Расчет касательных сил тяги, передаточных чисел трансмиссии, теоретических (расчетных) скоростей движения трактора
Разнообразие работ, выполняемых тракторами, вызывает необходимость иметь у них соответствующий набор различных передач. В задании представлены три группы передач:
а) основные передачи, на которых производятся большинство сельскохозяйственных операций;
б) транспортные передачи, применяемые для перевозки грузов и для
холостых переездов;
в) технологические передачи для работ, при производстве которых допускаемые скорости движения ограничиваются по условиям выполняемого технологического процесса.
Обычно в основу построения ряда основных передач трактора закладывается принцип геометрической прогрессии. Такой ряд передач называется геометрическим и имеет вид
; (20)
где VH - номинальные или расчетные скорости, индексы при номинальных скоростях VH обозначают порядковый номер передачи;
q - знаменатель геометрической прогрессии.
Номинальными или расчетными скоростями трактора VH называются его теоретические скорости при номинальной частоте вращения коленчатого вала.
Аналогично можно записать геометрический ряд и для касательных сил тяги, имеющих прямо пропорциональную зависимость от передаточных чисел
; (21)
где Рк и индексы при них указывают значения касательных сил тяги и порядковые номера передач.
Знаменатель геометрической прогрессии:
; (22)
где z - число передач основного ряда
; (23)
; (24)
Подставляем данные:
кН;
кН;
;
Определяем передаточные числа трактора на первой передаче:
; (25)
где rk - теоретический радиус качения ведущих колес, м;
, м; (26)
где d - посадочный диаметр шины в дюймах;
b - ширина профиля шины в дюймах;
(0,80...0,85) - коэффициент деформации (усадки) шины ведущих колес.
Размеры шин подбираются (таблица 6, стр. 22 ) в зависимости от нагрузки на одно ведущее колесо трактора:
, кН; (27)
гдеNk - количество ведущих колес:
кН;
Выбираем шины 15-20
Подставляем известные данные
м;
.
Остальные передаточные числа основного ряда передач подсчитываются по формуле:
, , .
;
;
.
, , .
, кН;
кН;
кН;
кН;
кН.
кН.
Номинальная расчетная скорость движения определяется но формуле:
, км/ч; (28)
где nн - номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин:
км/ч;
С целью проверки правильности предыдущих расчетов целесообразно сравнить величины расчетных скоростей, полученных по формуле (28) и рассчитанных из выражения:
, км/ч (29)
где V - рабочая скорость движения на первой передаче при номинальной силе тяги на крюке:
км/ч;
Ошибка расчётов:
%, что меньше 1%.
Остальные расчетные (номинальные) скорости движения на передачах основного ряда определяются по формуле:
, км/ч; (30)
км/ч;
км/ч;
км/ч.
км/ч.
Высшая транспортная скорость принимается согласно заданию. При наличии двух транспортных скоростей (передач) по заданию, промежуточную транспортную скорость определяют как среднегеометрическую величину между высшей транспортной VTp.max = VTp.2 и высшей скоростью основного ряда VZ по формуле
км/ч; (31)
км/ч.
Определяем передаточные числа и касательные силы тяги на транспортных передачах;
; (32)
, кН; (33)
кН;
кН.
Для расчета передаточного числа трансмиссии и касательной силы тяги на технологической (замедленной) передаче необходимо выбрать скорость движения.
Допустимая скорость движения при выполнении посадочных работ ограничивается, с одной стороны, агротехническими условиями возделывания данной культуры, диктующими величину шага посадки, а с другой - техническими возможностями, определяющими пропускную способность посадочной машины. На некоторых посадочных работах скорость движения должна быть меньше 0,28 м/с или 1 км/ч. В некоторых случаях применяют также диапазон скоростей 0,5... 1,0 м/с (1,8...3,6 км/ч).
; (34)
, кН; (35)
Расчётная частота вращения и момент равны
; (36)
об/мин;
, кНм; (37)
кНм;
Так как на технологической передаче используют ходоуменьшитель, то КПД трансмиссии на технологической передаче:
;
.
Подставляем данные в формулы (34), (35):
;
кН.
Результаты расчетов касательных сил тяги, передаточных чисел и теоретических скоростей движения заносят в сводную таблицу 3.
Таблица 3
Расчётные значения , и
Передача | Рк, кН | Iтр | Vн, км/ч | Мрас, кНм | nрас, об/мин. |
1 осн. | 71,97232 | 41,5421 | 10,14327 | 1,11035 | |
2 осн. | 65,19010 | 37,62743 | 11,19755 | 1,11035 | |
3осн. | 59,04700 | 34,08166 | 12,36252 | 1,11035 | |
4 осн. | 53,48279 | 30,87002 | 13,64868 | 1,11035 | |
5 осн. | 48,44291 | 27,96102 | 15,06866 | 1,11035 | |
1 тр. | 34,33261 | 19,81663 | 21,26170 | 1,11035 | |
2 тр. | 24,33232 | 14,04450 | 1,11035 | ||
Технолог. | 56,27811 | 223,20232 | 0,16655 |