Гурова Ольга Николаевна

Примерная образовательная программа, составленная в соответствии с ФГОС ООО, предлагает темы для изучения и содержит результаты изучения предмета, а пути достижения этих результатов учитель выбирает сам. Современные условия таковы, что учитель предлагает модель преподавания, направленную на развитие личности учащегося, где знания ученик добывает самостоятельно. Задача учителя состоит в формировании универсальных учебных действий, определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Образовательная область технология, согласно ФГОС ООО, ставит масштабные педагогические цели для формирования личности обучающихся.

Актуальность статьи состоит в том, что в ней представлены материалы, которые могут помочь учителю технологии сформировать у детей правильное представление о культуре питания; реализовать поставленные задачи в ходе уроков кулинарии с учетом современных условий и требований; способствовать повышению мотивации к творческой деятельности на уроках кулинарии при использовании современной бытовой кухонной техники, способствовать освоению новых технологий в приготовлении вкусной и здоровой пищи; способствовать поиску новых решений и совершенствованию навыков кулинарного искусства, возможности ориентироваться в профессиональном плане.

В статье представлен опыт работы с учащимися по освоению и применению современной бытовой техники: мультиварки, конвекторной микроволновой печи, хлебопекарни, электромясорубки, стационарного миксера, комбайна, где совмещены функции блендера с соковыжималкой.

Преимущество использования современных бытовых гаджетов превращает уроки в увлекательный процесс, повышает технологическую грамотность учащихся, увеличивает плотность урока, позволяя интегрировать несколько тем одновременно, заменяются ручные операции механическими и автоматическими, исключается контроль за процессом приготовления пищи (помешивания, переворачивания и т.д.), способы приготовления становятся более безопасными (без боязни обжечься, ошпариться и т.д.).

Анализируя способы приготовления пищи в современных условиях, учащиеся выявляют факторы благоприятные для оздоровления организма, такие как: скорость приготовления, вкусовые ощущения, минимальное использование жиров, высокая полезность пищи, приготовленной на пару, свежесть витаминизированного сока и т.д. Это побуждает учащихся к исследовательской и экспериментальной работе, проявляется творчество по созданию рецептов полезной и здоровой пищи.

Особой популярностью пользуется хлебопекарня. На уроках технологии (раздел «Кулинария»), посвященных приготовлению блюд из хлеба, изобретаются новые виды оздоровительного хлеба с применением полезных для здоровья компонентов.

Будучи жителями города, пережившего блокаду, на уроках «Памяти» у детей воспитывается чувство патриотизма. Они выпекают блокадный хлеб по рецептам того времени, анализируют долю уменьшения пайка и влиянию этого процесса на здоровье человека, воздавая дань мужеству и героизму блокадного города.

В результате сотрудничества с известной фирмой «Панасоник» наша школа стала счастливым обладателем набора кухонной бытовой техники. Благодаря этой фирме кабинет кулинарии был оснащен такими техническими новинками как: мультиварка, конвекторная микроволновая печь, хлебопекарня, электромясорубка, стационарный миксер, комбайн, где совмещены функции блендера с соковыжималкой.

Благодаря освоению этих агрегатов процесс приготовления пищи становится увлекательным, учащиеся открывают новые функциональные возможности техники. Это повышает их технологическую грамотность.

Происходит замена ручных операций механическими, а это, в свою очередь, повышает плотность урока и позволяет разнообразить его дополнительными приемами и сведениями (Пример по работе с мясорубкой).

Обилие кухонной техники позволило модернизировать учебный процесс. На уроке учащиеся делятся на подгруппы, объединенные общей темой (например: технология приготовления рыбных блюд), каждая из которых ищет различные пути решения поставленной задачи (либо это рыба приготовленная на пару в мультиварке, либо рыба, запеченная в микроволновой печи). А то время, что высвобождает нам чудо-техника (исключив утомительные помешивания, переворачивания, контроль за процессом приготовления), позволяет обсудить преимущества своего выбора, подискутировать о способах реализации одной и той же проблемы. А это уже элементы исследовательской и экспериментальной работы на уроках.

Практическое использование техники фирмы «Панасоник» позволяет в рамках урока интегрировать несколько тем одновременно. Предположим, что серию традиционных уроков, где мы осваивали сначала приготовление первых блюд, затем – вторых, и отдельно напитков, можно заменить комбинированным уроком, где в формате темы «Приготовление обеда», мы по бригадам варим суп в мультиварке, запекаем овощи в микроволновке, и при помощи блендера готовим коктейль.

В ходе лабораторных и практических работ по кулинарии девочки ощутили не только временные и технические преимущества готовки с помощью бытовой техникой, но и оценили вкусовые качества приготовленных блюд.

Особый интерес у детей вызывают коктейли, смузи и фреши приготовленные с помощью блендера - соковыжималки, поскольку это быстро, вкусно, а, главное, полезно. Эти блюда и послужили отправной точкой в сознании детей по формированию знаний о правильном питании. Ведь основой этих блюд являются натуральные свежевыжитые соки или кисломолочные продукты с добавлением витаминосодержащих компонентов (фруктов и овощей), сдобренные медом или орехами.

Мультиварка – это универсальный и компактный прибор, который заменяет духовой шкаф, пароварку и варочную плиту, а блюда, которые мы приготавливаем в мультиварке, не только очень популярны, но и полезны для здоровья.

В мультиварке тепловая обработка продуктов осуществляется при помощи пара. В условиях учебной деятельности это устройство удобно тем, что его можно использовать (варить, тушить, выпекать) не только в ручном режиме, но и в автоматическом, то есть, нет необходимости задавать время приготовления и температуру, это делает процессор мультиварки.

Программа раздела «Кулинария» в 6 классе включает приготовление блюд из круп. Автоматический режим работы мультиварки значительно облегчает приготовление таких блюд как: греча, плов, молочная каша. Эксплуатация мультиварки идеально вписывается в регламент урока: её возможности позволяют отсрочить старт, не прерывая хода лекции, отлучиться на перемену, не опасаясь, что пища подгорит или остынет. Чаша мультиварки и мерные стаканы позволяют четко вымерять соотношение жидкости – крупы, а тефлоновое покрытие чаши, препятствует пригоранию, позволяет уменьшить количество жиров.

Неоспоримое преимущество мультиварки в том, что она безопасна для детей, поскольку при её использовании исключается применение открытого огня, кипящей воды, пара и брызг горячего жира. В ручном режиме работы мультиварка позволяет варить супы, делать выпечку и готовить блюда на пару.

При выборе способов приготовления пищи и освоении кухонной техники учащиеся широко используют микроволновую печь, в которой кулинарные процессы осуществляются очень быстро. Они видят, что большинство рецептов для приготовления пищи в микроволновке, не предполагает использования растительного масла или животных жиров; в то же время, витамины и различные полезные вещества, содержащиеся в продуктах, после такой термообработки сохраняются. При этом не нужно постоянно вмешиваться в процесс приготовления блюда, перемешивая, переворачивая и т.п. Фирменным блюдом по теме «Тепловая обработка овощей» в 5 классе является цветная капуста с сыром, панированная в сухарях.

В рамках технологического проекта «Учись правильно питаться и готовить с фирмой ПАНАСОНИК» было проведено исследование суточного рациона учащихся 6 – 7 классов. Дети фиксировали режим приема пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) с указанием времени и потребляемых продуктов. Полученные данные выявили неутешительные факты. Во-первых, выяснилось, что большая часть школьников либо вовсе пренебрегает завтраком, либо имеет неполноценный и далеко не полезный завтрак (бутерброды и т.п.). Детям, отказавшимся от завтрака, гораздо труднее сосредоточиться, они хуже запоминают новый материал. Дефицит энергии, которую недополучил мозг, вызывает стресс, дети гораздо медленнее справляются с простейшими заданиями, быстро устают и часто болеют. Во- вторых: настораживает качество потребляемой пищи, хотя известно, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения.

К сожалению, основной пищей наших детей является лапша «Ролтон», бульонные кубики, сладкие газированные напитки, сосиски, картофель фри. А в этой связи, передо мной как учителем, стоит задача сформировать положительное отношение к здоровьесберегающим продуктам, безопасным способам их приготовления и избегания той вредной пищи, которая привлекает лишь за счет усилителей вкуса.

В сознании учеников бытует мнение: «то, что полезно - не вкусно, а что вкусно – то вредно». Я планомерно и методично пытаюсь перевернуть стереотип мышления в пользу правильного питания. Воздавая хвалу кашам из цельнозерновых круп, как кладезя набора всех минеральных и питательных веществ (что является следствием правильного функционирования иммунных и ферментных систем), побуждаю девочек варить овсяную кашу. А такой привлекательный своим дизайном и удобством кухонный гаджет, как мультиватка вовлекает их в творческий процесс, где примитивная овсянка уже обогащается сухофруктами, медом и живыми витаминами.

Мало дать школьникам знания по технологии приготовления пищи, следует также научить их правильно питаться. Моя задача, как учителя технологии, состоит в том, чтобы убедить школьников в необходимости рационального питания, как одного из основных условий их гармоничного развития, объяснить, что на школьные годы приходятся процессы, связанные с окончательным созреванием и формированием человека (рост, увеличение костного скелета и мышц, сложная перестройка обмена веществ и деятельности эндокринной системы, развитие головного мозга и т.п.).

Анализируя информацию о режиме питания, приведенную в работах учащихся 6 – 7 классов, следует сделать вывод, что за время нахождения в школе многие из них либо не едят, либо утоляют голод быстрой, но вредной пищей. Поэтому в теоретическом материале следует затрагивать тему соблюдения режима питания, предлагая график принятия пищи для детей школьного возраста – два завтрака, обед и ужин: первый раз завтракать следует около 7.30 утра, второй – в школе, чтобы активно работающий мозг получил дополнительное количество питательных веществ, период с 13 до 15 часов является оптимальным временем для обеда. В это время активно работают все органы пищеварения, обеспечивая хорошее расщепление и усвоение пищевых масс, т.е. все съеденное будет полностью усвоено. Причем важно получать горячее питание, что гораздо полезнее, чем поедание на ходу пирожков, бутербродов, чипсов, других продуктов быстрого питания. Оптимальным временем для ужина является период с 19.00 до 19.30. но не позднее, чем за 3-4 часа до отхода ко сну. Во второй половине дня предлагается полдник, поскольку многие дети посещают кружки и секции дополнительного образования, где тратят немало энергии. Бытовая техника и здесь приходит на помощь, так как значительно экономит время.

Ещё одна проблема, которая была выявлена при исследовании режима питания школьников – это несоответствие калорийности пищевого рациона суточным энергетическим затратам. Нижний предел потребляемых калорий составлял около 500. Научно обоснованное количество калорий, необходимое ребенку, варьируется в зависимости от уровня его физической и умственной активности и возраста и составляет от 2300 до 2500 и выше (для детей, занимающихся спортом).

Следующим этапом наших исследований было изучение сбалансированного соотношения пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов) и соответствие их химического состава требованиям рационального питания. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами. Особенно важно для растущего организма получение достаточного количества белка. Белки – это основной материал, который используется для построения тканей и органов. Белки, нельзя заменить никакими другими веществами, так как они содержат азот. Важно включать в рацион молочные и мясные продукты, содержащие кальций, помогающий росту костей (например, очень полезен в этом плане творог).

На экспериментальных уроках учащимися 7-х классов были разработаны рецепты и приготовлены на практике примеры белковых блюд. Блюда, пользующиеся наибольшей популярностью у детей мы представили в презентации: это сырники с медом и отрубями, скумбрия в овощной «шубе», фаршированные рубленой курицей и овощами перцы и помидоры. Учащимися 6-х классов были разработаны рецепты оздоровительных фрешей и смузи на основе белковых кисломолочных напитков.

Обязательным условием правильного питания школьника является гармоничное сочетание блюд, оно предполагает употребление продуктов, богатых витаминами и микроэлементами. Особое внимание следует уделить продуктам, в которых содержится витамин В6. Достаточное количество этого витамина содержится в бобовых, орехах, шиповнике, моркови, отрубях. Вполне заслуженно витамин В6 именуют витамином памяти. Он стимулирует концентрацию внимания, успокаивающе действует на нервную систему. Для поддержания активной мозговой деятельности, особенно в период экзаменов, рекомендуется добавить в рацион продукты, богатые глюкозой. И подобные блюда можно быстро и легко приготовить с помощью бытовой техники, в том числе и фирмы «Панасоник».

Чтобы изменить психологию ребенка – «что вкусно, то вредно, а что невкусно, то полезно» учащиеся делают доклады о полезной и вредной пище. Это приводит к осознанию того, что вредная еда воздействует на организм так пагубно, что никакой, самый заманчивый вкус не стоит отрицательных последствий от его употребления. Сюда относятся сладкие газированные напитки, т.к. в их состав входит большое количество искусственных добавок (консервантов, подкислителей, подсластителей, ароматизаторов, эмульгаторов, пищевых красителей) и различных кислот. На уроках мы показываем, что Sprite растворяет накипь в чайнике, а Cola может использоваться как пятновыводитель. Поэтому следует утолять жажду обычной водой или натуральными свежевыжатыми соками, получить которые соковыжималка фирмы «Панасоник» позволяет прямо на уроке. В популярные у детей чипсы при изготовлении добавляют синтетические ароматизаторы, усилители вкуса и т.п. а в колбасу кроме мяса добавляют в больших количествах сою, муку, крахмал, шпик, а также стабилизаторы окраски, усилители вкуса и добавки для увеличения веса.

На уроках рассматривается и роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека их значение для правильного питания, содержание их в пищевых продуктах, а также суточная потребность в солях и методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке с помощью бытовой техники.

Хлеб является ценным пищевым продуктом и по праву занимает одно из важнейших мест в рационе человечества. В славянской культуре хлебу, как основному продукту питания, придавалось ритуальное значение – к хлебу относились с почтением, хлебом-солью встречали дорогих гостей, уважаемых людей. Хлеб является важным источником необходимого организму растительного белка, в состав которого входит ряд ценных аминокислот, он содержит витамины группы В и растительную клетчатку, в нем есть все необходимые для жизнедеятельности человека минеральные вещества – кальций, магний, натрий, фосфор и железо.

К сожалению, сегодня хлеб промышленного изготовления, который мы приобретаем в магазинах, не обладает необходимыми пищевыми свойствами, а зачастую не имеет нужных вкусовых качеств, что было присуще тому хлебу, которым питались наши предки – настоящему хлебу.

Тот настоящий хлеб, который обеспечивал людям здоровое питание, выпекался из сквашенного теста, в котором прошёл процесс ферментирования кисломолочными бактериями. Современный хлеб выпекается из быстро приготовленного дрожжевого теста, что не лучшим образом сказывается на его качестве и, соответственно, на здоровье человека. Какой же хлеб желательно употреблять в пищу, чтобы уменьшить риск его вредного воздействия? Известно, что самый лучший хлеб выпекается в русской печи, где обеспечивается оптимальный влажностно-температурный режим для его приготовления. Домашний хлеб – это пышная мякоть с румяной, хрустящей корочкой, который имеет не только аппетитный вид и замечательный вкус, но и является одним из важных факторов здорового питания. Поэтому самым популярным агрегатом у нас является хлебопечь. При её использовании не требуется много времени и сил, чтобы испечь любой хлеб. Надо лишь выбрать желаемый рецепт, подготовить необходимые ингредиенты и задать требуемый режим работы хлебопечи. Программное обеспечение хлебопечи осуществит приготовление хлеба в автоматическом режиме. Поскольку процесс выпекания достаточно длительный (до 4-5 часов), а результат своего труда желают отведать учащиеся, чьи уроки приходятся на начало учебного дня, можно заблаговременно заложить ингредиенты и установить таймер, регулирующий продолжительность процесса, к определенному уроку. Хлебопечь является многофункциональной – с её помощью можно печь пироги, кексы, пиццы, делать варенье и фрукты в сиропе.

На уроках технологии мы занимаемся исследовательской и экспериментальной работой и в процессе реализации учебного материала по выпеканию хлебобулочных изделий. Так, изучение рецептуры магазинного хлеба привело нас к неутешительным выводам. Имеющийся в продаже хлеб отличается от выпускавшегося ранее не только своим внешним видом и вкусовыми качествами, но и своим составом. В используемой современной муке практически отсутствуют полезные вещества, содержащиеся в зёрнах пшеницы, а остаётся только крахмал, глютен и клейковина. При этом без полезных веществ, которые содержались в зародыше зерна и его оболочке, хлеб становится сильным раздражителем желудочно-кишечного тракта. В то же время, полноценный, богатый полезными веществами хлеб оказывает оздоровительное влияние на организм школьников. Питание детей злаками способствует удлинению тонкой кишки, что является мощным аппаратом иммунной защиты и способно влиять на продолжительность жизни человека. Дети, потребляющие много мяса в ущерб злаковой пище, имеют короткую тонкую кишку со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Злаки содержат необходимый для здоровья человека кремний, который содержится в оболочке зерна в виде органических соединений, поэтому, необходимо потреблять непереработанные зерновые продукты. При выборе муки для выпечки хлеба мы широко используем сорта, богатые кремнием и витаминами группы В – ржаную, ячменную, цельнозерновую, пшеничную грубого помола, кукурузную, а в качестве добавок применяем овсяные хлопья, семена льна, кунжута, кардомона, тмина, подсолнечника, изюм, орехи и отруби. Полученные знания об оздоровительном влияния хлеба используются при лечении больного или ослабленного организма, так как мы изучаем информацию о диетических сортах хлеба, которые предназначены для профилактики и лечения некоторых заболеваний.

Для повышения содержания в хлебе витаминов и минералов мы освоили выпечку цельнозернового хлеба, бездрожжевого хлеба, а также хлеба с включением пророщеных зёрен. Для этого мы проращивали зёрна пшеницы, ржи, семена гречихи и льна. Использование проростков позволяет употреблять в качестве пищи целостный живой организм, находящийся в стадии максимальной жизненной активности, природный продукт, не поврежденный и не измененный никакой обработкой и являющийся самой богатой ферментами пищей. Проростки – защищают организм от свободных радикалов, так как вредные частицы, накапливающиеся в организме вследствие неблагополучной экологии, неправильного питания и психологических стрессов нейтрализуются антиоксидантами, которые синтезируются в проростках.

Мы выработали некоторые рекомендации по потреблению хлеба, необходимого для нормального роста и развития школьников:

-снизить употребление хлеба и хлебобулочных изделий из белой муки высшего сорта;

-отдавать предпочтение ржаному хлебу без содержания в его составе дрожжей;

-избегать употребление хлеба, при изготовлении которого в его состав вводятся химические добавки и сухие дрожжи.

В ходе практических занятий на уроках кулинарии соблюдается технологический процесс выпекания домашнего хлеба и применяются различные сорта муки грубого помола – чтобы хлеб был действительно натуральным и полезным!

Процесс выпекания хлеба с помощью бытовой хлебопечи осуществляется следующим образом:

-подготавливаются основные ингредиенты теста для выпечки хлеба: мука, соль, сахар, сухие дрожжи, пищевая сода, вода (которую можно заменить на молоко, кефир, сыворотку, фруктовый сок), яйца, жиры и растительные масла;

-осуществляется замешивание теста, в процессе которого ингредиенты разогреваются до необходимой температуры и перемешиваются:

-перед окончанием замешивания по сигналу автоматики добавляются остальные продукты (например, сухофрукты, орехи и т. п.);

-происходит первый подъём теста, об окончании которого также сообщает сигнал автоматики;

-второе вымешивание теста, в зависимости от выбранной программы, происходит автоматически;

-выпекание хлеба.

В начальный период обучения мы строго придерживались стандартной рецептуры, измеряя количество ингредиентов на электронных весах, и таким образом научились добиваться стабильности консистенции теста и качества мякиша внутри хлеба. Затем мы приступили к экспериментальной работе, внося отдельные изменения в стандартную технологию. Анализируя результаты лабораторных работ по выпеканию хлеба, мы выявили некоторые практические особенности, благодаря которым можно улучшить качество хлеба:

-предпочтительнее использовать свежие дрожжи взамен сухих;

-следует тщательно просеивать муку, тогда хлеб получится нежным и воздушным;

- необходимо с наибольшей доступной точностью отмерять количество жидких и сыпучих ингредиентов, а при их замене не выходить за пределы норм, указанных в рецептуре, сохраняя баланс между отдельными составляющими;

-можно использовать различную жидкость для выпечки хлеба: кефир, воду, молоко, сметану и т.д.

-можно самостоятельно изменять вкус хлеба, заменив растительное масло на сливочное, что придает хлебу сливочный вкус, сделать хлеб более ароматным, добавив корицу или кардамон, придать хлебу диетические свойства, добавив в зерновой хлеб чернослив, курагу или изюм, улучшить пищевую ценность хлеба, добавив в тесто яйца, можно сделать хлеб более калорийным, заменив воду на молоко.

Мы изменяли и добавляли в тесто различные продукты в пределах апробированной рецептуры, не изменяя содержание основных ингридиентов.

Поскольку мы живем в городе, пережившим блокаду, то свято чтим традиции, связанные с блокадным хлебом. 27 января – годовщина снятия Ленинградской блокады. Этот день ассоциируется с кусочком 125 граммов хлеба, который в самое трудное время получали ленинградцы. Воспитывая у школьников патриотические чувства, мы проводим мероприятия, посвященные дню памяти и скорби. Дети проникаются атмосферой того тяжелого периода, когда голод, холод, бесконечные бомбежки пытались сломить волю горожан. Учащиеся 10 класса изучили рецептуру блокадного хлеба, который содержал в качестве наполнителя практически несъедобные вещества, выпекали его в соответствии с этой рецептурой. В ходе мероприятия было показано, как уменьшалась доля суточного пайка, как сведена она была до минимума в 125 грам.

в своей работе мы используем интернет ресурсы. Источником информации для работы является и общество «Кулинарный клуб «Панасоник», который зарегистрирован в соцсетях. Помимо простых и оригинальных рецептов, ценных советов нас интересуют предлагаемые клубом конкурсы. Сейчас мы в начале большого пути – учимся готовить, изобретать рецепты, эстетично оформлять блюда. Но горим желанием попробовать свои силы среди любителей готовить с фирмой «Панасоник».

В перспективе мы планируем много нового. У нас в школе обучаются дети различных национальностей. А ничто так не объединяет, как совместная трапеза. Ведь приезжая в другую страну нам хочется познать и местную кухню. Поэтому, помимо традиционных блюд, мы планируем осваивать национальную кухню разных народов, в чем нам несомненно поможет чудо-техника фирмы «Панасоник».

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения). Пособие для учителей и методистов. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. – М.: Просвещение, 2013.

4. Проект. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2013

Наши рекомендации