Экологический паспорт транспортного предприятия

Документом, комплексно характеризующим состояние природоохранных работ на транспортном предприятии, является экологический паспорт. Этот документ составляется в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04 – 90 "Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения". Паспорт разрабатывается на основе анализа и обобщения результатов деятельности предприятия и включает в себя следующие разделы:

· титульный лист;

· общие сведения о предприятии и его реквизиты (указываются основные виды деятельности, производства-загрязнители; приводятся все источники выделения загрязнений и точки их контроля); краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (метеорологические параметры, коэффициенты рассеивания и фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере данного региона, коэффициент рельефа местности, согласно данным органов Росгидромета или комитетов по экологии и природопользованию);

· сведения об использовании земельных ресурсов (отвод земель под здания и сооружения, вспомогательное производство, административно-сбытовой корпус, площадки под размещение отходов, озелененные территории и др.);

· характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов (расход видов ресурсов на выполнение перевозочного процесса и поддержание исправного технического состояния подвижного состава, определяемый с помощью балансовой схемы материальных потоков, статистической отчетности и инвентаризации);

· характеристика выбросов в атмосферу (приводятся нормативы ПДВ и фактические значения для каждого загрязняющего вещества);

· характеристика водопотребления и водоотведения (сведения включают общие и удельные показатели потребления и стока воды; данные о составе и свойствах сточной воды, параметры очистных сооружений и водооборотных систем; прилагается балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием расхода и потери воды на каждом производственном участке);

· характеристика отходов (указываются требования к размещению отходов, нормативы и фактические объемы, а также токсические свойства);
сведения о транспорте предприятия (приводится количественный состав транспортных средств, общий пробег подвижного состава, удельные выбросы основных загрязняющих веществ, а также суммарный годовой выброс);

· сведения об эколого-экономической деятельности предприятия (лимиты на использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, нормативы платы и размеры экологических платежей, налоговые льготы за внедрение "чистых технологий" и др.).

В экологический паспорт помещают карту-схему предприятия, на которую наносят источники загрязнения атмосферы, водных объектов, места складирования отходов, водозаборов, границы санитарно-защитной зоны.

Экологический паспорт разрабатывается транспортным предприятием и утверждается его руководителем. Сведения, изложенные в паспорте, используются для контроля деятельности предприятия вышестоящими экологическими органами. Один экземпляр паспорта хранится на предприятии, второй – в региональном комитете по экологии и природопользованию. При изменении технологии, состава оборудования и водного баланса предприятия в экологический паспорт вносятся соответствующие коррективы.

Ведомственный экологический контроль на транспорте осуществляет Минтранс России. В его составе создана Российская транспортная инспекция (РТИ), включающая в себя подразделения экологического контроля, которые следят за экологическим состоянием подвижного состава предприятий и организаций транспорта, водных путей и дорог. РТИ осуществляет инспекционный контроль международных автомобильных перевозок, проверки в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств с целью соблюдения требований Международных договоров РФ, инспектирование и лицензирование деятельности по пассажирским и грузовым перевозкам, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств на коммерческой основе, строительству и содержанию автодорог, реализации нефтепродуктов и оперативный контроль их качества.

Созданы стационарные посты инспекции автогрузового контроля на всех магистралях, связывающих Россию с зарубежными странами, а также на въездах в города республиканского, краевого, областного подчинения, где ведут проверку технического состояния автомобильного транспорта по 24 позициям, что позволяет выявлять большое количество экологических правонарушений и предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Отделения Ространсинспекции оснащаются передвижными дорожными лабораториями на базе автофургона "Газель". Такие лаборатории имеют специальные приборы и оснастку (курвиметр, высотомер, дешифратор тахограмм, газоанализатор) и могут определять многие экологические параметры грузовых и легковых автомобилей: осевые нагрузки на дорожное покрытие, габаритные размеры автотранспортных средств, учет пройденного ими пути, скоростной режим и режим труда и отдыха водителя.

Кроме того, приборная оснастка позволяет определять все параметры дорожного полотна при его строительстве и эксплуатации:

- качество применяемых материалов;

- соответствие применяемых технологий ведению дорожных работ;

- линейные размеры реконструируемого дорожного покрытия.

Лаборатория укомплектована системой непрерывного контроля ровности дорожного покрытия и регистрации дефектов на проезжей части, а также элементов инженерного обустройства и средств регулирования дорожного движения.

При оценке качества автомобильных топлив на АЗС передвижные лаборатории позволяют проверить действительное значение октанового числа бензина; кроме того, выявляется соответствие объема отпускаемого бензина показаниям счетчика колонки.

Все выявленные правонарушения, оформляемые актами, обобщаются органами Ространсинспекции, и о них информируются структуры Минтранса России. Внутреннее российское законодательство в настоящее время не приведено в соответствие с международными конвенциями о дорожном движении, и это создает большие трудности в работе РТИ по пресечению экологических правонарушений.

Производственный экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, главного энергетика, главного механика и др.) и производственных подразделений. Главной задачей такого контроля является проверка выполнения планов и оформления документации по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, соблюдения нормативов ПДК, выполнения иных экологических требований.

Общественный экологический контроль проводится в рамках общественных слушаний, собраний, референдумов и т.д.

Наши рекомендации