Государствоведческая сфера

Как свидетельствуют наши мониторинговые данные «Гражданского самочувствия народа», по-прежнему невелико доверие людей к государственным органам власти, без которого нам не решить глобальные проблемы по социально-экономическому преобразованию Отечества. Поэтому необходимо придать официальный статус человековедческой компетентности чиновников.

Известно, что существует государственный «Центр стратегических разработок». Если в этом центре не будет создано подразделение, занимающееся проектированием и разработкой человековедческих технологий, предназначенных быть компонентом общего пакетаконкретных стратегических разработок, то без такого гуманитарного сопровождения человеческие ресурсы не будут в должной мере включены в реализацию этих разработок. Напомню печальный опыт горбачёвской перестройки. Была бы она подготовлена грамотно психологически и идеологически,а её проводники были бы оснащены человековедческими технологиями, её замысел более достойно мог бы воплотиться в жизнь.

Отметим, что под давлением проблем, которыми сегодня переполнено наше школьное и вузовское образование, за последние годы появилось немало интересных разработок и публикаций по педагогическим технологиям. К сожалению, они пока стоят в стороне от своей несущей конструкции, в качестве которой выступают человековедческие технологии. Этим и объясняется довольно низкий содержательный уровень педагогических технологий, обилие методологических погрешностей, допускаемых их авторами на стадии проектирования и процедурного оформления педагогических технологий.

Настало время конституировать «человековедческую компетентность» как российское научно-прикладное открытие.Создать федеральную программу подготовки педагогов по соответствующему обучению, варианты которой уже есть в Лиге профессиональных имиджмейкеров. Ввести специальность «человековедческие технологии» при защите кандидатских и докторских диссертаций. Придать законную силу статусу профессии имиджмейкера и поддержать на государственном уровне создание в вузах факультетов подготовки дипломированных имиджмейкеров (по российской версии).

Приложения

Учебно-тематический план:«Человековедческая компетентность менеджера» (Шепель В.М.)

«Имидж-тренинг» (Футин В.Н.)

«Навыки общения» – тренинг (Башмакова Е.)

Упражнения по выведению из аудиторного шока (Троянкина Л.Д.)

Упражнения по фейсбилдннгу (Лобарева Л.А.)

Методические материалы:

Тест «Оценка имиджа»

Комплимент – это чудесный дар

Шведский стол

Приглашение на кофе

Банкет-чай

Фуршет

Искусство дарения

Тест «Знакомы ли вы с правилами хорошего тона?»

Пресс-релиз Лиги профессиональных имиджмейкеров

Учебно-тематический план:

«человековедческая компетентность менеджера»

Проф. В.М. Шепель

Тема занятий Время час. Дидактические формы
1. Возрастание роли управления в конвергентном обществе лекции
2. Идеология управленческой деятельности лекции, семинары
3. Философия конвергентного менеджмента лекции, практикумы
4. Управленческая психология лекции, практикумы
5. Управленческая этика лекции, практикумы
6. Управленческая ортобиотика лекции, практикумы
7. Управленческая социология лекции, практикумы
8. Управленческая риторика лекции, практикумы
9. Управленческая конфликтология лекции, практикумы
10. Управленческая имиджелогия лекции, практикумы
11. Технология индивидуальной работы с персоналом   лекции, практикумы
12. Технология «конструирования» трудового коллектива лекции, практикумы
13. Подготовка и защита курсовых проектов   на одного слушателя
Индивидуальные и групповые консультации на одного слушателя
15. Зачет по предмету «Человековедческая компетентность менеджера» на одного слушателя
  Итого:  
  Лекции  
  Практические занятия  
  Зачет  

Имидж-тренинг

проф. B.H. Футин

Введение

Менеджеры и имиджмейкеры должны обладать высокой психологической культурой – неотъемлемой частью общей культуры человека. Эффективность управления в немалой степени зависит от умения продуктивно построить межличностные коммуникации, владения вербальными и невербальными средствами общения, видами и техниками слушания, спецификой делового общения, методиками установления контакта с партнерами, приемами управления конфликтами, принятия оптимальных решений, активизации деятельности, снятия стрессов, создания своего неповторимого облика. Овладеть на технологическом уровне этими умениями с помощью современных методик обучения можно на занятиях по предлагаемой программе.

ТЕМА 1. Моделирующий тренинг в форме «мозгового штурма» «проектирование идеального имиджа»

Лекционное сообщение – 1 час.

Мозговой штурм – 3 часа.

Понятие имиджа. Ментальный, индивидуальный, профессиональный имидж. Имидж в ракурсе жизненной перспективы. Содержание тактического имиджа. Имиджирование: путь к успеху. Имидж-коммуникации. Имидж в развитии карьеры. Имидж как средство решения личностных проблем. Типология имиджа: спонтанный, развиваемый, деформированный, эталонный имидж. Основные приемы, формирующие привлекательный имидж в процессе общения: аттракция, импонирование, гармоника, гармония. Основные виды имидж-технологии: телесноориентированное (ситуативное) имиджирование; личностно-центрированное (глубинное) имиджирование. Особенности разработки идеального имиджа в процессе «мозгового штурма».

ТЕМА 2. Коммуникативно-ролевой тренинг «развитие межличностных отношений с деловыми партнёрами. Рефлексивное управление деловыми отношениями»

Лекционное сообщение – 1 час.

Коммуникативно-ролевой тренинг – 3 часа.

Модели межличностных отношений. Специфика деловых отношений. Приёмы рефлексивного управления в сфере коммуникаций. Овладение методикой контактного взаимодействия. Особенности развития межличностных отношений и рефлексивного управления деловыми отношениями в процессе тренинга. Условия эффективного проведения коммуникативно-ролевого тренинга.

ТЕМА 3. Социально-психологический тренинг «разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в деловом общении»

Лекционное сообщение – 1 час.

Социально-психологический тренинг – 3 часа.

Основные понятия и виды конфликтов; межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные конфликты, причины их возникновения, методы разрешения; вербальные и невербальные средства коммуникации и тактика их использования в конфликтном взаимодействии; позиционный анализ как средство изучения ситуации конфликта; стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации. Особенности развития умений управления конфликтными ситуациями в процессе тренинга.

ТЕМА 4.Операционный тренинг «эффективное участие клиента в деловых переговорах»

Лекционное сообщение – 1 час.

Операционный тренинг – 3 часа.

Понятие деловых переговоров. Планирование, организация и проведение переговоров. Особенности ведения переговоров по телефону. Специфика развития переговорных умений в процессе операционного тренинга. Условия эффективного проведения операционного тренинга.

ТЕМА 5. Рефлексивно-ролевой тренинг «разработка индивидуального стиля поведения, соответствующего новому имиджу»

Лекционное сообщение – 1 час.

Инновационно-рефлексивный тренинг – 3 часа.

Разработка поведенческих стереотипов; выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройка системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал человека; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Условия эффективного рефлексивно-ролевого тренинга.

ТЕМА 6. Тренинг коммуникативной компетентности «воздействие в деловом общении. Манипуляции в межличностной коммуникации и методы их нейтрализации»

Лекционное сообщение – 1 час.

Тренинг управленческой компетентности – 3 часа.

Психология делового общения. Диагностика психологических трудностей общения. Особенности воздействия в деловом общении. Продуктивное и непродуктивное воздействие. Психологические барьеры и способы их преодоления. Методы психологического воздействия в типичных ситуациях. Манипулятивные психологические игры и приёмы их нейтрализации. Особенности развития коммуникативной компетентности в процессе тренинга. Условия его успешного проведения.

ТЕМА 7. Имидж-тренинг «психология успеха в деятельности и общении»

Лекционное сообщение – 1 час.

Имидж-тренинг – 3 часа.

Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения имидж-тренинга. Имидж успешного человека. Технология имиджирования. Методы арттерапии в имиджелогии: развитие адаптивности, социальной активности, психологической пластичности, коммуникативности, гармоничности. Психокоррекционная работа: изменение визуального (создание привлекательной внешности) и психологического (коррекция психоэмоциональных состояний, их гармонизация с новым имиджем, социальным статусом и нормативным ролевым поведением, разрешение внутриролевых конфликтов, снятие психологических комплексов и барьеров) компонентов личности. Усиление саморегуляции, приведение её в соответствие с формируемыми психоэмоциональными состояниями, гармонизация «Я-концепции», выстраивание позитивных межличностных отношений с окружающими. Визуальные и коммуникативные, вербальные и невербальные методы самопрезентации. Приёмы психологической защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Механизмы успеха и неудачи. Гармонизация делового и личностного имиджа – эффективный путь к профессиональному успеху.

ТЕМА 8. Психотренинг «психотехнологии управления собой и управления другими людьми».

Лекционное сообщение – 1 час.

Психотренинг – 3 часа.

Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения психотренинга – эффективной технологии преодоления неуверенности в себе, неудовлетворённости своими успехами и достижениями, разрешения внутриличностных конфликтов, повышения психоэмоциональной устойчивости, развития психологической защиты, эффективности самоуправления и управления другими людьми. Пути преодоления жизненных кризисов, апатии, беспокойства и неуверенности в себе. Методы субъектно-личностного, духовно-нравственного и профессионального саморазвития. Виды самовоздействия на психофизическую, эмоциональную и ментальную сферы. Пути управления психическим состоянием: техники мышечного расслабления, саморегуляция эмоциональной сферы, саморефлексия мыслительной сферы, продуктивное мышление. Основные методы саморегуляции: аутотренинг, медитация, самопрограммирование. Методы психологической защиты. Особенности овладения приёмами управления собой и другими людьми в процессе психотренинга. Условия успешного проведения психотренинга.

«Навыки общения» – тренинг

ст. препод. Е. Башмакова

1. 1. Понятие «общение». Качества личности, проявляющиеся в эффективном общении: доброжелательность, открытость, эмпатия, аутентичность, принятие мыслей и чувств, инициативность.

2. 2. Невербальная сторона общения. Эффект первого впечатления. Выбор дистанции, позы, выражения лица в зависимости от целей общения. Интонация как наименее управляемый источник невербальной информации. Мини-тренинг «На приёме у значимого лица».

3. 3. Вербальная сторона общения. Процессы слушания и говорения.

Виды слушания: пассивное, нерефлексивное, активное, рефлексивное, эмпатическое. Барьеры слушания. Искажение информации при передачи её через «третьих» лиц.

Мини-тренинг «Пассивное слушание». Условия эффективного пассивного слушания.

4. 4. Техника перефраз как базовая в процессе активного слушания. Тренировка в технике перефраз.

5. 5. Техника принятия группового решения. Мини-тренинг на решение групповой задачи.

6. 6. Понятие «позиция общения». Позиция «Доминирования над собеседником» как создающая барьеры общения. Барьеры общения. Позиция «Подстройка под собеседника с нижней позиции» как проявление инфантилизма.

Позиция оптимальная для делового общения, информационного обмена и принятия решений.

7. 7. Трансляция чувств в процессе общения и умение заявить о своей проблеме. Открытость и ясность в общении. Техника «Я-сообщения». Мини-тренинг.

8. 8. Наиболее «тонкая» техника активного слушания, приносящая удовлетворение собеседнику – отзеркаливание. Отличие техники отзеркаливания от техники перефраз. Мини-тренинг «Техника отзеркаливания».

9. 9. Искусство задавания вопросов.

Виды вопросов: «открытые» и «закрытые».

Классификация открытых вопросов: уточняющие, проясняющие, переадресованные и т.п. Ситуации, в которых используется тот или иной тип вопросов. Особенности оценочных и директивных вопросов.

10. 10. Отражение агрессии собеседника как техника активного слушания. Семишаговая модель отражения агрессии. Мини-тренинг «Отражение агрессии собеседника».

11. 11. Конфликтное и бесконфликтное взаимодействие. Мини-тренинг разыгрывания насущных конфликтных ситуаций (по заявкам участников занятия).

12. 12. Возможности использования тела и дыхания для более эффективного общения.

Наши рекомендации