Рыночные аспекты эксплуатации трубопроводов
Россия как государство-экспортер нефти, газа, угля и урана обладает энергетической независимостью и самодостаточностью. Российская экономика в значительной степени привязана к производству нефти, газа и металлов: нефтегазовая отрасль обеспечивает до 32% ВВП. В первые годы XXI в. Россия добывала около 500 млн т условного топлива в нефтяном эквиваленте, из которых около 230 млн т экспортировала, и около 670 млн т у. т. в газовом эквиваленте, из которых около 210 млн т отправляла на экспорт. В соответствии с Энергетической стратегией на период до 2020 г. уровень добычи нефти в России достигнет520 млн т, а природного газа—720 млрд м3. При этом доля газа в расходной части баланса первичных энергоресурсов составит 45%, а нефти и нефтепродуктов — 20%.
Однако вопросы энергетической безопасности все чаще выдвигаются на передний план, поскольку месторождения переходят в стадию падающей добычи, основные производственные фонды стареют, оборудование изнашивается. При этом уровень обязательных экспортных поставок углеводородного сырья все более увеличивается.
Опасность заключается в том, что наша экономика может столкнуться с ситуацией завершения эксплуатационного цикла технических систем и соответствующим выбытием энергетических мощностей: износ основных фондов в энергетике и нефтедобыче достигает 60%, в нефтепереработке — 80%. Набор рисков порождают также проблемы воспроизводства отечественной ресурсно-сырьевой базы: приращение запасов составляет лишь 70% от уровня добычи.
Среди внешних факторов, негативно влияющих на энергетическую безопасность России, можно выделить следующие:
• резкие колебания цен на мировых энергетических рынках;
• дискриминационные действия по отношению к России на рынках энергоресурсов, оборудования и технологий;
• помехи для работы магистральных трубопроводов в транзитных странах, несанкционированный отбор ими российских энергоресурсов;
• стремление иностранных компаний добиться льготного доступа к российским трубопроводным мощностям.
Примером выдавливания России из системы поставок газа в район Ближнего Востока является история соревнования российского проекта «Голубой поток» и спонсированного США проекта газопровода через Каспийское море из Туркмении. В данном случае понадобилась активная поддержка проекта со стороны государства и авторитет «Газпрома», чтобы добиться осуществления варианта прокачки газа по дну Черного моря в Турцию. Попытки создания путей транспортировки углеводородного сырья из Азербайджана, Казахстана и Туркмении, альтернативных российским, продолжаются и сегодня.
Много лет продолжаются переговоры между странами Евросоюза и Россией по Транзитному протоколу Европейской Энергетической хартии. Протокол составлен таким образом, чтобы открыть доступ производителей газа других стран к системе магистральных газопроводов России. Это не выгодно для России, поскольку будет означать допуск транснациональных корпораций к льготным внутрироссийским тарифам на прокачку газа.
Сотрудничество между участниками мирового нефтяного рынка выстраиваются на конструктивной основе, поскольку у них совпадает главная цель: не допустить выхода цены на нефть из приемлемого для стран-экспортеров коридора. Логика здесь такова: при дорогой нефти экономика стран-потребителей не будет иметь возможностей для роста, что невыгодно странам-экспортерам. Кроме того, при высоких ценах на нефть не исключен переход на альтернативные виды топлива, что также невыгодно.
Тема присоединения России к организации ОПЕК обсуждается давно. Для стран ОПЕК очевидно, что манипулировать ценообразованием на рынке нефти можно лишь при условии тесного сотрудничества с независимыми экспортерами. Основное отличие нефтяной отрасли России от стран ОПЕК заключается в схемах транспортировки нефти потребителям. В арабских странах транспортировка углеводородов осуществляется преимущественно танкерами, а в России - трубопроводами. Система на основе танкеров является гибкой, поскольку в необходимых случаях позволяет резко сокращать добычу. Трубопроводная система является достаточно жесткой, поскольку любые меры по регулированию добычи вызывают немало административных сложностей.
Российские мощности по экспорту нефти ограничены существующей трубопроводной системой компании «Транснефть». Доля экспорта в добыче российских нефтяных компаний определяется квотой на их доступ к магистральным трубопроводам. Эта квота определяется компанией «Транснефть» пропорционально объему добычи компаний-экспортеров. Среднеотраслевая планка доли экспорта нефти установилась на уровне 36% от добычи.
Самый простой способ исключения дискриминации нефтедобывающих компаний в предоставлении экспортных квот — это увеличение пропускной способности системы магистральных трубопроводов. Следуя этой задаче государственная компания «Транснефть» повышает мощность Балтийской трубопроводной системы, сооружает нефтепровод из Восточной Сибири до тихоокеанского порта Находка, прорабатывает проект строительства нефтепровода Бургас —Александруполис. Реализация последнего проекта даст возможность транспортировать нефть из России, минуя пролив Босфор.
Россия, располагая крупнейшими в мире запасами природного газа (разведанные запасы составляют 50 трлн м3), при обеспечении внутренних потребностей и экспорта исходит из того, что трудности в газодобыче будут все более возрастать. В ближайшие годы увеличится потребность во вводе новых мощностей как для компенсации падения добычи на основных месторождениях (Медвежье, Уренгой, Ямбург), так и для добычи под новые контракты. Осваиваются новые газодобывающие регионы: полуостров Ямал, Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Восточной Сибири, нефтегазовые месторождения на Сахалинском шельфе и на шельфе арктических морей.
Одна из проблем российского нефтегазового комплекса — замкнутость на европейский рынок. Актуальной стратегической задачей комплекса является создание новых транспортных коридоров в Японию, Индию и Китай. В перспективе российский газовый рынок может быть расширен за счет поставок газа в сжиженном виде. Для этого придется создавать новую отрасль: новые технологии, заводы и танкеры-газовозы.
Инфраструктура магистрального трубопроводного транспорта России создавалась для прокачки значительных объемов нефти и газа на большие расстояния без возможностей широкого маневра и реверса. Развитие газового рынка России и долговременных обязательств по экспорту (российский газ экспортируется в 27 стран) требуют сооружения новых транспортных систем и модернизации имеющейся магистральной и распределительной газотранспортной инфраструктуры. Перспективными экспортными потоками природного газа являются: Северо-Европейский по дну Балтийского моря от Выборга до Германии; газотранспортный проект Ковыкта—Китай—Корея ; трансконтинентальный газопровод Ямал—Европа.
Основой технологической инфраструктуры газового рынка является Единая система газоснабжения России. Эта система охватывает: магистральные газопроводы высокого давления протяженностью 150 тыс. км с 253 компрессорными станциями; система подземных хранилищ газа, формирующая резерв для покрытия сезонных колебаний спроса; централизованная система диспетчерского управления потоками газа. Газ распределяется в 68 субъектах Российской Федерации местными региональными газораспределительными системами низкого и среднего давления через 3630 станций.
Сеть подземных хранилищ газа (ПХГ) расположена вдоль трасс магистральных газопроводов и охватывает основные газопотребляющие районы страны. Мощность российских ПХГ составляет около 10% от ежегодных объемов газодобычи. Эта цифра существенно ниже стандартов функционирования зарубежных газовых рынков и негативно влияет на показатели маневренности системы газоснабжения. В системе «Газпрома» эксплуатируются 23 объекта хранения газа, из которых 7 размещены в водоносных структурах и 16 в истощенных месторождениях. В 2002 г. в объекты ПХГ было закачано 46 млрд м3 газа.
Необходимый объем инвестиций в добычу и транспорт природного газа на ближайшие годы составляет 70 млрд долл. Доля основных фондов газовой промышленности, срок эксплуатации которых превысил 10 лет, составляет более 80%. К настоящему времени 33 % газопроводов эксплуатируется свыше 20 лет. Потери газа из-за несовершенства промышленного оборудования в отрасли составляют до 8 млрд м3 в год. Парк ГПА на 85% представлен газотурбинными установками, которые потребляют до 10% газа, поступающего в газопроводы. При проектном моторесурсе 16 лет около 20% мощностей газоперекачивающих агрегатов эксплуатируется более 25 лет. Проект замены отработавших свой ресурс газоперекачивающих агрегатов оценивается примерно в 6 млрд долл.
Если сравнивать газовый бизнес с нефтяным, то в нефтяном бизнесе при дорогостоящей добыче относительно дешевая транспортировка. В газовом комплексе наоборот — дешевая добыча и относительно дорогая транспортировка. Для перекачки газа на дальние расстояния требуется огромная работа по сжатию газа турбинами большой мощности. Например, установленные мощности «Газпрома» по перекачке газа до западной границы на расстояние 3 тыс. км составляют 45 млн кВт.
Основным документом, в соответствии с которым функционирует в настоящее время газовая отрасль России, является Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», согласно которому система газоснабжения, промыслы, диспетчеризация являются единым народнохозяйственным комплексом. В перспективе из состава ОАО «Газпром» может быть выделена дочерняя транспортная компания, услуги которой по транспортировке станут прозрачными, а доступ к трубе — недискриминационным.
Цены на газ в России значительно отличаются от цен на другие виды топлива и цен на газ на европейском рынке. Тактика компенсации кризисных явлений в экономике за счет газовой отрасли привела к тому, что на российском рынке газ, как товар, выпадает из сферы рыночной экономики. С января 2004 г. оптовые цены на газ для разных регионов России установлены в пределах от 20 до 40 долл, за 1 тыс. м3. Экспортная цена продажи газа на границе Западной Европы в 5—10 раз дороже. Из- за протяженности маршрутов транспортировки природного газа до границы со странами Западной Европы доля транспортных расходов достигает 40 долл, за 1 тыс. м3 газа.
Формулировка закона «О газоснабжении в РФ» не содержит прямых предписаний по формированию разных ценовых сегментов газового рынка, однако предусматривает принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения. К этим принципам, в частности, относится:
• месторождений газа, добычи, транспортировки, хранения и поставок газа:
• предоставление налоговых льгот организациям, осваивающим месторождения газа в отдаленных, труднодоступных районах, а также осуществляющим транспортировку добытого из этих месторождений газа.
Подготовленный Государственной Думой РФ законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте» предусматривает следующие основные принципы государственной политики в области трубопроводного транспорта углеводородов:
• осуществление государственной поддержки, направленной на достижение эффективного и безопасного функционирования систем магистральных трубопроводов в целях развития экономики и обеспечения энергетической безопасности России:
• установление правил доступа к услугам систем магистрального трубопроводного транспорта для организаций, осуществляющих добычу и поставки углеводородов:
• государственное регулирование норм и правил по обеспечению промышленной и экологической безопасности функционирования систем трубопроводного транспорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Коршак А.А., Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. Учебник для ВУЗов. Уфа. ООО «Дизайн Полиграф Сервис» 2007-544 с.
2. Язев В.А, Тетельмин В.В. «Магистральные нефтегазопроводы». – М.: 2013-351 с.
3. Язев В.А., Тютюнник Основы нефтегазового дела. - М.: 2010-720 с.