Препод.доп образования
Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.
Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.
Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Как мы видим обязанности педагога дополнительного образования довольно обширные. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.
4.Технология пректированной деятельности педагога.сущность структура основные этапы пед.проектирования.особенности проектированной деятельности учителя предменика.Анализ к различным подходам планирования предмета.
ПД-предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога.Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций (Закон, устав, концепция, план).
Концептуальную основу технологии проектирования учебного процесса составляет следующая система положений:
а) основополагающим этапом организации учебного процесса является проектирование;б) учитель - творческий субъект проектировочной деятельности;в) проектирование учебного процесса - инновационный компонент профессиональной деятельности учителя, нуждающийся в концептуально-методологическом и инструментальном обеспечении;г) проектирование учебного процесса реализует его параметрическую модель;д) параметрами учебного процесса являются: целеобразование, дозирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся, логическая структура учебного процесса, оперативная коррекция результатов обучения;е) проектирование учебного процесса осуществляется с безусловным соблюдением норм права и морали, а также психологических, физиологических и прочих норм, предъявляемых к учебно-познавательной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителей, преподавателей;ж) проектирование учебного процесса - деятельность многоэтапная, допускающая интеграционное улучшение результатов.
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:
I этап - моделирование; это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
II этап - проектирование; дальнейшая разработка созданной моделн и доведение ее до уровня практического использования.
III этап - конструирование. это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Учитель предметник
Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций. На первой стадии, при определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности. Цели должны обозначаться предельно конкретно, в соответствии с темой и в зависимости от типа урока, имея в виду при этом воспитательную цель, пронизывающую систему уроков. Все это необходимо для обеспечения целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. После определения общих целей урока эти цели подразделяются на частные, т.е. на цели отдельных учебных ситуаций. На второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера. На этом же этапе учитель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и на мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности школьника. Это поможет ему избежать действия факторов, вызывающих негативное отношение к учению (монотонность, стереотипность, шаблонность и т.п.); предусмотреть возможность использования специальных приемов работы в условиях недостатка времени на уроке (цейтнота), средств эмоционального воздействия, не изменяющих стиля общения и характера требований; применения средств, усиливающих воспитательный потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения.
На третьей стадии доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Так, в частности, важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учащихся и предупреждение его отвлечения; создание психологического настроя учащихся и передачу им своего положительного отношения к материалу; возбуждение активной самостоятельной мысли; разъяснение учащимся трудного и непонятного; логически правильное, краткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных и наглядных пособий
Различные подходы к планированию урока
1) Дифференциированный. подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, а также с разными индивидуально-ориентированными образовательными потребностями.
2) Творческий. Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном. Планирование урока предоставляет каждому учителю возможность проявить свои творческие способности и умения. Компьютер это мощное средство при подготовке к красочному и интересному уроку. Компьютерные технологии и Интернет позволяют значительно улучшить «демонстрационный материал».
Деятельностный подход
Включает в предметно- практическую деятельность, вызывающую затруднения, с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи. Побуждает детей к самостоятельному формулированию учебной задачи. Побуждает детей к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам: доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Называет тему следующего урока (этапа обучения) или просит учащихся определить ее самостоятельно.
Технология диагностической деятельности педагога.Особенности пед диагностики её функции и виды.Психолого-пед методики диагностики и прогнозирования.Инструментарий пед диагностики:методы приёмы ср-ва условия их выбора и применения.Использования рез-ов пед.диагностики в образ. процессе.
Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее только констатирует результаты, не объясняя их происхождения. В то время как диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую и воспитывающую. Первая состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учащихся. В качестве предмета педагогической диагностики выступают три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся); результаты обучения и воспитания в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности. Иными словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат уровень знаний учащихся, степень социального и психического развития, что соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
. Виды педагогической диагностики :
1. Предварительная , заключающаяся в определении уровня подготовки, обученности и воспитанности военнослужащих. Определение рекомендаций и принятие решений по пригодности к службе, обучению, тому или иному виду военно-профессиональной деятельности объекта диагностики.
2. Оперативная , предполагающая оперативное определение, выявление педагогически значимых характеристик объектов диагностики для экстренного принятия решений, определения воспитательных мер, коррекции педагогических воздействий.
3. Контрольная, включающая целенаправленную проверку хода военно-педагогического процесса, выявление результативности процессов обучения, воспитания военнослужащих, при этом уточняются известные характеристики военнослужащих, динамика их развития, определяется их актуальное состояние специально назначенными для контроля (проверки) должностными лицами. Цель – уточнение информации о состоянии военно-педагогического процесса, уровне подготовки военнослужащих
Психолого-педагогическая диагностика располагает своим кругом методов, т. е. способов изучения личности. К ним относятся общенаучные (наблюдение), психодиагностические (опросники, тесты), педагогические (анализ школьной документации, изучение результатов деятельности школьников).
прогнозирование является актуальной психолого-педагогической проблемой. Прогнозирование, разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса. Прогностические исследования процесса воспитания необходимы на всех ступенях обучения школьников.
Типовая методика прогнозирования включает следующие этапы: 1) предпрогнозная ориентация (определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры, организации исследования); 2) сбор данных прогнозного фона (т.е. влияющих на развитие объекта по непрофильным, смежным отраслям прогнозирования); 3) построение исходной (базовой) модели (т.е. системы показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта); 4) поисковый прогноз (проекция в будущее исходной модели по наблюдаемой тенденции с учетом факторов прогнозного фона; цель - выявление подлежащих решению перспективных проблем); 5) нормативный прогноз (проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям); 6) оценка степени достоверности и уточнение прогностических моделей; 7) выработка рекомендаций.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания, с помощью которых он осуществляет формирование предусмотренных в целях воспитания личностных свойств и качеств человека. У каждого педагога складывается свое субъективное представление о них в зависимости от конкретных целей и задач педагогического взаимодействия с воспитуемыми.
Систематическое наблюдение за своими воспитанниками – это уже диагностическая деятельность,. При этом для обсуждения принципиальных вопросов, пользуются другим инструментарием: тесты, анкеты, беседы и др. В диагностической деятельности я могу выделить следующие аспекты: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретация, доведение до сведения обучающихся результатов диагностики, контроль за воздействием на обучающихся различных диагностических методов. Главными принципами диагностирования педагогическая наука называет систематичность, объективность и наглядность. Методы воспитания(лекция, рассказ, объяснение), раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействия. Педагогические методы воспитания предполагают воздействие на сознание ребенка. В основу их классификации Ю.К.Бабанским положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе: методы формирования и коррекции сознания личности воспитуемого, методы организации воспитательной деятельности и методы ее стимулирования. В то же время что отмечается опытными педагогами и замечено мной, что очень эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы – психологической. Действие этих методов направлено на подсознание воспитуемого. Наиболее эффективными из них являются методы:
· невербального воздействия, средствами которого выступают мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса и др.;
· эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение, нравственное поучение и др.);
· рационального воздействия (основное средство - внушение). Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование. С помощью несложных заданий педагогу (и мне в том числе) удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его обработке и получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Результаты педагогической диагностики используются для планирования и оперативной корректировки плана работы с классом, для снятия проблем, возникающих в классе, индивидуальных, а при необходимости и классных бесед с родителями.
6.Проблема целеполагания в образовательном процессе.
Педагогическая д-ть педагога в основе своей носит плановый х-р и поэтому требует от него умения четко и ясно ставить и формулировать цели этой д-ти.
Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя и др.
В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нём функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.
Целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только ученика, но и учителя, а также всей школы, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.
Возможны следующие группы целей учеников:
личностные цели -осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;
предметные цели -формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;
креативные цели– составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;
когнитивные цели -познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;
оргдеятельностные цели -овладение навыками самоорганизации учебной деятельности ;умением ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий
Таксономия целей - классификация и систематизация целей, которая на основе их взаимосвязи использует описание объектов категории, расположенные последовательно по нарастающей сложности.
В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:
- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
- применение;
- анализ (взаимосвязей, принципов построения);
- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
Целеполагающая деятельность классного руководителя— это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органичное единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной и эмоционально-потребностной сферы. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом как современных социальных условий в стране, так и типа школы, класса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, возможностей и профессионализма педагога. При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности. Цель воспитания конкретизируется путем постановки воспитательных задач, например, какое мировоззрение, способности, качества будут развиты, какими умениями, навыками и знаниями (теориями, фактами, понятиями, лексическими единицами, системами, структурами, правилами, нормами) в случае учителя- предметника овладеет учащийся. Формулировка воспитательных задач педагогом должна быть четкой и ясной, так как ею обусловливается отбор содержания и соответствующих видов и форм деятельности учащихся
7.Педагогическая ситуация и педагогическая задача в структуре д-ти учителя.
Пед.д-ть в повседневной,практической жизни состоит из множества пед. ситуаций. Пед.ситуация- это реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отн-ий и взаимо-ний среди учащихся, к-ую нужно педагогу при принятия решения о способе воздействия на них. Любую пед.ситуацию учитель должен уметь реализовать чтобы вычленить пед.задачи,к-ые нужно будет решать в собственной проф. Д-ти.В любой пед.ситуации важно чтобы учитель мог управлять этой ситуацией. При этом необходимо уметь вставать на позицию ученика, принять эту позицию, постараться понять как ученик рассматривает данную пед.ситуацию , чтобы принять правильное решение
Виды пед.ситуаций:
1)ситуации д-ти – возникающие по поводу выполнения учащимися учебных задаий, по поводу успеваемости или внеучебной д-ти
2) ситуации поведения- связанные с нарушением учащиммися правил поведения в школе/вне школы
3) ситуация отн-ий – возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учщихся и учтелей, в сфере их общения в процессе пед.д-ти
На основе анализа ситуации учитель должен сформулировать проф. Пед. задачи
Термин «задача» имеет неск. значений : 1. Задача- поставленная цель.к-ую нужно достичь. 2. Задача- поручение или задание 3. Задача- вопрос требующий решения на основе опред. Знаний
Пед. задача – 1)система представляющая собой основную единицупед. процесса 2) осмысленная пед. ситуация с привесенной в нее целью всвязи с необходимостью преобразования учебной д-ти
виды пед.задач :
- по временному признаку
1. Стратегические – своеобразные сверхзадачи,к-ые задаются исходя из объективных потребностей общественного развития
Ех: формулировка базовой культуры личности
Стратегич.задачи с точки зрения решения наиболее длительные по времени
2. Тактические- это задачи относящиеся к тому или иному этапу решения стратегич. Задач
Ех: формулировка высокого уровня воспитанности
3. Текущие – задачи ,к-ые педагог решает повседневно
- по целям д-ти
1) Дидактические- связанные с решением учебных задач
2) Воспитательные – связанные процессом воспитания
Возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое.
Этапы решения педагогических задач: 1постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2 конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3 процесс решения педагогической задачи; 4 анализ результатов решения педагогической задачи. 5 Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса – педагогов и обучающ ихся.