Роль новатора в развитии инновационного цикла
Причиной динамических изменений согласно модели Шумпетера является вторжение новатора, который, как предприниматель, отвлекает факторы производства от существующих каналов, открывает начало новой динамической фазе благодаря активности в инновационной деятельности. Создаются новые ценности – происходит технический прогресс в средствах производства.
Новатор-предприниматель нуждается в финансовых ресурсах на осуществление нововведений. Кредит предоставляют банки – в результате происходит перераспределение финансовых потоков и ресурсов.
Новатор-предприниматель выходит на рынок и нарушает равновесные соотношения цены, издержек и дохода. Инвестирование выступает как часть инновационной деятельности.
Нововведения представляют собой основу конкуренции нового типа, в отличие от ценовой конкуренции Шумпетер назвал ее эффективной конкуренцией. Продуктовые нововведения создают временную монополию нового товара или эффективную монополию, которая является естественным элементов развития, следовательно, появилась возможность преодоления кризиса в промышленности за счет инновационного обновления через научно-технические, технологические, организационные и управленческие нововведения.
Список литературы:
1. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). – М: Политиздат, 1989.
2. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие/под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э.Миндели. – СПб.: Наука,1997.
3. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. /Под редакцией Л.М. Гохберга - М.: Центр исследований и статистики науки, 1996., с. 30-31)
4. Г. Р. Нив., Пространство доктора Деминга: Пер. с англ. - М.: МГИЭТ(ТУ), 1996г. - 344 с.
5. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, 401 с.
Лекция 3. Понятие и функции инновационного процесса
Инновационные процесс – процесс реализации инноваций, связанный с освоением и распространением инновации.
Различают 3 формы инновационного процесса:
1. Простой, внутриорганизационный инновационный процесс (натуральный). Данный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной организации. Инновационные процесс не принимает товарной формы.
2. Межорганизационный инновационный процесс. В данном случае новшество выступает как предмет купли-продажи. Данный инновационный процесс предполагает отделение функции производителя новшества от потребителя.
3. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, нарушается монополия производителя – пионера.
В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум 2 хозяйствующих субъекта – производитель (создатель новшества) и потребитель.
Инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1. Создание новшества и его внедрение –последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ и организации коммерческого производства.
2. Диффузия –процесс, посредством которого нововведение передается членам коммуникационной системы во времени (распространение уже однажды использованной инновации в новых условиях и местах применения)
Инновационный процесс имеет циклический характер, можно представить во времени, состоящий из отдельных этапов.
Этапы инновационного процесса
(ФИ) Фундаментальные исследование → (ПИ) прикладные исследование → (Р) разработки → (ПР) проектирование → (С) строительство → (ОС) освоение → (ПП) промышленное производство → (М) маркетинг → (СБ) сбыт
Основные этапы инновационного процесса
Рис.3. Основные этапы инновационного процесса
Задачи и этапы НИОКР
Основными задачами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) являются:
- получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применение;
- теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных нормативов конкурентоспособности товаров;
- практическая реализация новшеств.
Фундаментальные исследования включают теоретические и поисковые исследования.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и создание новых теорий.
К поисковым исследованиям относятся открытие новых принципов создание изделий и технологий, свойств материалов и их соединений, методов менеджмента.
Прикладные исследования направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Они ставят своей целью решение технических проблем, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах (ОКР).
ОКР –завершающая стадия НИОКР, переход от лабораторных условий и эксперементального производства к промышленному производству.
К ОКР относятся:
а) разработка определенной конструкции объекта (конструкторские работы)
б) разработка идей и вариантов нового объекта на уровне чертежей (проектные работы)
в) разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических,
химических, технологических и других процессов с трудовыми в единую систему,
производящую полезный результат( технологические работы).
На стадии ОКР производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР (от 85-90% до 95-97%).
Завершающей стадией НИОКР является освоение промышленного производства нового изделия/26/.
Список литературы:
1. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие/под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э.Миндели. – СПб.: Наука,1997.
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер,2005.-448 с.
3.