Международный рынок технологий

Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий. Появлению рынка тех­нологий способствовало введение патентных систем в конце XV11I - начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности созда­теля на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило расширение торговли средствами производства. В США такая систе­ма была введена в 1787 г., во Франции в 1791 г., в России - в 1812 г., Испании в 1820 г. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта.

Рассмотрим классификацию и основные понятия рынка техно­логий. Международная торговля технологиями - это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, по и прикладную практическую ценность. Данные результаты - это про­дукты интеллектуального труда, имеющие как материальную, так и нематериальную форму.

Отсюда, объекты рынка технологий делятся на овеществленные и неовеществленные.

К овеществленным формам относятся: промышленные образцы, отдельные агрегаты, технологические линии.

К неовеществленным формам относятся: техническая документация, патенты, лицензии, товарные знаки, технические знания и опыт, объединенные понятием «ноу-хау».

Патент - это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное пра­во на использование изобретения.

Лицензионные операции - это предоставление права на исполь­зование иностранных научно-технических достижений на основе спе­циальных лицензионных соглашений.

Лицензионная торговля - основная форма международной тор­говли технологией, охватывающая сделки как с ноу-хау, так и с па­тентами на изобретения. Операции по обмену лицензиями состоят в предоставлении права (разрешения) одной стороной - патентовла­дельцем, именуемым лицензиаром, другой стороне - лицу (или фир­ме), именуемому лицензиатом, на промышленное и коммерческое изобретение, пользующегося патентной защитой в течение обуслов­ленного срока за определенное вознаграждение.

Лицензионные платежи подразделяются на периодические - ро­ялти и единовременные - паушальные.

Роялти - это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачи­вается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения.

Ноу-хау (в пер. с англ. - «знать как») - это информация, имею­щая коммерческую ценность. К ней относятся технические знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, применимые в производстве и профессиональной практике и не обеспеченные патентной защитой. Ноу-хау может включать в себя коммерческие секреты, незапатентованные техноло­гические процессы и прочую информацию производственного и тор­гового характера, недоступную широкому кругу потенциальных пользователей.

Рынок технологий включает в себя международный инжини­ринг - предоставление иностранному покупателю комплекса или от­дельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проекти­рованием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разра­боткой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

Рынок технологий включает следующие субъекты:

- государство;

-высшие учебные заведения;

- исследовательские институты;

-фирмы и фонды;

- физические лица.

Собственниками созданных технологий выступают либо их соз­датели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность. При этом значительные за­траты на НИОКР оказываются под силу прежде всего крупным фир­мам, в частности, ТНК. Ьольшие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых то­варов. Поэтому проявляются тенденции монополизации или олигопо-лизации новых технологий на определенный период. Однако это не означает, что создание новых технологий и их активное внедрение возможно только в рамках ТНК. Именно в создании новых техноло­гий и объектов интеллектуальной собственности и их производствен­ном освоении весьма существенная роль принадлежит малым и сред­ним фирмам, которые нередко называются венчурными. Их преиму­щество в конкурентоспособности именно на узкоспециализированных рынках.

Перейдем к рассмотрению специфики торговли интеллектуаль­ным продуктом.

Существенной характеристикой рынка технологий является то, что одним из основных его объектов выступает интеллектуальный продукт.Интеллектуальный продукт результат духовной, мысли­тельной, интеллектуальной деятельности; включает изобретения, от­крытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания тех­нологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства.

Особенности торговли ин [еллектуальным продуктом определя­ются как спецификой данного товара, который имеет нематериальную природу, так и содержанием отношений собственности. Основное от­личие рынка интеллектуальной продукции заключается в том, что предметом сделок является совокупность прав на интеллектуальный продукт. Передача этих прав может осуществляться на условиях:

-полной уступки прав;

-частичной, т. е. передачи права па использование интеллек­туал],ной продукции без отчуждения ее. В этом главное отличие сделок с интеллектуальной продукции от сделок с материальными объектами.

Динамичное развитие рынка интеллектуальной продукции под­тверждают данные Мирового банка, в соответствии с которыми наи­более крупной и быстро растущей статьей международной торговли услугами являются услуги по передаче прав собственности на интел­лектуальный продукт. Ежегодные темпы прироста мирового рынка интеллектуальной продукции составляют за последние 20 лет свыше 9 %. При этом их удельный вес, включая отдельные финансовые ус­луги, в структуре мировой торговли услугами увеличился с 37 % в 1980 г. до 50 % в 2004 г., а по сравнению с 1960 г. в 40 раз [23. С. 78J.

В настоящее время участниками международной торговли ли­цензиями являются практически все страны мира. Степень этого уча­стия определяется, в первую очередь, экономическим развитием и на-учно-техническим потенциалом этих государств. Не случайно на до­лю ведущих промышленно развитых стран Запада приходится более 90 % мировой торговли лицензиями.

Для мирового рынка технологий характерны следующие осо­бенности и тенденции:

1)в торговлю технологиями втягиваются все большее число стран, однако, доминирующее положение занимают ведущие индуст­риальные державы. Лидерами являются США, Япония, Великобрита­ния, Франция, Италия. Япония занимает своеобразное место в миро­вом движении технологии. Она импортирует всю технологию из ин­дустриальных стран, а экспортирует почти половину в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40 % общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной коо­перации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, для того, чтобы сосредоточиться на разработке и освоении технологиче­ски сложной продукции;

2)основную роль на данном рынке играют ТНК. На 500 веду­щих ТНК приходится 4/5 торговли новыми технологиями;

3)динамично изменяется отраслевая структура рынка, появля­ются новые секторы, прежде всего, программного обеспечения для разнообразных систем обработки данных;

4)растет доля договоров на передачу ноу-хау, в настоящее вре­мя она составляет 50 % от общего объема заключенных лицензион­ных соглашений;

5)происходит смена приоритетов: формула «оборудование + услуги + технические знания» заменяется другой формулой «знания = услуги + оборудование», т. е. оборудование и материалы становятся сопутствующими при поставках знаний и услуг;

6)в сферу данного рынка входит все большее число стран, в си­лу глобализации экономики. Именно посредством технологического обмена большинству стран можно решить вопросы повышения технологического уровня тех или иных отраслей и национального хозяйства в целом, задачи ускоренного технологического перевооружения экономики, расширения возможностей экспорта и сокращения им­порта.

Наши рекомендации