Международный рынок технологий
Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий. Появлению рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце XV11I - начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило расширение торговли средствами производства. В США такая система была введена в 1787 г., во Франции в 1791 г., в России - в 1812 г., Испании в 1820 г. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта.
Рассмотрим классификацию и основные понятия рынка технологий. Международная торговля технологиями - это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, по и прикладную практическую ценность. Данные результаты - это продукты интеллектуального труда, имеющие как материальную, так и нематериальную форму.
Отсюда, объекты рынка технологий делятся на овеществленные и неовеществленные.
К овеществленным формам относятся: промышленные образцы, отдельные агрегаты, технологические линии.
К неовеществленным формам относятся: техническая документация, патенты, лицензии, товарные знаки, технические знания и опыт, объединенные понятием «ноу-хау».
Патент - это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения.
Лицензионные операции - это предоставление права на использование иностранных научно-технических достижений на основе специальных лицензионных соглашений.
Лицензионная торговля - основная форма международной торговли технологией, охватывающая сделки как с ноу-хау, так и с патентами на изобретения. Операции по обмену лицензиями состоят в предоставлении права (разрешения) одной стороной - патентовладельцем, именуемым лицензиаром, другой стороне - лицу (или фирме), именуемому лицензиатом, на промышленное и коммерческое изобретение, пользующегося патентной защитой в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение.
Лицензионные платежи подразделяются на периодические - роялти и единовременные - паушальные.
Роялти - это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения.
Ноу-хау (в пер. с англ. - «знать как») - это информация, имеющая коммерческую ценность. К ней относятся технические знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, применимые в производстве и профессиональной практике и не обеспеченные патентной защитой. Ноу-хау может включать в себя коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы и прочую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкому кругу потенциальных пользователей.
Рынок технологий включает в себя международный инжиниринг - предоставление иностранному покупателю комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.
Рынок технологий включает следующие субъекты:
- государство;
-высшие учебные заведения;
- исследовательские институты;
-фирмы и фонды;
- физические лица.
Собственниками созданных технологий выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность. При этом значительные затраты на НИОКР оказываются под силу прежде всего крупным фирмам, в частности, ТНК. Ьольшие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров. Поэтому проявляются тенденции монополизации или олигопо-лизации новых технологий на определенный период. Однако это не означает, что создание новых технологий и их активное внедрение возможно только в рамках ТНК. Именно в создании новых технологий и объектов интеллектуальной собственности и их производственном освоении весьма существенная роль принадлежит малым и средним фирмам, которые нередко называются венчурными. Их преимущество в конкурентоспособности именно на узкоспециализированных рынках.
Перейдем к рассмотрению специфики торговли интеллектуальным продуктом.
Существенной характеристикой рынка технологий является то, что одним из основных его объектов выступает интеллектуальный продукт.Интеллектуальный продукт результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности; включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства.
Особенности торговли ин [еллектуальным продуктом определяются как спецификой данного товара, который имеет нематериальную природу, так и содержанием отношений собственности. Основное отличие рынка интеллектуальной продукции заключается в том, что предметом сделок является совокупность прав на интеллектуальный продукт. Передача этих прав может осуществляться на условиях:
-полной уступки прав;
-частичной, т. е. передачи права па использование интеллектуал],ной продукции без отчуждения ее. В этом главное отличие сделок с интеллектуальной продукции от сделок с материальными объектами.
Динамичное развитие рынка интеллектуальной продукции подтверждают данные Мирового банка, в соответствии с которыми наиболее крупной и быстро растущей статьей международной торговли услугами являются услуги по передаче прав собственности на интеллектуальный продукт. Ежегодные темпы прироста мирового рынка интеллектуальной продукции составляют за последние 20 лет свыше 9 %. При этом их удельный вес, включая отдельные финансовые услуги, в структуре мировой торговли услугами увеличился с 37 % в 1980 г. до 50 % в 2004 г., а по сравнению с 1960 г. в 40 раз [23. С. 78J.
В настоящее время участниками международной торговли лицензиями являются практически все страны мира. Степень этого участия определяется, в первую очередь, экономическим развитием и на-учно-техническим потенциалом этих государств. Не случайно на долю ведущих промышленно развитых стран Запада приходится более 90 % мировой торговли лицензиями.
Для мирового рынка технологий характерны следующие особенности и тенденции:
1)в торговлю технологиями втягиваются все большее число стран, однако, доминирующее положение занимают ведущие индустриальные державы. Лидерами являются США, Япония, Великобритания, Франция, Италия. Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти половину в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40 % общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, для того, чтобы сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции;
2)основную роль на данном рынке играют ТНК. На 500 ведущих ТНК приходится 4/5 торговли новыми технологиями;
3)динамично изменяется отраслевая структура рынка, появляются новые секторы, прежде всего, программного обеспечения для разнообразных систем обработки данных;
4)растет доля договоров на передачу ноу-хау, в настоящее время она составляет 50 % от общего объема заключенных лицензионных соглашений;
5)происходит смена приоритетов: формула «оборудование + услуги + технические знания» заменяется другой формулой «знания = услуги + оборудование», т. е. оборудование и материалы становятся сопутствующими при поставках знаний и услуг;
6)в сферу данного рынка входит все большее число стран, в силу глобализации экономики. Именно посредством технологического обмена большинству стран можно решить вопросы повышения технологического уровня тех или иных отраслей и национального хозяйства в целом, задачи ускоренного технологического перевооружения экономики, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта.