Паспорт проекта «экологический календарь»
Структура паспорта данного проекта соответствует «Паспорту исследовательского проекта», предложенному В.С. Рохловым, доцентом кафедры методики преподавания биологии МИОО (Института открытого образования г. Москва)[3]
1. Название проекта: «Экологический календарь»
2. Цели проекта: реализация учебной программы по предмету Технология, 5 кл. (Модуля II программы «Введение в исследовательскую, опытническую и проектную деятельность»); повышение познавательного интереса учащихся к учебной деятельности, включение учащихся в активную деятельность, позволяющую осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов и оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками; развитие коммуникативных способностей, умений ориентироваться в информационно- насыщенной среде.
3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников): ГБОУ школа №294 Центрального района Санкт-Петербурга, учащиеся 5а, 5б классов.
4. Научный руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень): Пчелкина Л.Ю., учитель технологии, биологии, педагог-психолог; педагогический стаж 15 лет, 1 кв. категория.
5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень). Нет.
6. Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проекте деятельности: творческий, информационно-поисковый.
6.2. По предметно-содержательной области: экологический, естественнонаучный
6.3. По характеру координации проекта: со скрытой координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников проекта: групповой (малогрупповой, группы от 2 до 5 чел).
6.5. По широте охвата содержания: межпредметный (технология, экология, природоведение, биология, география, окружающий мир, русский язык, ИЗО).
6.6. По времени проведения: среднепродолжительный (реализация в течение одного месяца).
6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках параллели 5х классов.
7. Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект:естествознание.
8. Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: технология.
9. Методы, использованные в работе над проектом:
-традиционные: самостоятельная работа с различными источниками (интернет-ресурсы, научно-популярные журналы и др.): сбор, анализ и обобщение информации; метод работы в малых группах.
-инновационные: метод самопрезентации; рефлексия.
10. Форма представления проекта: представление на уроке (показ, сопровождаемый кратким рассказом) стенгазеты (листа календаря) и электронная презентации (выполненной в программе MS Power Point).
11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы.
12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, Интернет (сайты).
13. Словарь исследователя (понятийный аппарат):технология, проект, экология, экологические проблемы, экологические катастрофы, международные экологические организации, экологические мероприятия и др.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
I этап: Подготовительный (мотивационный). Важнейшей задачей учителя, определяющей исход всего проекта является, мотивация учащихся к данному виду деятельности. Важно показать глобальность проблемы экологической безопасности в мировом масштабе и значимость каждого жителя Земли в ее решении, и нацелить учащихся на самостоятельное исследование экологических проблем современности через изучение конкретных дат экологического календаря. Пятиклассники обычно не имеют опыта участия в проектной деятельности и данный проект является одним из первых. Поэтому обучение проектной деятельности идет по определенному алгоритму: актуализация знаний — выявление интересов - поддержка инициативы — четкая пошаговая инструкция выполнения и ясный конечный результат. Вначале учитель активизирует имеющиеся знания учащихся по экологии. Что возможно различными методами (беседа, проблемный опрос). Также знакомит с некоторыми датами экологического календаря (Приложение 1) и предлагает учащимся задание — выбрать ту дату, которая их заинтересовала. В соответствии со своими предпочтениями учащимся в дальнейшем предстоит объединиться в творческие группы для работы по проекту. Дети могут предлагать и другие даты, поэтому на данном этапе важно поддерживать инициативность ребят. Учителю необходимо проинструктировать учащихся о путях поиска информации и представить образ конечного результата — цель проекта - — каждая творческая группа должна оформить на ватмане в форме стенгазенты один лист экологического календаря с той датой, которую они выберут самостоятельно, и создать электронную презентацию в программе MS Power Point.
II этап:Планирование (планирующе-подготовительный). На данном этапе учитель вначале обсуждает с учащимися общий вид конечного продукта (листа экологического календаря) и учащиеся в процессе обсуждения определяют общее оформление и содержание своих творческих работ, вырабатывают план действий. В обязательном порядке с учащимися при обсуждении возможных источников информации учитель еще раз напоминает правила безопасного поведения в пространстве интернета. Учитель может порекомендовать общепризнанные и безопасные сайты, с которых учащиеся могут начать свой поиск необходимой информации (Википедия, сайт Центра экологической информации и культуры). Важно с учащимися определить способы сбора информации и напомнить элементы ее анализа. Также учащиеся должны совместно выработать критерии оценки результатов проектов, распределить задачи между членами внутри рабочих групп.
III этап: Исследование (информационно-операционный). На данном этапе происходит отбор и уточнение информации внутри творческих групп. Ребят можно познакомить с методом «мозговой штурм» для генерации различных идей, провести обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Когда макет страницы будет утвержден всеми участниками творческой группы, его реализуют на ватмане в любой технике изобразительного искусства. Далее учащиеся продумывают текст выступления и создают электронную презентацию в программе MS Power Point.
V этап: Представление (защита) проекта и оценка его результатов (рефлексивно-оценочный). На заключительном этапе проекта учащиеся представляют проект и участвуют в его коллективном самоанализе (достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого) (Приложение 2).
Приложение 1.
Некоторые даты экологического календаря
11 января - Всемирный день заповедников
19 февраля - Всемирный День кита
20 марта - День Земли
15 апреля - День экологических знаний
22 мая - Международный день сохранения биологического разнообразия
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
Приложение 2.
Фото стенгазент