Роль педагога дополнительного образования в социальном проектировании
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.
Литература
1. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие //Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.
2. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся //Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.
3. Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) //Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42.
4. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников //Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29
5. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков //Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.
6. Проектная линия: образец оформления заявки проекта «Нам вместе строить наше будущее»: penza.fio.ru/personal/115/4/7/ · 1 КБ
7. Принципы социального проектирования: www.aspr.ru/page.php?id=55 · 22 КБ 11.01.2007
8. Социальное проектирование школьников deptno.lipetsk.ru/eduportal/files/socproekt_rukovod.doc
Вопросы и задания
1. Какие виды социального проектирования Вы знаете и какие реализуются в вашем УДОД?
Литература
1. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии. 1998. № 1, № 4; 1997. – № 4.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
3. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. Москва: Изд-во «Спутник +», 2005. 109 с, 6, 8 п.л.
4. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000. – 24с.
5. Гузеев В.В. От методики к образовательной технологии // Народное образование, 1998. – № 7. – С. 87.
6. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование, 1997. – № 2.
7. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие /Под ред. Н. В. Сократова. – Оренбург: Изд-во ОЦДЮТ, 2001. – 177с.
8. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: методическое пособие. – Самара, 1999. – 36 с.
9. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) //Школьные технологии, 2000. – № 3. – С. 57.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2001.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Нар. образование, 1998. – 256с.
12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
14. Тавстуха О.Г. Новый подход к технологизации процесса дополнительного экологического образования детей //Внешкольник. Оренбург: ОГПУ, 2001. – № 5. – С. 8—14.
Электронные адреса опыта
Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции | http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm |
Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся | http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-24.htm |
Расширение гуманитарных технологий на основе компетентностного подхода | http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-3.htm |
Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции | http://www.eidos.ru/journal/2005/0523.htm |
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций | http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm |