Расчет закрытой цилиндрической передачи
Привод цепного Конвейера
Пояснительная записка
(КРМ 04.00.000.ПЗ)
Руководитель:
_______Меньшиков. А. М
(подпись)
___________________
(оценка) (дата)
Разработал:
Студентка группы 62-5
Подкорытов Максим Сергеевич
___________________
(дата сдачи) (подпись)
Красноярск
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет"
Кафедра прикладной механики
ЗАДАНИЕ 4
Спроектировать привод цепного конвейера
1 Электродвигатель
2 Клиноременная передача
3 Цилиндрический одноступенчатый косозубый редуктор
4 Муфта
5 Цепной конвейер
Рвых, кВТ | nвых, мин-1 | Редуктор | Ременная передача | Муфта | Срок службы в годах при 2 сменной работе |
4.3 | цилиндрич. косозубый | клиновым ремнем | Упругая втулочно- пальцевая |
Задание выдано ___
Руководитель:Меньшиков. А. М
Содержание проекта
Расчет привода цепного транспортера начинается с кинематического расчета привода и по его результатам выбирается типовой электродвигатель. Далее производится расчет закрытой зубчатой передачи (редуктора) с последующим выбором материала для изготовления зубчатых колес. Определяем допускаемое значение контактных напряжений изгиба, а также силовые параметры передачи.
Расчет валов привода включает в себя проектный и проверочный расчет валов с последующей эскизной компоновкой редуктора.
Заключительный этап расчета привода - выбор и расчет шпонок, подшипников.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Двигатель:
Асинхронный, трехфазного тока, тип 4AM100S4У3, исполнение закрытое обдуваемое, мощность – 3кВт, частота вращения вала – 1435 мин-1, диаметр выходного вала – 28 мм.
Открытая передача:
Клиноременная, сечение ремня Б, ширина ремня b = 17 мм, толщина ремня h = 10.5 мм, длина ремня L = 2562 мм, передаточное отношение ременной передачи UРП = 4.0.
Редуктор:
Одноступенчатый цилиндрический горизонтальный, косозубый, межосевое расстояние 130 мм, передаточное число U=4, подшипники – радиальные однорядные.
КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
Схема привода
1 Электродвигатель
2Клиноременная передача
3 Цилиндрический одноступенчатый косозубый редуктор
Задачи расчета
Подобрать электродвигатель по номинальной мощности и частоте вращения, ведущего вала, определить общее передаточное число привода и его ступеней. Определить мощность Р1, частоту вращения n1, угловую скорость ω, и вращательный момент Т, на каждом валу привода.
Данные для расчета
РВЫХ = 4.3 кВ
nвых = 110 мин-1
Условия расчета
Устойчивая работа привода, обеспечивается соблюдением условия: номинальная (расчетная) мощность электродвигателя, должна быть меньше или равна мощности стандартного электродвигателя.
Допускаются отклонения:
РНОМ > РДВ на 5 %
РНОМ < РДВ на 10 %
Расчет привода
Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От его мощности и частоты вращение его вала зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и ее привода.
1.5.1 Определяем общий КПД привода по формуле
η общ = η рп * η зп* η П2 (1.1)
где:
η рп = 0.96 – КПД ременной передачи
η зп = 0.98 – КПД зубчатой передачи
η П = 0.99 – КПД пары подшипников
Подставив данные в формулу(1.1) получим:
η общ = 0.96 *0.98*(0.99)2=0.92
1.5.2 Определяем требуемую мощность двигателя.
Р ном= Рвых / η общ (1.2)
Р ном = 4.3/ 0.92 = 4.7 кВт
По значению номинальной мощности по таблице выбираем двигатель большей мощности.
Рдв= 3 кВт > Р ном = 3 кВт. Для расчета выбираем 4 варианта типов двигателей серии 4АМ, с номинальной мощностью Р ном = 3 кВт
Таблица 1.1 Двигатели асинхронные короткозамкнутые трехфазные серии 4А общепромышленного применения, закрытые, обдуваемые.
вариант | тип двигателя | частота вращения, n мин-1 | Мощность Р, кВт | |
синхронная | номинальная | |||
4AM112MB8УЗ | ||||
4AM112MA6УЗ | ||||
4AM100S4УЗ | ||||
4AM90L2УЗ |
Выбор оптимального типа двигателя зависит от кинематических характеристик рабочей машины и производителя после определения передаточного числа привода и его ступней.
1.5.3. Определяем общее передаточное число привода, для каждого типа двигателя
Передаточное число приводов определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя к частоте вращения приводного вала рабочей машины и равно произведению передаточных чисел редуктора и ременной передачи
Uобщ=n дв /n вых= U ЗП*UРП
Определяем общее передаточное число приводов для каждого типа двигателя, с номинальной мощностью Р ном = 3 кВт
U1общ=n дв /n вых; U2общ=n дв /n вых; U3общ=n дв /n вых; U4общ=n дв /n вых
Разбивка передаточного числа привода должна обеспечить компактность каждой ступени передачи.
Чтобы габариты передачи не были чрезмерно большими, нужно придерживаться некоторых средних значений Uзп, Upn, по возможности не доводя их до наибольших, допускаемых лишь в отдельных случаях.
C учетом рекомендации для зубчатой передачи принимают Uзп= 2......6. По нормальному ряду чисел значения передаточных чисел могут быть: 2; 2,5; 3; 3,15; 4; 5; 6,3 ( ГОСТ 2185-66)
Принимаем для всех вариантов передаточное число редуктора одинаковым UЗП= 4, тогда
Upn=Uобщ/Up= Uобщ/4
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.2
Таблица 1.2Общее передаточное число для каждого из типов двигателей
тип двигателя по таблице.1.1 | ||||
nдв | ||||
nвых | ||||
Uобщ | 7,8 | 10,6 | 15,9 | 31,6 |
UЗП | ||||
UРП | 1,95 | 2,7 | 3,98 | 7,9 |
Анализируя полученные значения передаточных чисел, делаем вывод: предпочтительно третий вариант:
Uобщ= 15,9; UЗП= 4,0; UРП= 3,98 при nном= 1435 мин-1.
Таким образом, выбираем двигатель 4AM100S4УЗ, у которого Рдв= 3 кВт, а nном= 1435мин-1; передаточное число привода Uобщ= 15,9, редуктора UЗП= 4, ременной передачи UРП= 7,9.
1.5.4 Определение силовых и кинематических параметров привода
Силовые и кинематические параметры привода рассчитывают на валах исходя из требуемой мощности двигателя Рдв и его номинальной частоты вращения nном.
Определяем мощность на каждом валу привода:
Р1 = РДВ= 4.7 кВт
Р2 = Р1* η рп * η П = 4.46 кВт
Р3 = Р2* η зп* η П = 4.33 кВт
Определяем частоту вращения каждого вала:
n1 = nдв =1445 мин-1
n2 = n1/Upn = 439.2 мин-1
n3 = n2/ Up =109.8 мин-1
Определяем угловые скорости валов:
ω1 = πn1 / 30 =151.2 с-1
ω2 = πn2 / = 46 с-1
ω3 = πn3 / 30 = 11.5 с-1
Определяем вращающие моменты на каждом валу привода:
Т1=Р1*103 / ω1 = 31 Нм
Т2=Р2*103 / ω2 = 97 Нм
Т3=Р3*103 / ω3 =376.5 Нм
Результаты сводим в таблицу 1.3
Таблица 1.3 Силовые и кинематические параметры привода
вал | мощность Р, кВт | частота вращения n, мин-1 | угловая скорость ω, с-1 | вращающий момент Т нМ |
2,9 | ||||
2,8 | 9,4 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:Анализ силовых и кинематических параметров приведенных в таблице 1.4 показывает, что проектированный привод обеспечивает значение заданных выходных параметров. Рвых =4.3 кВт, nвых = 110 мин-1 , соответствующих техническому заданию.
РАСЧЕТ ЗАКРЫТОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
2.1 Схема передачи:
1-шестерня;
2-колесо
Задачи расчета
· Выбор материалов и вида термообработки зубчатых колес передачи;
· Определение геометрических параметров передачи;
· Определение сил в зацеплении
· Выполнение проверочного расчета на контактную прочность и изгиб
Данные для расчета
Исходными данными для расчета являются силовые и кинематические параметры передачи, приведенные в таблице 2.1
Таблица 2.1—Таблица силовых и кинематических параметров редуктора
Вал | Мощность Р, кВт | Частота вращения n, мин-1 | Угловая скорость ω, с-1 | Вращающий момент Т нМ |
2,9 | 360,6 | 37,5 | 77,3 | |
2,8 | 9,4 |
Условия расчета
Надежная работа закрытой зубчатой передачи обеспечена при соблюдении условий прочности по контактным напряжениям и напряжениям изгиба.
σ н.расч < [σ]н , σF расч < [σ]F ,
где σ н.расч и σF расч –соответственно расчетные контактные и изгибные напряжения проектируемой передачи;
[σ]н и [σ]F –соответственно допускаемые контактные и изгибные напряжения материалов колес.
Допускается недогрузка передачи— σ н < [σ]н не более 10% и перегрузка σ н.< [σ]н до 5%.
0.9[σ]F < σF1 < 1.05[σ]F
Расчет передачи
В условиях индивидуального и мелкосерийного производства, предусмотренного техническим заданием на курсовую работу, в мало и средненагруженных передачах, а также в открытых передачах применяют стальные зубчатые колеса с твердость меньше или равно 350 НВ. При этом обеспечивается нарезание зубьев после термообработки, высокая точность изготовления и хорошая прирабатываемость зубьев.
Для увеличения нагрузочной способности передачи, уменьшения ее габаритов твердость шестерни НВ1 назначается больше твердости колеса НВ2
НВ1= НВ2 +(20-50)
Рекомендуемый выбор материалов, термообработки и твердости колес приводятся в таблице 3.6, а механические свойства сталей в таблице 3.1
2.5.1 Выбор материалов для изготовления зубчатых колес
Так как мощность привода меньше 10квт, то по рекомендации (1) выбираем для изготовления зубчатых колес редуктора стальные зубчатые колеса с твердостью меньше или равно 350НВ.
Принимаем материал: для колеса сталь 40Х, термообработки- улучшение, твердость сердцевины- 235НВ, твердости на поверхности- 261НВ.
НВср= (235+261)/2=248
Для шестерни- сталь 40Х, термообработка- улучшения, твердость сердцевины-268НВ, твердость на поверхности-302НВ
НВср=(268+302)/2=285
НВ1=285>НВ2=248 на 37 единиц, т.е условие (2.1) выполняется.
Таблица 2.2 - Механические характеристики зубчатой пары
Материал | НВс | Твердость | Термообработка | ||||
Сердцевины | Поверхности | ||||||
Шестерня | Сталь 40Х | 268НВ | 302НВ | Улучшения | |||
Колесо | Сталь 40Х | 235НВ | 261НВ | Улучшения |
2.5.2 Определяем допускаемые напряжения
По таблице 3.6 определяем, величину допускаемых контактных напряжений, в зависимости от твердости.
[σ]Но=1,8Нвср+67Н/мм2
Учитывая что срок службы привода 8 лет, принимаем коэффициент долговечности КHL=1,тогда получаем:
[σ]н1= КHL[σ]н+67=1* 1,8*285+67=580мПА
[σ]н2= КHL[σ]н2+67=1* 1,8*249+67=514мПА
В качестве расчетных допускаемы напряжений принимаем:
[σ]н=0.45([σ]н1+[σ]н2)=0.45(580+514)=493мПА
Определяем допускаемое напряжения изгиба по таблице 6(2) в зависимости от НВcp
[σ]Fo=1.03НBср
Учитывая что срок службы привода 8 лет, принимаем коэффициент долговечности KFL=1, тогда
[σ]F1= KFL[σ]Fо1=1* 1.03*285=294мПА
[σ]F2= KFL[σ]Fо2=1* 1.03*248=256мПА
2.5.3 Определяем межосевое расстояние редуктора
аω=Ка(u+1)
где Ка=430- вспомогательный коэффициент для косозубой передачи
Кнβ- коэффициент неравномерности нагрузки подлине зуба, принимается по таблице 4.1 в зависимости от коэффициента φbd;
φbd- коэффициент ширины колеса относительно делительной окружности шестерни, его значения принимается по таблице 4.2;
φва=2φbd/u+2- Коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния.
При симметричности расположения шестерни относительно опор φвd= 0,8...1,4, принимаем φвd=1, тогда φва=2*1/4+1=0,4.
Согласно значению φвd=1, при симметричном расположении колес и НВ<350 по таблице 4.1 принимаем значение КНβ=1.04, тогда
аω=430(4+1)
Полученные значения округляем до ближайшего значения ГОСТ 6636-69 по таблице 4.3 и окончательно принимаем аω=140мм.
2.5.4 Определяем нормальный модуль зацепления
mn=(0.01—0.02) аω=(0.01—0.02) аω =1,3—2,6мм.
По таблице 4.4 берем среднее значение mn=2мм
2.5.5 Определяем число зубьев шестерни Z1 приняв β=10, cos β= 0,98.
Z1= = 2*140*0,98/2(4+1)=27
Принимаем Z1= 25, тогда Z2= Z1*U=25*4=108
2.5.6 Уточняем фактический угол наклона зубьев:
cos β = = = 0.96
cos β = 16o2'
2.5.7 Определяем геометрические параметры шестерни и колеса:
1. Делительный диаметр:
d1= mnZ1/cosβ=2* 25/0.9615=52мм
d2=mnZ2 /cosβ=2 *100/0.9615=208мм
2. Диаметры окружности вершин зубьев
da1=d1+2mn=52+2* 2=56мм
da2=d2+2mn=208+2* 2=212мм
3. Диаметры окружности впадин зубьев
df1=d1-2,5mn=52-2,5 *2=47мм
df2=d2-2,5mn=208-2,5* 2=203мм
· Ширина венца колеса:
b2= аω ψba=130* 0.4=52мм
Принимаем b2=60мм
· Ширина венца шестерни:
b1=b2+10мм=70мм
· Уточняем межосевое расстояния:
аω=(d1+d2)/2=(52+208)/2=134мм
Данные сводим в таблицу геометрических параметров передачи.
Таблица 2.3-Геомертические параметры зубчатого зацепления
параметры | шестерня | колесо |
Межосевое расстояние | - | |
Модуль зацепления | ||
Угол наклона зубьев,β | 16о2' | 16о2' |
Число зубьев, Z | ||
Делительный диаметр,d мм | ||
Диаметр вершин зубьев, da мм | ||
Диаметр впадин зубьев, df мм | ||
Ширина венца b, мм |
2.5.9 Определим окружную скорость колес
Для данной скорости по таблице назначаем 8 степень точности изготовления зубчатых колес.
2.5.10 Определение силовых параметров зацепления
На рисунке 2.2 изображена схема сил в зацеплении цилиндрической косозубой передачи.
В зацеплении косозубых цилиндрических колес действуют силы:
· Окружное усилие:
Ft= 2T2/d1
· Радиальное усилие:
Fr=Ft tgα/cosβ
· Осевое усилие:
Fα= Fr tgβ,
где β-угол наклона зубьев колес.
У зубчатых передач α=20, tgα=0,364
Для проектируемой передачи получаем:
Ft= 2*77,3 *10^3/52=2973H
Fr= 2973*0,364/0,9615=1126H
Fα=2973*0,26=773H
2.5.6 Проверочный расчет передачи по контактному напряжениям, σн
Определяем контактные напряжения по формуле:
k=436-для прямозубой передачи
Кнα=1.09 -коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями.
Кнβ=1.04 - коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии зуба
Кнv=1.08 - коэффициент учитывающий влияние динамической нагрузки
σн=465<[σ]=493
Недогрузка в пределах допустимой.
2.5.12. Проверочный расчет передачи по напряжению изгиба, σf
σf2=Уf2Уβ <[σ]f2,
σf1= σf2 Уf1/ Уf2 <[σ] f1
где Кfa= 1,22- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями
Кfβ= 1,05- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии зуба
Кfu= 1,03- коэффициент, учитывающий влияние динамической нагрузки
Yβ =1- β/140= 1-14 36 10/140=0, 9 - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба
Yf- коэффициент формы зуба принимается по эквивалентному числу зубьев.
Zv=z/cos3β
для шестерни Zv1=z1/cos3β=25/0.96153=28,1 принимаем Zv1= 29
для колеса Zv2=z2/cos3β=100/0.96153=112,5 принимаем Zv2= 113
По таблице 4.8 находим значения: Уf1=3.80, Уf2=3,6.
Подставив числовые данные в формуле 2.7 и 2.8, получим
σf2= 3,6*0,9*2973*1,22*1,05*1,03/60*2=106 МПа
σf1=106*3,8/3,6=112МПа
Условие 2.7 и 2.8 выполняются .
Заключение: результаты проверочных расчетов по контактным напряжениям и напряжениям изгиба показывают, что полученные геометрические параметры редуктора удовлетворяют заданным.