Эффективность государственных расходов на науку
Стабильный рост государственных вложений в поддержку научных исследований в последнее десятилетие не сопровождался адекватным увеличением их результативности, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования. На первом этапе реализации стратегии одним из основных направлений повышения эффективности и результативности государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования будет дальнейшее развитие механизмов конкурсного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих формирование необходимых стимулов для повышения научного и технологического уровня проводимых работ. Будет обеспечена разработка на период с 2012 года Программы фундаментальных научных исследований Российской Федерации, предусматривающей расширение потенциального состава ее исполнителей за счет национальных исследовательских центров, а также государственных научных центров, ведущих отраслевых научных организаций и высших учебных заведений (в т.ч. национальных исследовательских и федеральных университетов).
В этих целях будет обеспечено направление всего прироста средств на финансирование фундаментальной науки на увеличение объема финансирования исследований в рамках РФФИ и РГНФ, а также программ фундаментальных исследований государственных академий наук, формируемых на конкурсной основе. Будет рассмотрена возможность создания дополнительных фондов по модели РФФИ и РГНФ, в том числе, ориентированных на финансирование исследований по приоритетным направлениям и тематикам.
Будет расширена типология предоставляемых фондами грантов, прежде всего, за счет грантов, стимулирующих координацию и сотрудничество между исследователями из различных организаций; грантов направленных, на развитие международного сотрудничества (в том числе, между исследователями стран СНГ и ближнего зарубежья); грантов на создание новых лабораторий, занимающихся исследованиями в перспективных и новых для России областях фундаментальной и прикладной науки; долгосрочных (пролонгируемых) грантов на реализацию перспективных проектов, требующих длительного горизонта планирования. При этом пролонгация не должна быть автоматической и предполагать внешнюю экспертизу промежуточных результатов исследований.
Увеличение объемов финансирования РФФИ и РГНФ будет сопровождаться совершенствованием условий предоставляемой поддержки по проектам, включая:
- расширение спектра по размеру выделяемых исследователям грантов с увеличением среднего размера гранта;
- формирование механизмов поддержки инициативных проектов междисциплинарного характера и разработки прозрачных процедур оценки таких проектов;
- разработку и реализацию мер по поощрению руководителей наиболее успешных грантов и широкому освещению результатов, полученных в ходе выполнения проектов.
Одновременно будут совершенствоваться процедуры отбора проектов, финансируемых в рамках РФФИ и РГНФ и в рамках программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук, включая обязательное привлечение к оценке проектов ведущих зарубежных ученых, ориентацию при отборе проектов на показатели международной публикационной активности заявителей (за исключением программ, направленных на поддержку начинающих ученых).
Для повышения интеграции исследований, реализуемых исследователями различных секторов науки, все программы конкурсного финансирования должны быть открыты для доступа любым квалифицированным исследователям и научным группам, независимо от места работы их членов, включая исследователей, работающих в организациях, не входящих в систему государственных академий наук; исследователей работающих в организациях всех форм собственности; и независимых исследователей. Квалификация заявителя, подтвержденная результатами прошлых проектов и публикациями международного уровня должна быть основным критерием доступа к конкурсному финансированию фундаментальных исследований.
Более высокая прозрачность процедур отбора будет достигаться за счет обязательной публикации максимально полной информации о поступающих на конкурсы заявках и ознакомления участников конкурса, по их требованию, с отзывами на их заявки, послужившими основанием для удовлетворения или неудовлетворения последних. Большая прозрачность и открытость процедур выделения средств на исследования позволит вести детальный учет расходуемых средств в различных разрезах (отраслей знаний, направлений, регионов и т.п.) и впоследствии (примерно к 2015 году) создать общенациональную открытую базу данных, аккумулирующую информацию о получении отдельно взятыми исследователями и исследовательскими группами всех видов государственного финансирования из различных источников, включая РГНФ, РФФИ, программы исследований государственных академий наук и конкурсы и тендеры, проводимые органами государственной власти всех уровней.
Увеличение доли конкурсного финансирования, в том числе, в виде грантов не должно привести к росту административной нагрузки на исполнителей работ. В этой связи, будут сокращены объемы финансовой отчетности, предоставляемой научными группами и индивидуальными исследователями - получателями государственного финансирования. Основными критериями целевого использования средств станут, прежде всего, публикация результатов исследований в международно признанных научных журналах, получение патентов и (или) иные формы подтверждения научной значимости полученных результатов.