сотрудничеству вытеснит алчность.

Компании и группы людей — это самые совершенные инструменты продвинутого сотрудничества. Те, кто сотрудничает лучше всех, унаследуют землю — при условии, что им удастся удовлетворить эгоистичных потребителей.

В конечном счете прогресс цивилизации и эволюция человечества и общества требуют все возрастающей степени научных и экономических знаний и умений, углубленной специализации, развития торговли, повышенной взаимозависимости, жесткой конкуренции и самое главное — активного сотрудничества. Это единственный способ покончить с войной всех против всех и с преобладанием смерти и страданий над здоровьем и счастьем Это единственный путь к эволюционному разоружению

Наши рекомендации