Рыночные аспекты эксплуатации трубопроводов

Россия как государство-экспортер нефти, газа, угля и урана обладает энергетической независимостью и самодостаточно­стью. Российская экономика в значительной степени привяза­на к производству нефти, газа и металлов: нефтегазовая от­расль обеспечивает до 32% ВВП. В первые годы XXI в. Россия добывала около 500 млн т условного топлива в нефтяном эквиваленте, из которых около 230 млн т экспортировала, и около 670 млн т у. т. в газовом эквиваленте, из которых около 210 млн т отправляла на экспорт. В соответствии с Энергетической стра­тегией на период до 2020 г. уровень добычи нефти в России достигнет520 млн т, а природного газа—720 млрд м3. При этом доля газа в расходной части баланса первичных энергоресур­сов составит 45%, а нефти и нефтепродуктов — 20%.

Однако вопросы энергетической безопасности все чаще выдвигаются на передний план, поскольку месторождения переходят в стадию падающей добычи, основные производ­ственные фонды стареют, оборудование изнашивается. При этом уровень обязательных экспортных поставок углеводород­ного сырья все более увеличивается.

Опасность заключается в том, что наша экономика может столкнуться с ситуацией завершения эксплуатационного цик­ла технических систем и соответствующим выбытием энерге­тических мощностей: износ основных фондов в энергетике и нефтедобыче достигает 60%, в нефтепереработке — 80%. На­бор рисков порождают также проблемы воспроизводства оте­чественной ресурсно-сырьевой базы: приращение запасов со­ставляет лишь 70% от уровня добычи.

Среди внешних факторов, негативно влияющих на энер­гетическую безопасность России, можно выделить следующие:

• резкие колебания цен на мировых энергетических рынках;

• дискриминационные действия по отношению к России на рынках энергоресурсов, оборудования и технологий;

• помехи для работы магистральных трубопроводов в тран­зитных странах, несанкционированный отбор ими российских энергоресурсов;

• стремление иностранных компаний добиться льготного доступа к российским трубопроводным мощностям.

Примером выдавливания России из системы поставок газа в район Ближнего Востока является история соревнования российского проекта «Голубой поток» и спонсированного США проекта газопровода через Каспийское море из Туркмении. В данном случае понадобилась активная поддержка проекта со стороны государства и авторитет «Газпрома», чтобы добиться осуществления варианта прокачки газа по дну Черного моря в Турцию. Попытки создания путей транспортировки углево­дородного сырья из Азербайджана, Казахстана и Туркмении, альтернативных российским, продолжаются и сегодня.

Много лет продолжаются переговоры между странами Ев­росоюза и Россией по Транзитному протоколу Европейской Энергетической хартии. Протокол составлен таким образом, чтобы открыть доступ производителей газа других стран к си­стеме магистральных газопроводов России. Это не выгодно для России, поскольку будет означать допуск транснациональных корпораций к льготным внутрироссийским тарифам на про­качку газа.

Сотрудничество между участниками мирового нефтяного рынка выстраиваются на конструктивной основе, поскольку у них совпадает главная цель: не допустить выхода цены на нефть из приемлемого для стран-экспортеров коридора. Логи­ка здесь такова: при дорогой нефти экономика стран-потре­бителей не будет иметь возможностей для роста, что невыгод­но странам-экспортерам. Кроме того, при высоких ценах на нефть не исключен переход на альтернативные виды топли­ва, что также невыгодно.

Тема присоединения России к организации ОПЕК обсуж­дается давно. Для стран ОПЕК очевидно, что манипулировать ценообразованием на рынке нефти можно лишь при условии тесного сотрудничества с независимыми экспортерами. Ос­новное отличие нефтяной отрасли России от стран ОПЕК зак­лючается в схемах транспортировки нефти потребителям. В арабских странах транспортировка углеводородов осуществ­ляется преимущественно танкерами, а в России - трубопро­водами. Система на основе танкеров является гибкой, посколь­ку в необходимых случаях позволяет резко сокращать добычу. Трубопроводная система является достаточно жесткой, по­скольку любые меры по регулированию добычи вызывают не­мало административных сложностей.

Российские мощности по экспорту нефти ограничены су­ществующей трубопроводной системой компании «Транс­нефть». Доля экспорта в добыче российских нефтяных компаний определяется квотой на их доступ к магистральным тру­бопроводам. Эта квота определяется компанией «Транснефть» пропорционально объему добычи компаний-экспортеров. Среднеотраслевая планка доли экспорта нефти установилась на уровне 36% от добычи.

Самый простой способ исключения дискриминации неф­тедобывающих компаний в предоставлении экспортных квот — это увеличение пропускной способности системы ма­гистральных трубопроводов. Следуя этой задаче государствен­ная компания «Транснефть» повышает мощность Балтийской трубопроводной системы, сооружает нефтепровод из Восточ­ной Сибири до тихоокеанского порта Находка, прорабатывает проект строительства нефтепровода Бургас —Александруполис. Реализация последнего проекта даст возможность транс­портировать нефть из России, минуя пролив Босфор.

Россия, располагая крупнейшими в мире запасами природ­ного газа (разведанные запасы составляют 50 трлн м3), при обес­печении внутренних потребностей и экспорта исходит из того, что трудности в газодобыче будут все более возрастать. В бли­жайшие годы увеличится потребность во вводе новых мощнос­тей как для компенсации падения добычи на основных место­рождениях (Медвежье, Уренгой, Ямбург), так и для добычи под новые контракты. Осваиваются новые газодобывающие реги­оны: полуостров Ямал, Ковыктинское газоконденсатное место­рождение в Восточной Сибири, нефтегазовые месторождения на Сахалинском шельфе и на шельфе арктических морей.

Одна из проблем российского нефтегазового комплекса — замкнутость на европейский рынок. Актуальной стратегичес­кой задачей комплекса является создание новых транспортных коридоров в Японию, Индию и Китай. В перспективе российс­кий газовый рынок может быть расширен за счет поставок газа в сжиженном виде. Для этого придется создавать новую отрасль: новые технологии, заводы и танкеры-газовозы.

Инфраструктура магистрального трубопроводного транс­порта России создавалась для прокачки значительных объе­мов нефти и газа на большие расстояния без возможностей широкого маневра и реверса. Развитие газового рынка России и долговременных обязательств по экспорту (российский газ экспортируется в 27 стран) требуют сооружения новых транс­портных систем и модернизации имеющейся магистральной и распределительной газотранспортной инфраструктуры. Перспективными экспортными потоками природного газа яв­ляются: Северо-Европейский по дну Балтийского моря от Вы­борга до Германии; газотранспортный проект Ковыкта—Ки­тай—Корея ; трансконтинентальный газопровод Ямал—Европа.

Основой технологической инфраструктуры газового рын­ка является Единая система газоснабжения России. Эта сис­тема охватывает: магистральные газопроводы высокого дав­ления протяженностью 150 тыс. км с 253 компрессорными станциями; система подземных хранилищ газа, формирую­щая резерв для покрытия сезонных колебаний спроса; цент­рализованная система диспетчерского управления потоками газа. Газ распределяется в 68 субъектах Российской Федера­ции местными региональными газораспределительными си­стемами низкого и среднего давления через 3630 станций.

Сеть подземных хранилищ газа (ПХГ) расположена вдоль трасс магистральных газопроводов и охватывает основные га­зопотребляющие районы страны. Мощность российских ПХГ составляет около 10% от ежегодных объемов газодобычи. Эта цифра существенно ниже стандартов функционирования зару­бежных газовых рынков и негативно влияет на показатели ма­невренности системы газоснабжения. В системе «Газпрома» экс­плуатируются 23 объекта хранения газа, из которых 7 размеще­ны в водоносных структурах и 16 в истощенных месторождениях. В 2002 г. в объекты ПХГ было закачано 46 млрд м3 газа.

Необходимый объем инвестиций в добычу и транспорт при­родного газа на ближайшие годы составляет 70 млрд долл. Доля основных фондов газовой промышленности, срок эксп­луатации которых превысил 10 лет, составляет более 80%. К настоящему времени 33 % газопроводов эксплуатируется свыше 20 лет. Потери газа из-за несовершенства промышлен­ного оборудования в отрасли составляют до 8 млрд м3 в год. Парк ГПА на 85% представлен газотурбинными установками, которые потребляют до 10% газа, поступающего в газопроводы. При проектном моторесурсе 16 лет около 20% мощностей газоперекачивающих агрегатов эксплуатируется более 25 лет. Проект замены отработавших свой ресурс газоперекачиваю­щих агрегатов оценивается примерно в 6 млрд долл.

Если сравнивать газовый бизнес с нефтяным, то в нефтя­ном бизнесе при дорогостоящей добыче относительно дешевая транспортировка. В газовом комплексе наоборот — дешевая добыча и относительно дорогая транспортировка. Для перекач­ки газа на дальние расстояния требуется огромная работа по сжатию газа турбинами большой мощности. Например, уста­новленные мощности «Газпрома» по перекачке газа до западной границы на расстояние 3 тыс. км составляют 45 млн кВт.

Основным документом, в соответствии с которым функци­онирует в настоящее время газовая отрасль России, является Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федера­ции», согласно которому система газоснабжения, промыслы, диспетчеризация являются единым народнохозяйственным комплексом. В перспективе из состава ОАО «Газпром» может быть выделена дочерняя транспортная компания, услуги ко­торой по транспортировке станут прозрачными, а доступ к трубе — недискриминационным.

Цены на газ в России значительно отличаются от цен на дру­гие виды топлива и цен на газ на европейском рынке. Тактика компенсации кризисных явлений в экономике за счет газовой отрасли привела к тому, что на российском рынке газ, как то­вар, выпадает из сферы рыночной экономики. С января 2004 г. оптовые цены на газ для разных регионов России установлены в пределах от 20 до 40 долл, за 1 тыс. м3. Экспортная цена про­дажи газа на границе Западной Европы в 5—10 раз дороже. Из- за протяженности маршрутов транспортировки природного газа до границы со странами Западной Европы доля транспор­тных расходов достигает 40 долл, за 1 тыс. м3 газа.

Формулировка закона «О газоснабжении в РФ» не содержит прямых предписаний по формированию разных ценовых сег­ментов газового рынка, однако предусматривает принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения. К этим принципам, в частности, относится:

• месторож­дений газа, добычи, транспортировки, хранения и поставок газа:

• предоставление налоговых льгот организациям, осваива­ющим месторождения газа в отдаленных, труднодоступных районах, а также осуществляющим транспортировку добыто­го из этих месторождений газа.

Подготовленный Государственной Думой РФ законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте» предусматри­вает следующие основные принципы государственной поли­тики в области трубопроводного транспорта углеводородов:

• осуществление государственной поддержки, направлен­ной на достижение эффективного и безопасного функциони­рования систем магистральных трубопроводов в целях разви­тия экономики и обеспечения энергетической безопасности России:

• установление правил доступа к услугам систем магист­рального трубопроводного транспорта для организаций, осу­ществляющих добычу и поставки углеводородов:

• государственное регулирование норм и правил по обеспе­чению промышленной и экологической безопасности функци­онирования систем трубопроводного транспорта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Коршак А.А., Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. Учебник для ВУЗов. Уфа. ООО «Дизайн Полиграф Сервис» 2007-544 с.

2. Язев В.А, Тетельмин В.В. «Магистральные нефтегазопроводы». – М.: 2013-351 с.

3. Язев В.А., Тютюнник Основы нефтегазового дела. - М.: 2010-720 с.

Наши рекомендации