Виды стратегий стабилизационного характера:

Оборонительная стратегия – предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор пока этого не сделает лидер. При этом организация отказывается от возможного высокого уровня первоначального дохода в обмен на безопасность позднего выхода на рынок, что обеспечивается знанием результатов продажи продукта.

Оппортунистическая стратегия – это стратегия при которой небольшое предприятие несмотря на жесткие ресурсные пределы формирует и поддерживает имидж уникальной организации по средствам систематического внедрения инновации.

Лицензионная / имитационная стратегия – это стратегия, при которой технология или продукт приобретается у других предприятий, на пример франчайзенгового лицензионного договора.

Защитная стратегия – основана на том, что изменение осуществляется без претензий на занятие организацией ведущих позиций и цель их заключается в том, чтобы не отстать от других в уровне обслуживания и поддержать интерес потребителей.

Зависимая стратегия – предполагает, что организация ориентируется на разработки продукта или услуги крупных ведущих предприятий. Ее целью является самосохранение на основе выполнения контрактных работ для данных организаций.

Диагностика и совершенствование деятельности организаций СКСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей.

Цель диагноза – детальное и глубокое изучение проблемы, стоящей перед организацией, выявление факторов и сил, влияющих на сложившуюся ситуацию, подготовка всей необходимой информации для принятия решения о том, как организовать работы по решению проблемы.

Интенсивный сбор информации, и ее анализ способствуют вовлечению сотрудников в выполнение задания, усиливает их чувства «владения проблемой», благодаря этому организация будет лучше подготовлена к осуществлению необходимых изменений.

Характеристика проблемы.

Характеристики Содержание
1. Сущность проблемы - содержание проблемы (отток клиентов, отсутствие идей и т.д.) - стандарт для сравнения - симптомы проблемы
2. Местонахождение проблемы - подразделения, где выявлена проблема -подразделения, которые затронула проблема - широта распространения проблемы
3. «Владение проблемой» - люди, которые заинтересованы в решении проблемы - вид проблемы: закрытая или открытая
4. Абсолютная и относительная оценка проблемы - важность проблемы в абсолютных величинах - важность проблемы в относительном выражении - влияние проблемы на подразделение, в котором она обнаружена и как она повлияет на сотрудников - важность проблемы для организации в целом
5. Временная перспектива - время, с которого существует данная проблема - частота наблюдения данной проблемы - выявление тенденции в проявлении проблемы - прогнозы относительно эволюции проблемы в будущем


Методы понимания и анализа проблемы, а также ее решение делятся на 2 группы:

1. Методы, способствующие выявлению проблемы.

2. Методы, предназначенные для генерации идей.

Методы, способствующие выявлению проблем:

1) Критический инцидент – метод, предназначенный для идентификации процесса, подпроцесса или проблемной области, которые требуют совершенствования.

Этапы метода критического инцидента:

1) Выбираются участники проведения анализа, которые участвуют в осуществлении процесса, требующего совершенствования.

2) Участники отвечают на вопросы

3) Собранные ответы сортируются, и определяется, какой из различных инцидентов упоминался чаще других.

2) Контрольный листок – это бланк – формуляр или специальная форма, предназначенная для регистрации данных.

Одно из основных положений контрольного листка заключается в том, чтобы фиксировать, как часто встречаются различные проблемы или инциденты.

3) Метод анализа коренной причины.

Цель метода – нахождение коренной причины рассматриваемой проблемы.

Процедура анализа коренной причины:

1. Определенная отправная точка, т.е. проблема или причина высокого уровня, предназначенного для последующего анализа.

2. Методом мозгового штурма определить причины, соответствующие уровню более низкому, уровень отправной точки.

3. Для каждой идентифицированной причины ставится вопрос «Почему именно она служит причиной возникновению исходной проблемы?»

4. После каждого ответа, вопрос задается снова и снова до тех пор, пока не останется ответа.

Методы, предназначенные для генерации идей:

I. Метод мозгового штурма (А. Осборн) – неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагающихся участниками.

В основе лежит идея о том что для пробуждения творческой инициативы человека нужно вырвать из привычной обстановки и поместить в необычные условия, на пример, сделать участником игры.

Варианты мозгового штурма:

- Обратный мозговой штурм: разрабатываются не новые решения, а анализируются недостатки старых.

- Двойной мозговой штурм: после перерыва штурм проводят повторно.

Наши рекомендации