Конструкции переднего конца
Передний конец шпинделя служит для базирования и закрепления режущего инструмента, детали или приспособления. Передние концы выполняют по ГОСТ. Точное центрирование и жесткое сопряжение инструмента или оправки со шпинделем обеспечивается коническим соединением.
При ручной смене инструмента применяются конусы Морзе и метрические.
При автоматической смене инструмента на станках с ЧПУ применяются конусы с конусностью 7:24, в шлифовальных – 1:3.
Шпиндели малых токарных станков обычно изготавливаются с резьбовым передним концом; средних и крупных – фланцевыми под поворотную шайбу; точных – фланцевыми без поворотной шайбы.
Конструкция шпинделя | Присоединит. размер | Применение в станках |
ГОСТ 12595-85 Конус Морзе | Токраные, токарно-револьверные, токарные многорезцовые шлифовальные | |
ГОСТ 12595-85 Конус метрический | Фрезерные Сверлильные Расточные многоцелевые | |
ГОСТ 24644-81 Конус метрический | Фрезерные | |
ГОСТ 24644-81 Конус Морзе и метрический | Сверлильные Расточные | |
ГОСТ 10681-72 | Шлифовальные |
Расчёт ШУ на жёсткость.
Расчет на жесткость ШУ производится для всех типов станков. При этом определяется упругое смещение шпинделя в сечении его переднего конца. В перемещении переднего конца шпинделя учитываются только деформации в шпинделе и в опорах. Перемещением деталей, инструмента и т.п. пренебрегают.
При расчетах определяют радиальную и осевую жесткость. При расчете радиальной жесткости все силы приводят к двум взаимно перпендикулярным плоскостям(Yи Z). Далее вычисляют радиальное перемещение в каждой из плоскостей и находят общее:
Радиальное перемещение шпинделя в заданном сечении состоит из:
перемещение вызванное изгибом тела шпинделя.
перемещение вызванное податливостью опор.
сдвиг вызванный защемляющим моментом в передней опоре.
перемещение определяемое податливостью контакта между кольцами подшипника и поверхностями шпинделя или корпуса.
Смещение переднего конца шпинделя зависит не только от размеров шпинделя жесткости опор, но и от схемы нагружения.
Выделяют 3 схемы нагружения:
1. Приводной элемент расположен между опорами
2. Приводной элемент за задней опорой
3. Шпиндель ненагружен силами привода
Схема характерна для прецизионных станков. В данной схеме применяется разгрузка шкива шпинделя на корпус. Прогиб на переднем конце шпинделя ограничивается величиной равной 1/3 допуска на биение конца шпинделя.
На практике применяются следующие наиболее допустимые значения прогибов и углов поворота: