Целевые группа: (в интересах которых осуществляется проект): 11 класс Сибирского лицея биолого-химический профиль
Ожидаемые результаты:
- профессиональное и личностное самоопределение школьников:
- выбор старшеклассниками ВУЗа для поступления;
- настрой 11классников на продуктивную подготовку к ЕГЭ.
Реализация проекта:
Приветствие и погружение в тему классного часа:
Здравствуйте, ребята! Мы студенты Томского Государственного Университета, с факультета психологии. И нам предоставили возможность провести у вас классный час. Мы прекрасно помним этот период, потому что сами недавно закончили школу. Сейчас перед вами стоят непростые вопросы: как продуктивнее подготовиться к экзаменам, как справиться с трудностями и со стрессом, какую специальность и вуз выбрать. Кто-то из вас последует советам родителей, родственников, друзей, а кто-то в свою очередь прислушается к самому себе, проанализирует свои умения, предпочтения, способности и знания. Сегодня мы предлагаем вам немного поговорить на тему: «Мои трудности в предстоящем будущем и способы их решения».
Трудности при подготовки к экзаменам
(презентация и рассказ о методах борьбы с трудностями):
Для начала мы бы хотели поделиться с вами своими трудностями, возникшими у нас, как у 11классников в период подготовки и сдачи экзаменов. Все на самом деле не так страшно и сложно, как вам наверняка говорят учителя. Впрочем, они правильно делают, так как вы сейчас находитесь в таком возрасте, что порой организовать продуктивную подготовку, изучение вам непонятной темы настолько не хочется, настолько лень, что вы откладываете это дело на потом. Знакомо?
Слайд 1: Казалось бы, предэкзаменационный аврал – самое время собрать все силы и все внимание. А тут такая напасть. Давайте разберемся. Самое интересное, что в науке психологии, вообще, нет такого понятия – «лень». Психологи поясняют: так называемая лень – это отсутствие мотивации. Иначе говоря, очень просто – не делаешь, значит, не хочешь делать, нет достаточно сильного мотива. Какой можно сделать из этого вывод? Важно найти свой, индивидуальный, мотив, который заставит делать то, что так необходимо.
И лучший способ заставить себя что-то сделать – это найти ту ценность, ради которой стоит действовать. Итак, мотив – это побудительная сила, заставляющая человека действовать. Мы говорим о мотивах, когда отвечаем на вопросы
«Почему?», «Ради чего?», «Какой смысл?». Как только появляется мотив, человек может сформулировать цель, и начать поиск средств для ее реализации.
Мотивы бывают разные. Самый эффективный из них – интерес. Легче всего заставить себя учить предмет, который интересен, близок. Чтобы стимулировать себя, начните учить с самой интересной для вас темы. Может быть, с той, что описана наиболее увлекательно. Попробуйте поговорить с человеком, увлеченным именно этим, его интерес может заразить и вас. Интересное и запоминается лучше.
С детства одним из самых действенных мотивов для каждого является страх наказания. Запугивать самого себя ремнем, пожалуй, смысла не имеет, а вот в красках представить себе последствия несданных экзаменов можно. Этот способ эффективен далеко не для всех. Если вы в детстве в ответ на угрозы родителей назло делали все еще хуже – этот способ не для вас.
Противоположный мотив, как можно догадаться, мотив поощрения. Этот способ, наверное, известен каждому. Придумайте, чем себя порадовать за каждый выученный раздел или десяток решенных задач. Представьте, насколько свободно вы будете себя чувствовать, как только сдадите экзамен.
Вы из тех, кто любит всегда быть среди людей, что-то обсуждать, спорить, делиться информацией? В таком случае не запирайтесь при подготовке к экзаменам в четыре стены. Иначе это будет восприниматься как настоящая пытка. Например, этап закрепления материала вполне можно провести в форме коллективного обсуждения с такими же общительными одноклассниками.
Если для вас очень ценно мнение окружающих о вас, то имеет смысл использовать этот стимул при подготовке. Договоритесь с кем-то из близких, что вы будете «отчитываться» за каждый выученный раздел. Такая демонстрация ваших достижений поможет вам с большим воодушевлением готовиться к экзаменам.
Постройте программу своей подготовки так, чтобы самые сложные вопросы, разделы шли в самом начале. Кстати, это достаточно эффективно еще и потому, что по одному из законов памяти лучше всего как раз запоминается первое и последнее из заученного материала.
В целом, все человеческие мотивы можно свести к двум группам – внутренние и внешние мотивы. Проще говоря, чтобы заставить себя взять за какую-то работу, нужно либо найти какой-то внешний стимул (вознаграждение, похвала и т.д.), либо осознать, почему и каким образом эта работа важна для вас, найти интерес в самом процессе этой деятельности.
Если обычно вы учитесь только из-за внешних мотивов, например, только для родителей, из-под палки, настало время всерьез задуматься об этой ситуации и развивать внутренние мотивы. Как уже говорилось выше, мотивы напрямую
Связаны с целями. Когда определен мотив, ради которого стоит действовать, важно четко поставить цель. Причем цель должна быть сформулирована конкретно и позитивно. Например, скажите себе «Я приду на экзамен полностью готовым, зная все, что требуется» и четко зафиксируйте это внутреннее состояние.
Еще несколько рекомендаций. Все наши мотивы расположены в иерархии. Практически это означает, что пока не удовлетворены «базовые» потребности, пытаться заставить себя учиться – дело неблагодарное. Лучше потратить время на то, чтобы поесть, поспать, организовать себе комфортную обстановку для учебы, а уж потом приступать, толку будет больше.
Если вы занимаетесь спортом, танцами, ходите в бассейн, не бросайте все эти дела на время подготовки, просто немного сократите время на них. Время лучше выиграть за счет сокращения нагрузок на психику – таких как компьютерные игры, социальные сети и просмотр телевизора. А главное, составьте четкий график всех этих занятий, распределите их в течение дня. Когда вы уже садитесь за учебу, ничего вокруг не должно отвлекать вас. Если вы накрутите себя, считая, что предстоящий экзамен – главное дело вашей жизни, от которого зависит все на свете, то от такой гиперответственности появляется страх, и опускаются руки. Если это про вас, попробуйте сделать следующее. Задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если я не сдам этот экзамен?». Вы увидите, что даже самый страшный исход далеко не так критичен, чтобы из-за этого так сильно волноваться. Сразу продумайте альтернативы в ситуации, что экзамен не сдан, вы обнаружите, что мир не зациклен на экзамене. Но вы сами прекрасно понимаете насколько важно сдать ЕГЭ, что бы все потраченные на подготовку часы не прошли зря.
В общем, ленью своей пренебрегать нельзя. Для начала надо разобраться, о чем она говорит, что за информацию несет. Ответьте себе на вопрос: что такое ваша лень – желание отдохнуть либо протест против каких-то условий? При правильном подходе эта информация заставит найти наиболее оптимальный способ деятельности и разобраться в собственных желаниях и потребностях.
А если раз от раза у вас возникают приступы лени при каком-то конкретном занятии, то, вообще, стоит задуматься о том, ваше ли это дело. Чтобы сдать один обязательный экзамен, еще можно постараться замотивировать себя. А вот бороться с этим самым нежеланием всю жизнь будет проблематично. Так что, каким странным бы ни казался этот совет, еще не поздно четко осознать этот важный момент. Если сейчас все предметы вступительных экзаменов вызывают при подготовке жуткую лень и скуку, то так же, скорее всего, будет не только ближайшие пять лет, но и всю жизнь.
Слайд 2: Наверняка вы часто замечали за собой, как трудно бывает сконцентрироваться на тексте конспекта или книги при подготовке к экзаменам. Как назло, в самый ответственный момент, когда всё внимание нужно направить на
Одну единственную вещь, оно рассеивается на всё, что нас окружает, кроме этой самой единственной вещи. И получается так, что то, что мы могли спокойно сделать за два часа, растягивается на весь день. Как следствие: мы ничего не успеваем, жалуясь на нехватку времени, большой объём работы и прочие факторы. При этом мы не замечаем, что сами абсолютно бездарно расходуем наше внимание, силы и время. Знакомо?
Как видим, внимание само собой не сконцентрируется на поставленной задаче. Необходимо приложить усилия, причём не малые. Придётся постоянно отслеживать работу мозга, и направлять мысли в необходимое русло. Концентрации внимания можно научиться, что существенно увеличит нашу работоспособность, научит правильно ставить задачи и полностью сосредотачиваться на них. Постарайтесь взять себе за правило уделять внимание тому, что происходит в данный момент, постепенно увеличивая время концентрации.
Одно из лучших упражнений для тренировки внимания – это двухминутная концентрация внимания. Для выполнения упражнения вам понадобятся часы с секундной стрелкой. В течение двух минут не думайте ни о чём, кроме её движения, как будто бы в мире ничего другого просто не существует. Как только вы задумаетесь о чём-то другом – тут же остановитесь и начните упражнение заново. И так каждый раз, пока вам не удастся всецело удерживать ваше внимание на секундной стрелке в течение двух минут. Упражнение рекомендуется проделывать каждый день.
Старайтесь отслеживать поток ваших мыслей, а также движения тела в различных ситуациях. Избавляйтесь от привычек вздрагивать, подёргивать какой-то частью тела – в общем, от всего, что вас отвлекает.
Многие люди считают, что напряжение от наступающих экзаменов уменьшает силу их концентрации. Они неспособны сосредоточиться на одной теме достаточно долго для того, чтобы сохранить в памяти изученную информацию, поддерживать концентрацию на достаточном уровне и успешно сдать экзамены.