Государствоведческая сфера
Как свидетельствуют наши мониторинговые данные «Гражданского самочувствия народа», по-прежнему невелико доверие людей к государственным органам власти, без которого нам не решить глобальные проблемы по социально-экономическому преобразованию Отечества. Поэтому необходимо придать официальный статус человековедческой компетентности чиновников.
Известно, что существует государственный «Центр стратегических разработок». Если в этом центре не будет создано подразделение, занимающееся проектированием и разработкой человековедческих технологий, предназначенных быть компонентом общего пакетаконкретных стратегических разработок, то без такого гуманитарного сопровождения человеческие ресурсы не будут в должной мере включены в реализацию этих разработок. Напомню печальный опыт горбачёвской перестройки. Была бы она подготовлена грамотно психологически и идеологически,а её проводники были бы оснащены человековедческими технологиями, её замысел более достойно мог бы воплотиться в жизнь.
Отметим, что под давлением проблем, которыми сегодня переполнено наше школьное и вузовское образование, за последние годы появилось немало интересных разработок и публикаций по педагогическим технологиям. К сожалению, они пока стоят в стороне от своей несущей конструкции, в качестве которой выступают человековедческие технологии. Этим и объясняется довольно низкий содержательный уровень педагогических технологий, обилие методологических погрешностей, допускаемых их авторами на стадии проектирования и процедурного оформления педагогических технологий.
Настало время конституировать «человековедческую компетентность» как российское научно-прикладное открытие.Создать федеральную программу подготовки педагогов по соответствующему обучению, варианты которой уже есть в Лиге профессиональных имиджмейкеров. Ввести специальность «человековедческие технологии» при защите кандидатских и докторских диссертаций. Придать законную силу статусу профессии имиджмейкера и поддержать на государственном уровне создание в вузах факультетов подготовки дипломированных имиджмейкеров (по российской версии).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
«ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА»
Проф. В.М. Шепель
№ | Тема занятий | Время час. | Дидактические формы |
1. | Возрастание роли управления в конвергентном обществе | лекции | |
2. | Идеология управленческой деятельности | лекции, семинары | |
3. | Философия конвергентного менеджмента | лекции, практикумы | |
4. | Управленческая психология | лекции, практикумы | |
5. | Управленческая этика | лекции, практикумы | |
6. | Управленческая ортобиотика | лекции, практикумы | |
7. | Управленческая социология | лекции, практикумы | |
8. | Управленческая риторика | лекции, практикумы | |
9. | Управленческая конфликтология | лекции, практикумы | |
10. | Управленческая имиджелогия | лекции, практикумы | |
11. | Технология индивидуальной работы с персоналом | лекции, практикумы | |
12. | Технология «конструирования» трудового коллектива | лекции, практикумы | |
13. | Подготовка и защита курсовых проектов | на одного слушателя | |
Индивидуальные и групповые консультации | на одного слушателя | ||
15. | Зачет по предмету «Человековедческая компетентность менеджера» | на одного слушателя | |
Итого: | |||
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Зачет |
ИМИДЖ-ТРЕНИНГ
проф. B.H. Футин
ВВЕДЕНИЕ
Менеджеры и имиджмейкеры должны обладать высокой психологической культурой – неотъемлемой частью общей культуры человека. Эффективность управления в немалой степени зависит от умения продуктивно построить межличностные коммуникации, владения вербальными и невербальными средствами общения, видами и техниками слушания, спецификой делового общения, методиками установления контакта с партнерами, приемами управления конфликтами, принятия оптимальных решений, активизации деятельности, снятия стрессов, создания своего неповторимого облика. Овладеть на технологическом уровне этими умениями с помощью современных методик обучения можно на занятиях по предлагаемой программе.
ТЕМА 1. Моделирующий тренинг в форме «мозгового штурма» «проектирование идеального имиджа»
Лекционное сообщение – 1 час.
Мозговой штурм – 3 часа.
Понятие имиджа. Ментальный, индивидуальный, профессиональный имидж. Имидж в ракурсе жизненной перспективы. Содержание тактического имиджа. Имиджирование: путь к успеху. Имидж-коммуникации. Имидж в развитии карьеры. Имидж как средство решения личностных проблем. Типология имиджа: спонтанный, развиваемый, деформированный, эталонный имидж. Основные приемы, формирующие привлекательный имидж в процессе общения: аттракция, импонирование, гармоника, гармония. Основные виды имидж-технологии: телесноориентированное (ситуативное) имиджирование; личностно-центрированное (глубинное) имиджирование. Особенности разработки идеального имиджа в процессе «мозгового штурма».
ТЕМА 2. Коммуникативно-ролевой тренинг «развитие межличностных отношений с деловыми партнёрами. Рефлексивное управление деловыми отношениями»
Лекционное сообщение – 1 час.
Коммуникативно-ролевой тренинг – 3 часа.
Модели межличностных отношений. Специфика деловых отношений. Приёмы рефлексивного управления в сфере коммуникаций. Овладение методикой контактного взаимодействия. Особенности развития межличностных отношений и рефлексивного управления деловыми отношениями в процессе тренинга. Условия эффективного проведения коммуникативно-ролевого тренинга.
ТЕМА 3. Социально-психологический тренинг «разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в деловом общении»
Лекционное сообщение – 1 час.
Социально-психологический тренинг – 3 часа.
Основные понятия и виды конфликтов; межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные конфликты, причины их возникновения, методы разрешения; вербальные и невербальные средства коммуникации и тактика их использования в конфликтном взаимодействии; позиционный анализ как средство изучения ситуации конфликта; стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации. Особенности развития умений управления конфликтными ситуациями в процессе тренинга.
ТЕМА 4.Операционный тренинг «эффективное участие клиента в деловых переговорах»
Лекционное сообщение – 1 час.
Операционный тренинг – 3 часа.
Понятие деловых переговоров. Планирование, организация и проведение переговоров. Особенности ведения переговоров по телефону. Специфика развития переговорных умений в процессе операционного тренинга. Условия эффективного проведения операционного тренинга.
ТЕМА 5. Рефлексивно-ролевой тренинг «разработка индивидуального стиля поведения, соответствующего новому имиджу»
Лекционное сообщение – 1 час.
Инновационно-рефлексивный тренинг – 3 часа.
Разработка поведенческих стереотипов; выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройка системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал человека; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Условия эффективного рефлексивно-ролевого тренинга.
ТЕМА 6. Тренинг коммуникативной компетентности «воздействие в деловом общении. Манипуляции в межличностной коммуникации и методы их нейтрализации»
Лекционное сообщение – 1 час.
Тренинг управленческой компетентности – 3 часа.
Психология делового общения. Диагностика психологических трудностей общения. Особенности воздействия в деловом общении. Продуктивное и непродуктивное воздействие. Психологические барьеры и способы их преодоления. Методы психологического воздействия в типичных ситуациях. Манипулятивные психологические игры и приёмы их нейтрализации. Особенности развития коммуникативной компетентности в процессе тренинга. Условия его успешного проведения.
ТЕМА 7. Имидж-тренинг «психология успеха в деятельности и общении»
Лекционное сообщение – 1 час.
Имидж-тренинг – 3 часа.
Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения имидж-тренинга. Имидж успешного человека. Технология имиджирования. Методы арттерапии в имиджелогии: развитие адаптивности, социальной активности, психологической пластичности, коммуникативности, гармоничности. Психокоррекционная работа: изменение визуального (создание привлекательной внешности) и психологического (коррекция психоэмоциональных состояний, их гармонизация с новым имиджем, социальным статусом и нормативным ролевым поведением, разрешение внутриролевых конфликтов, снятие психологических комплексов и барьеров) компонентов личности. Усиление саморегуляции, приведение её в соответствие с формируемыми психоэмоциональными состояниями, гармонизация «Я-концепции», выстраивание позитивных межличностных отношений с окружающими. Визуальные и коммуникативные, вербальные и невербальные методы самопрезентации. Приёмы психологической защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Механизмы успеха и неудачи. Гармонизация делового и личностного имиджа – эффективный путь к профессиональному успеху.
ТЕМА 8. Психотренинг «психотехнологии управления собой и управления другими людьми».
Лекционное сообщение – 1 час.
Психотренинг – 3 часа.
Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения психотренинга – эффективной технологии преодоления неуверенности в себе, неудовлетворённости своими успехами и достижениями, разрешения внутриличностных конфликтов, повышения психоэмоциональной устойчивости, развития психологической защиты, эффективности самоуправления и управления другими людьми. Пути преодоления жизненных кризисов, апатии, беспокойства и неуверенности в себе. Методы субъектно-личностного, духовно-нравственного и профессионального саморазвития. Виды самовоздействия на психофизическую, эмоциональную и ментальную сферы. Пути управления психическим состоянием: техники мышечного расслабления, саморегуляция эмоциональной сферы, саморефлексия мыслительной сферы, продуктивное мышление. Основные методы саморегуляции: аутотренинг, медитация, самопрограммирование. Методы психологической защиты. Особенности овладения приёмами управления собой и другими людьми в процессе психотренинга. Условия успешного проведения психотренинга.
«НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ» – ТРЕНИНГ
ст. препод. Е. Башмакова
1. 1. Понятие «общение». Качества личности, проявляющиеся в эффективном общении: доброжелательность, открытость, эмпатия, аутентичность, принятие мыслей и чувств, инициативность.
2. 2. Невербальная сторона общения. Эффект первого впечатления. Выбор дистанции, позы, выражения лица в зависимости от целей общения. Интонация как наименее управляемый источник невербальной информации. Мини-тренинг «На приёме у значимого лица».
3. 3. Вербальная сторона общения. Процессы слушания и говорения.
Виды слушания: пассивное, нерефлексивное, активное, рефлексивное, эмпатическое. Барьеры слушания. Искажение информации при передачи её через «третьих» лиц.
Мини-тренинг «Пассивное слушание». Условия эффективного пассивного слушания.
4. 4. Техника перефраз как базовая в процессе активного слушания. Тренировка в технике перефраз.
5. 5. Техника принятия группового решения. Мини-тренинг на решение групповой задачи.
6. 6. Понятие «позиция общения». Позиция «Доминирования над собеседником» как создающая барьеры общения. Барьеры общения. Позиция «Подстройка под собеседника с нижней позиции» как проявление инфантилизма.
Позиция оптимальная для делового общения, информационного обмена и принятия решений.
7. 7. Трансляция чувств в процессе общения и умение заявить о своей проблеме. Открытость и ясность в общении. Техника «Я-сообщения». Мини-тренинг.
8. 8. Наиболее «тонкая» техника активного слушания, приносящая удовлетворение собеседнику – отзеркаливание. Отличие техники отзеркаливания от техники перефраз. Мини-тренинг «Техника отзеркаливания».
9. 9. Искусство задавания вопросов.
Виды вопросов: «открытые» и «закрытые».
Классификация открытых вопросов: уточняющие, проясняющие, переадресованные и т.п. Ситуации, в которых используется тот или иной тип вопросов. Особенности оценочных и директивных вопросов.
10. 10. Отражение агрессии собеседника как техника активного слушания. Семишаговая модель отражения агрессии. Мини-тренинг «Отражение агрессии собеседника».
11. 11. Конфликтное и бесконфликтное взаимодействие. Мини-тренинг разыгрывания насущных конфликтных ситуаций (по заявкам участников занятия).
12. 12. Возможности использования тела и дыхания для более эффективного общения.