V. Проектирование технологии программированного обучения
Программированное обучение – это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как обучающихся, так и педагога или заменяющего его обучающего устройства (программированного учебника, кинотренажера и д.р.). Программированный учебный материал – серия сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, шагов, файлов), преподаваемых в определенной логической последовательности.
В основу научения положена формула
стимул реакция продукт.
Отсюда были сформулированы три закона научения, которые нашли свое проиложение в технологии программированного обучения.
1. Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворенности, то прочность связи нарастает, и наоборот. Это значит, что в процессе обучения должно быть больше положительных эмоций, связанных с познанием нового.
2. Закон упражнений: чем чаще проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее. Следовательно необходимо повторять учебный материал несколько раз.
3. Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы человека в его индивидуальном, специфическом состоянии. Таким образом, процесс обучения должен учитывать индивидуальные особенности обучающегося, например скорость усвоения учебного материала [4].
В основу технологии программированного обучения Б. Скиннером положены два требования:
1) Уйти от контроля за результатами обучения и перейти к самоконтролю;
2) Перевести систему обучения на самообучение обучающихся.
Исходя из этих законов и требований были сформулированы принципы построения обучающих программ:
- информативность – ученику должна быть сообщена новая информация, так как без этого вообще нет никакого обучения;
- дозирование учебного материала – учебная информация подается не сплошным потоком, а отдельными, небольшими дозами – кадрами;
- шаговый технологический процесс – раскрытие и подача учебного материала осуществляется поэтапно;
- операциональность – должна присутствовать активная деятельность обучающихся, связанная с преобразованием полученной информации;
- обратная связь – должна существовать регулярная коррекция действий обучающихся;
- индивидуальный темп и управление обучением – каждый обучающийся осваивает учебную программу в свойственному ему темпе усвоения материала;
- использование технических средств обучения – часть функций педагога целесообразно передать техническим устройством для повышения эффективности управления учебным процессом.
Из этих принципов вытекает структура шага обучающей программы (рисунок 1).
Информационный кадр | Операционный кадр | Кадр обратной связи | Контрольный кадр |
Рисунок 1. Структура шага обучающей программы
Информационный кадр (ИК) – небольшая (не более 2 – 3 фраз) доза учебной информации.
Операционный кадр (ОК) – задание на преобразование информации (задача, вопрос).
Кадр обратной связи (ОС) – коррекция возможных ошибок обучающегося при выполнении преобразования информации.
Контрольный кадр (КК) – контрольный тест на понимание и усвоение учебной информации.
Шаг обучающей программы включает в себя все четыре кадра обучающей программы:
ИК + ОК + ОС + КК. Любая программа состоит из нескольких шагов.
Различают три основных вида обучающих программы:
- линейная;
- разветвленная;
- смешанная.
Линейная программа (автор – В.Скиннер):
ИК11 ОК11 ОС11 ОК12 ОС12 ИК21 ОК21 ОС21.
Достоинство линейных программ – простота создания, доступность исполнения.
Недостатки – мелкое дробление учебного материала, обязательное выполнение кадров программы, отсутствие возврата программы.
Линейные обучающие программы обеспечивают усвоение до 95% учебного материала, но требуют больших затрат труда и времени на обучение.
Линейная программа, в понимании Б. Скиннера, характеризуется следующими особенностями:
1. Дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые обучающиеся преодолевают относительно легко, «шаг за шагом».
2. Вопросы или задания, содержащиеся в рамках отдельной программы, не могут быть очень трудными, с тем, чтобы обучающиеся не потеряли интереса к работе.
3. Обучающиеся сами дают ответы на вопросы и восполняют пробелы в знаниях, привлекая для этого необходимую информацию.
4. В ходе обучения обучающиеся проходят по очереди все шаги программы, но каждый делает это в удобном ему темпе.
5. Число указаний в начале программы, облегчающих получение ответа, постепенно уменьшается.
6. Во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких шагах программы [4].
Разветвленная программа (автор – Н. Краудер).
Кадры построены по избирательному принципу, т.е. ученик должен выбрать один из предложенных ему ответов. В зависимости от выбранного ответа программа разветвляется [2]:
ИК1 ОК11 ОС11 ...ОК15 ...ИК2...
Достоинства: относительно крупное дробление учебного материала, необязательное выполнение всех кадров, возможность возврата к пройденным кадром, дифференциация продвижения обучающегося по программе в зависимости от степени выполнения программы.
Недостаток: сложность создания.
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбрать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям, гипертекстам и т.п. [1].
Смешанные (комбинированные) программы представляют различные сочетания линейных, разветвленных и адаптивных программ.
Существуют разные оценки этого вида педагогической технологии.
Рассмотрим три из них.
1. Программированное обучение реализуется со времен Я.А. Коменского: разделение учебного материала на разделы, темы, параграфы и прочее есть не что иное, как программированное обучение.
2. Программированное обучение является системой научной организации труда педагогов и обучающихся и педагогической системой призванной заменить традиционное обучение..
3. Программированное обучение – это кибернетическая дидактика, новый метод обучения, особый вид самостоятельной работы.
Как разновидность программированного возникают блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, представляющей обучающимся возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач.
Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, обеспечивающие усвоение определенной учебной темы: информационный – тестово – информационный (проверка усвоенного) – коррекционно – информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение) – проблемный (решение задач на основе полученных знаний) – блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы предполагает повторение данной последовательности.
Модульное обучение обычно рассматривается как усвоение учебного материала или процедур в виде законченных единиц. Сущность его заключается в том, что обучающийся самостоятельно или под руководством педагога работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой. Функции педагога работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой. Функции педагога варьируются от информационно – контролирующей до консультационной. Используется в профессиональном обучении.
Модульная технология обучения – это дидактическая система, представляющая собой совокупность форм и способов организации и управления учебным процессом с высоким уровнем самостоятельности обучающихся на основе планомерно-поэтапного освоения функциональных единиц профессиональной деятельности.
К преимуществам данной технологии обучения относятся:
- обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между модулями;
- системный подход к построению курса и определению его содержания.
- эффективный контроль за усвоением знаний обучающихся
- гибкость структуры модульного построения курса
- выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;
- быстрая дифференциация обучающихся, различаются усредненные группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый студент курса;
- резко упрощается отбор кандидатов в аспиранты, исключается продолжение не очень способных, но активных студентов;
- при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.
Модульная технология обучения осуществляется на основе как общих, так и специфических принципов, реализующих цели, содержание и методику организации модульного обучения. К ним относятся:
1. Принцип модульности, определяющий модульный подход. К обучению, выражающейся через содержания, организационные формы и методы обучения. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.
2. Принцип осознанной перспективы, подразумевающий понимание и осознание целей обучения, которые выступают в качестве значимых результатов, так как осознание деятельности формирует положительную мотивацию учения, развивает познавательные интересы. В качестве значимых результатов выступают конкретные трудовые операции, приемы и действия определенной профессиональной деятельности, вследствие чего обучающийся получает представление о своей будущей профессии.
3. Принцип разносторонности консультирования, требующий профессионализма в организации познавательной деятельности преподавателя. В модулях должны предлагаться различные методы и пути изложения и усвоения содержания обучения, которые педагог и обучающийся могут выбирать свободно либо конструировать самостоятельно
4. Принцип динамичности, обеспечивающий свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа. При этом модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемыми.
5. Принцип гибкости, вариативности в модульном построении учебного процесса, позволяющий реагировать на изменение требований производства путем изменения набора учебных элементов, структуры и последовательности изучения модулей.
6. Принцип паритетности в обучении, предполагающий субъективные отношения, определяющие условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения и обеспечивающие возможность самостоятельного уровня.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению. Разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов, далее организуются обучение, проверка – текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка – обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.
Контрольные вопросы.
1. Перечислите принципы программированного обучения. Что отличает их от традиционных принципов обучения?
2. Какое психологическое направление лежит в основе технологии программированного обучения?
3. Какова структура обучающей программы?