Политика: сфера интеграции или сфера борьбы?

Третий подход к объяснению сущности политики - коммуникационный.С позиций этого подхода политика трактуется предельно широко как универсальное средство обеспечения целостности общества и механизм регулирования социальных конфликтов. Однако интеграция, целостность общества могут достигаться по-разному. В связи с этим в рамках данного подхода можно выделить два направления. Представители первого на­правления - интегративного2 - рассматривают политику как сферу интег­рации на основе реализации общего интереса, обеспечения всеобщего блага институтами государственной власти. Эта традиция идет еще Аристотеля, рассматривавшего политику как социальную этику, цель ко­торой не "благо одного человека", а "благо народа и государства".

Понимание политики как сферы интеграции всех граждан в сообществ во преобладает в западной науке. Однако наряду с ним в новое время оформилось второе направление в объяснении сущности политики -конфликтное, в рамках которого политику понимали как сферу господ­ства и подавления одних социальных групп другими. Традицию рассмот­рения политики как деятельности в борьбе за власть, которая позволяет се владельцу получать выгоды, привилегии и управлять обществом, зало-кил итальянский мыслитель, философ Н. Макиавелли.

Исторический опыт свидетельствует, что власть преимущест­венно основывалась на насилии и была беспощадна к тем, кто на нее посягал. Так, начиная с XVI в. политические казни приобрели массовый характер. При Иване Грозном в России уничтожалось ежегодно 3-4 тыс. чел., в Англии при Генрихе VIII и Елизавете I - свыше 89 тыс., в Испании при Карле I и Филиппе II - примерно 89 тыс. чел. Однако в XVIII - XIXвв. картина несколько изменилась. Если в России политические казни сходили на нет (за тот период по политическим мотивам было казнено 5ё чел: 6 пугачевцев, 5 декабристов и 31 тер­рорист при Александре II и 14 террористов при Александре III), то во Франции только в июне 1848 г. было казнено 11 тыс., а в мае 1871 г. - 30 тыс. чел.

Несколько позже немецкие философы и мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс трактовали политику как сферу борьбы классов. По их мне­нию, государственная власть выражает интересы экономически господ­ствующего класса. Отмечая способность политики концентрированно выражать групповые интересы и реализовывать их с помощью власти, они исключали возможность достижения мирными средствами единства интересов противоположных классов (например, буржуазии и пролета­риата), поэтому вся предшествующая история рассматривалась ими с точки зрения борьбы классов. Но сведение сущности политики к противо­борству классов в дальнейшем значительно обеднило содержание теории марксизма, когда в большинстве развитых стран мира на политическую арену вышел мощный средний класс. Кроме того, реализация подобного подхода к сущности политики в практике некоторых государств, как по­казывает исторический опыт (в том числе России), нередко сопровожда­лась оправданием безжалостного попрания интересов личности во имя торжества идеалов класса.

Однако нельзя не видеть, что введение в науку понятия "конфликт"(от лат. conflict - столкновение), означающего противоборство двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов, имеет большие объяснительные возможности для науки и практики. С его по­мощью можно лучше понять механизм развития общества.

Как справедливо заметил немецкий социолог Р. Дарендорф, "тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и урегулирования, гот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую воз­можность, получает этот ритм себе в противники".

Но если у К. Маркса конфликтующие группы в обществе - это классы, выделенные по экономическому признаку (обладанию и распоряже­нию собственностью на средства производства), то у Р. Дарендорфа главной причиной конфликта является разное отношение людей к власти или авторитету. Конфликт возникает между теми, кто обладает властью, И теми, кто ее не имеет. Это обусловлено, по мнению Р. Дарендорфа, тем, что в XX в. западные страны вступили в постиндустриальную стадии развития, когда значение классового конфликта заметно снизилось. Н когда имевшая определяющее значение промышленность перестала рать решающую роль в организации общественных связей и отношении Промышленное предприятие утратило статус основной клеточки постиндустриального общества, а вместе с этим изменением потерял свое значение и конфликт между классами предпринимателей и наемных работников. Теперь конфликты становятся более многообразными, поскольку более разнообразными стали интересы людей. Однако несовпадающие интересы согласовываются, упорядочиваются отношениями господства подчинения. Эти отношения пронизывают все структуры общества, поскольку ни одно совместное действие не может осуществиться без разделения уровней ответственности, то есть без авторитета и власти.

Таким образом, по мнению Р. Дарендорфа, отличительными чертам любого общества являются конфликт, господство и подавление. Стабильность общества основана на власти одних групп людей над другими, например, пример учителей над школьниками, предпринимателей над рабочими, священнослужителей над прихожанами, управляющих над управляемыми и т. д. У каждой из этих групп существуют общие интересы независимо от того, осознают их входящие в них люди или нет. Осознание общности своих интересов и превращение группы людей в реальную политическук силу - общественный класс - происходит благодаря наличию организа ции, выражающей ее интересы. В качестве таковой выступают политическая партия, профсоюзное движение, лоббистская организация и т. п.

Представляется интересной классификация конфликтов, данная американским социологом А. Раппопортом. Он выделил три типа конфликтов: спор, игру, схватку:

- в споре, по мнению социолога, используются только мирные средства его целью является достижение согласия с другой стороной;

- игра предполагает разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам поведения. Результатом должно быть получение выигравшим существенных, но не жизненно важных преимуществ;

- для схватки характерны бескомпромиссная борьба до победного конца и применение любых, в том числе насильственных, средств.

Важнейшие признаки политики

Каждый из рассмотренных подходов к объяснению сущности политики акцентирует внимание на какой-либо одной из сторон этого сложного общественного явления. Но содержание политики значительно шире сущности и может быть раскрыто через ряд определений, в которых выделяются какие-то из ее важнейших сущностных признаков:

- во-первых, политика является сферой властных отношений, то есть отношений по поводу власти, ее организации, распределения между различными группами интересов, определения направления деятель­ности государства и его институтов;

во-вторых, политика - это способ организации общественной жизни, основанный на интеграции разнородных интересов, их согласовании на основе общего интереса, объединяющего всех членов общества. Реализацию и доминирование общего интереса в противовес частным потребностям индивидов и групп гарантирует государство;

- в-третьих, политика представляет собой деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти.

5. Структура политики и ее назначение в обществе

Элементы политики и ее разновидности

Политика обеспечивает целостность общества посредством взаимо­действия своих структурных элементов:

Политическая власть

как возможность и способность навязывать свою волю другому

Субъекты политики:социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти

Политическая организация:

совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы

Политическое сознание:

политическая психология, и политическая идеология, мотивы политического участия

(идеи, чувства, переживания,ценности)

Политические отношения:формы взаимосвязи субъектов политики могут основываться

на согласии, партнерстве, конфликте, господстве участников политической жизни

Политическая культура:тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении

Прежде всего политика представляет собой сознательную деятель­ность участвующих в ней субъектов. Субъекты политики- это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или влияния на нее. В качестве субъектов политики могут выступать как социальные общности (слой, класс, нация, политическая элита, массы, профессиональная группа, военные, менеджеры), так и отдельная личность (политический лидер, просто обыватель). Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт. К таковым относятся: парламент, правительство, политические партии, профсоюзы, церковь, средств массовой информации, государство как субъект международного прав международные организации (ООН, Европейский парламент и т. п.).

Субъекты политики взаимодействуют по поводу распределения и использования государственной власти, руководствуясь политическими интересами, а также целями, установками, ценностными ориентациями, верованиями, идеалами. Они осознают содержание своих политических интересов соотносят свои идеалы, ценности, установки, теории, нормы с реал: условиями собственного бытия. Так формируется система оценок, смысла и утверждений, которые составляют содержание политического сознания.

Оценка реальной действительности, участие в политической жизни могут осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, то ест того, что называют политической психологией.Но политическое участие может быть и абсолютно осмысленным, строиться на основе следовании системе рациональных представлений, то есть политической идеологии.

Свои политические интересы субъекты реализуют с помощью политических институтов;государства и его органов, партий, групп давления т. д. Все они вместе составляют политическую организацию,выражают интересы различных групп общества.

Политика как сфера руководства и управления общественными процессами регулирует различные сферы деятельности человека. Соответвенно выделяются следующие разновидности политики:экономически социальная, демографическая, аграрная, культурная, техническая, военная, национальная и т. д.

По обращенности политики на решение внутренних или внешних задач различаются внутренняя и внешняя политика. Если субъектами политики являются народы, государства, международные общественные силы, движения, организации, а предметом их взаимоотношений выступа вопросы экономического, социального, политического, правового, военного, гуманитарного сотрудничества, то речь идет о еще одной разновидности - международной политике.

Функции политики

Функции политики - это важнейшие направления ее воздействия на общество. Количество функций политики в обществе может быть различным в зависимости от зрелости как самого общества, так и его граждан. Если политика вмешивается во все сферы жизнедеятельности человека, то это означает отсутствие гражданского общества - сферой взаимоотношений свободных индивидов, способных развиваться вне рамок государства и без его вмешательства.

В развитых демократических государствах политика выполняет ряд социально значимых функций.Важнейшая из них - функция обеспечения стабильности и целостности общества путем выражения и защиты полити­чески значимых интересов различных групп, слоев, индивидов, государства в целом. Поддержание целостности социально неоднородного общества осуществляется благодаря выявлению общих интересов, объединяющих всех его членов, а также формулированию правил их поведения.

Еще одной функцией политики является выработка стратегических целей развития общества и определение средств и методов их осуществле­ния. Формулирование общих целей предполагает выявление смысла су­ществования общества на конкретном историческом этапе и означает перевод с помощью политических институтов индивидуальных и группо­вых устремлений в единую политическую волю всего общества.

В качестве социально значимой функции политики выступает также функция обеспечения общественного порядка, гражданского мира и органи­зованности, гарантии прав и свобод личности. Не менее важна функция руководства и управления общественными процессами. Она осуществляется путем авторитарного, обязательного для всех распределения ценностей и ресурсов, ролей и политических функций, организации масс.

Среди других функций политики особо выделяется функция интегра­ции различных групп и слоев общества, согласования их интересов, предот­вращения и разрешения социальных конфликтов. И наконец, еще одной немаловажной функцией политики является функция формирования поли­тического сознания и культуры граждан, которые способны обеспечить эф­фективное взаимодействие и взаимопонимание субъектов политики. Это гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

В слаборазвитых странах, где высока степень социального неравенства и существует значительный разрыв в уровне жизни различных групп населе­ния, политика выполняет ряд специфических функций.Прежде всего, в них политика служит средством поддержания классового господства экономически могущественных групп, но вместе с тем она может быть направлена и на максимальное осуществление принципа социальной справедливости.

Лекция №9

Наши рекомендации