Роль менеджера по качеству
Прежде всего, менеджер по качеству предоставляет инструменты для определения и фиксирования процессов и предлагает структуру для их оценки:
• карты процессов (process mapping) как часть метода управления процессами;
• метод разработки стратегии и политики;
• семь основных инструментов качества (7 management tools);
• цикл Деминга (PDCA cycle);
• статистические методы контроля.
Менеджер по качеству поддерживает руководителей и сотрудников в их стремлении улучшить свою деятельность, связанную с работой на потребителей.
При возникновении проблем в отделах менеджер по качеству обязан иметь и предоставить инструменты диагностики и способы решения. Речь идет о методах реализации проектов (project management), изучения и управления удовлетворением потребителей (customer satisfaction manage-ment), бенчмаркинге (для сравнения с конкурентами и применения опыта "лучших в классе").
В настоящее время существует множество методологий описания процессов, классификации и группировок процессов внутри предприятия. Одна из наиболее полных предложена Международной Бенчмаркинговой Палатой (International Benchmarking Clearinghouse).
Модель классифицирует процессы по 13 основным направлениям:
1. Маркетинг рынка и пожеланий заказчиков;
2. Разработка стратегии;
3. Разработка продукции (услуг);
4. Организация продаж;
5. Производство и поставка продукции;
6. Организация сервиса (для сервисно - ориентированных организаций);
7. Обслуживание заказчика и выписка счета-фактуры;
8. Управление человеческими ресурсами;
9. Управление информационными ресурсами;
10. Управление финансовыми и физическими ресурсами;
11. Управление экологией;
12. Управление внешними связями;
13. Управление улучшениями и изменениями.
Внутри каждого направления выделены до 40 процессов, описывающих основные области деятельности любой организации, поэтому избыточность перечня процессов велика. Пользоваться этим перечнем можно методом вычеркивания лишнего и мелкого с точки зрения конкретной организации
Разбиение деятельности предприятия на отдельные процессы целесообразно вести с наложением процессов на структуру предприятия. В этом случае оптимизация количества процессов происходит легче.
Пример:Для небольшого предприятия с предельно малым количеством процессов, при проведении интервью руководителей подразделений и служб были сформулированы следующие процессы:
1. Маркетинг рынка;
2. Формирование плана производства;
3. Закупки сырья и материалов;
4. Приемка и хранение сырья и материалов;
5. Входной контроль сырья и материалов;
6. Выдача в производство сырья;
7. Производство продукции;
8. Контроль качества продукции;
9. Приемка и хранение готовой продукции;
10. Отпуск готовой продукции;
11. Сервисное обслуживание технологического оборудования.
Наложение этих процессов на структуру предприятия дало следующий результат:
Рис. 23 Исходные процессы на предприятии
После минимизации и, явно напрашивающемся объединении процессов 1 и 2, 4 и 6, а также 9 и 10, получаем ту же карту, но с меньшим количеством процессов:
Рис.24. Новый перечень процессов
Теперь перечень процессов выглядит следующим образом:
· Маркетинг и планирование производства;
· Закупки сырья и материалов;
· Производство продукции;
· 4а. Контроль качества продукции и материалов (4а - Входной контроль сырья и материалов);
· 5.5а.Приемка, хранение и транспортировка продукции. (5а - Приемка, хранение и транспортировка сырья);
· Сервисное обслуживание технологического оборудования;
· Энергообеспечение предприятия.
Такое объединение процессов становится возможным потому, что в терминологии ISO 9000 термин "продукция" относится не только к выпускаемой продукции или услугам, но и к перерабатываемым материалам. Как правило, при небольшой степени переработки сырья, без радикального изменения его физических свойств, требования к условиям складского хранения и транспортировки сырья и готовой продукции достаточно близки, что позволяет объединить эти процессы в одно описание.
Измерение процессов. Примеры показателей изменяемости процессов
1. Величина изменения степени удовлетворенности потребителей по сравнению с предыдущим периодом (в процентах);
2. Величина изменения степени удовлетворенности персонала по сравнению с предыдущим периодом (в процентах);
3. Величина изменения затрат на качество по сравнению с предыдущим периодом (в процентах);
4. Величина и изменения уровня дефектности по сравнению с предыдущим периодом (в процентах);
5. Величина изменения затрат на гарантийный ремонт по сравнению с предыдущим периодом (в процентах);
6. Величина изменения доли охватываемого рынка по сравнению с предыдущим периодом (в процентах);
7. Величина изменения объема продаж по сравнению с предыдущим периодом (в процентах);
Принцип 5 – Системный подход к менеджменту
Применение принципа требуют:
· определение системы путём установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей;
· проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путём;
· понимания взаимозависимости процессов в системе;
· постоянного улучшения системы через измерения и оценку;
· определение прежде всего возможностей ресурсов, а затем принятия решений о действии.
Принцип 6 – Постоянное улучшение
Применение принципа требует:
· формирование потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом;
· применения основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений;
· периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения;
· постоянного повышения эффективности всех процессов;
· обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения, таким как:
- цикл Деминга
- анализ и решение проблемы и др.
· определения измерителей и целей для организации улучшения.
Рис. 25. Основные элементы системного подхода.
Принцип 7 – Принятии решений, основанный на фактах
Применение принципа требует:
· измерения и сбора данных и информации, относящихся к задаче;
· обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации;
· использования апробированных методов для анализа данных и информации;
· понимания ценности соответствующих статистических методов;
· принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции.
Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Применение принципа требует:
· идентификация основных поставщиков;
· установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества;
· организация чётких и открытых связей;
· инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов;
· совместной работы по чёткому пониманию запросов потребителя;
· обмена информацией и планами на будущее;
· признания достижений и улучшений поставщика.
Список литературы:
1.Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. - М.: изд-во стандартов,1997
2.Нив Г. Пространство Доктора Деминга / Пер. с англ. - М.: МГИЭТ (ТУ) ,1996.
3.Кузьмина О.Г.. Управление качеством (введение в теорию и практику) : Учебное пособие / ГУУ.- М., 2003. 52с.