Рабочий котлован; 5 – прокладываемая труба; 10 – сваи; 22 – буровая коронка; 25 – двигатель; 26 – полиспаст; 27 – лебедка; 28 – трубоукладчик; 29 – роликовая опора; 30 – шнек
Вибропрокалывание пневмопробойниками используется в связных и несвязных грунтах при наличии в них камня, кирпича, обломков деревьев и т.д. при прокладке труб диаметром до 400 мм. Применение пневмопробойников также эффективно при замене старых труб (пневмопробойник располагают в торце трубы и выдавливают ее с противоположной стороны без вскрытия грунта). В пневмопробойнике создаются продольные колебания за счет ударника, находящегося в корпусе под действием сжатого воздуха, подаваемого по резиновому шлангу от компрессора. Пневмопробойник может сам образовывать уплотненный ствол в связных грунтах, забивать стальные трубы или кожухи, затягивать асбестоцементные трубы и т.д.
Щитовая проходка применяется при устройстве протяженных тоннелей диаметром до 5 метров на глубине до 25 метров – в несвязных и малосвязных грунтах. Последовательность выполнения работ можно разбить на три стадии.
Первая стадия (подготовительная) состоит в устройстве монтажной (начальной) шахты для опускания оборудования, подвода к забою электроэнергии, сжатого воздуха, воды и т.п., а также устройства вентиляции.
Вторая стадия включает в себя 1) разработку грунта в забое под прикрытием щита, 2) сборку обделки, 3) продвижение щита, 4) нагнетание цементного раствора за обделку.
Конструкция щита представлена на рис. 13, и состоит из режущей части (выполненной в виде режущего козырька препятствующего обрушению грунта во внутрь), системы домкратов предназначенной для вдавливания щита в грунт и хвостовой части позволяющей под прикрытием осуществлять монтаж сборной обделки. Домкраты упираются в собранную обделку выработки и позволяют корректировать направление проходки. Удаление грунта из забоя осуществляют при помощи ленточных транспортеров, а на поверхность его поднимают в бадьях или вагонетках. Сразу после устройства очередного кольца обделки, не допуская осадки породы, в заборное пространство нагнетают цементный раствор под давлением 5…6 атмосфер.
Третья стадия заключается в прокладке коммуникаций и устройстве постоянной обделки. Средняя скорость проходки за смену составляет 1,5…6 метров.
Рис. 13. Щитовая проходка.
А) схема щита; б) размещение домкратов; в) схема щитовой проходки.
1 – нож; 2 – гидродомкраты; 3 – сборная крепь (тюбинги); 4 – золотниковый переключатель;
Ленточный скребковый конвейер; 6 – вагонетки; 7 – мотовоз; 8 – шахта.
Штольневая проходка выполняется при устройстве относительно коротких, но глубоких выработок (см. рис. 14). С этой целью устраивают опускные шахты, через которые подают необходимые механизмы и материалы, а также извлекают на поверхность разрабатываемый вручную в забое грунт. Средняя скорость проходки составляет 1…1,5 м в смену в зависимости от размеров штольни и типа грунта.
Рис. 14. Прокладка труб в штольне.
Шахта; 13 – кран; 14 – дорога; 15- крепление штольни; 16 – труба; 17 – тележка.
Буровзрывной способ
Буровзрывной способ широко применяется при устройстве тоннелей, в том числе и при устройстве Челябинского метрополитена (дальнейшие материалы представлены по реальным технологическим картам Тоннельного отряда №16).
Конструкция двухпутевого железнодорожного и перегонного тоннеля Челябинского метрополитена с возведением двухслойной обделки из монолитного бетона представлены на рис.15.
Рис. 15. Общий вид обделки двух путного железнодорожного тоннеля.
1 – наружный слой обделки тоннеля; 2 – постоянная обделка тоннеля;