Виды розничной торговой сети
Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Розничные сетевые структуры находятся на лидирующих позициях практически во всех рыночно ориентированных сферах деятельности. Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора, недалеко от места работы или жилья, в удобном количестве.
Тип торговой организации, создаваемой по принципу корпоративной торговой сети, имеет две существенные особенности, которые значительно повышают конкурентоспособность этой организационной формы торговли:
· централизация функций торговли;
· объединенное руководство всеми филиалами.
Структура розничной торговой сети и ее характеристика
Розничная торговая сеть постоянно находится в процессе развития. В стране создана разветвленная сеть розничных торговых предприятий. Поэтому одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является классификация ее предприятий.
Структура розничной торговой сети характеризуется такими показателями как:
· соотношением предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;
· удельным весом стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;
· используемыми формами продажи и методами обслуживания;
· соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
· соотношением торговой и неторговой площадей магазина;
· продолжительностью использования торговой площади в течение дня (режим работы);
· соотношением общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;
· удельным весом магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
· средним размером торговой площади одного магазина.
В соответствии с введенным ГОСТом с 2002 года предприятия розничной торговли классифицируют, в первую очередь, по их видам и типам.
Одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является ее специализация и типизация. Они необходимы для более эффективного использования материально-технической базы торговли, облегчения труда торговых работников и улучшения обслуживания населения.
Специализация торговой сети - это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп (магазин "Обувь", магазин "Женская обувь").
Под типизацией магазинов понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Благодаря типизации, можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.
Типизация магазинов позволяет:
· совершенствовать руководство и управление ими;
· применять нормативное планирование;
· автоматизировано управлять процессами товароснабжения;
· осуществлять учет, отчетность и контроль за их деятельностью.
Тип предприятия розничной торговли - это предприятия определенного вида, классифицированные по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.
Признаками, определяющими тип торгового предприятия, являются его ассортиментный профиль, площадь торгового зала и неторговых помещений, применяемые методы продажи товаров, район деятельности, уровень цен и др. Основными из них являются ассортиментный профиль магазина и размер его торговой площади, которая зависит от численности обслуживаемого населения.
Структура розничной торговой сети характеризуется такими показателями как:
· соотношением предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;
· удельным весом стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;
· используемыми формами продажи и методами обслуживания;
· соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
· соотношением торговой и неторговой площадей магазина;
· продолжительностью использования торговой площади в течение дня (режим работы);
· соотношением общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;
· удельным весом магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
· средним размером торговой площади одного магазина.
В свою очередь, продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:
универсальные;
комбинированные;
специализированные с широким ассортиментом;
специализированные с узким ассортиментом;
магазины с полным ассортиментом.
Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных или непродовольственных товаров.
Комбинированные магазины осуществляют торговлю товарами нескольких родственных групп товаров (галантерея - парфюмерия - трикотаж, часы - ювелирные изделия, овощи - фрукты, мясо - рыба).