II. Классификация педагогических технологий

Стремление оптимизировать учебно-воспитательный процесс, осмысление сущности педагогических технологий, новый взгляд на существующие педагогические системы привели к тому, что в настоящее время можно перечислить более сотни различных обучающих, воспитательных, образовательных, педагогических технологий.

Распределить объекты по классам, объединенным в систему и различающихся по определенным признакам, позволяет такая логическая операция, как классификация.

Классификация – это многоступенчатое деление. Каждый из элементов, полученный в процессе этой операции, становится предметом дальнейшего деления.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий В.П. Беспалько, В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Его классификация представлена на рис. 1.

Рассмотрим краткое описание классификационных групп по Г.К. Селевко.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодологические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психологического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой – либо из них, считать его основным.

  Педагогические технологии    
     
1. По уровню применения  
       
  Общепедагогические   Частнопредметные отраслевые   Локальные, модульные узкометодические  
2. По философской основе  
             
  Материализм   Диалектика   Наука   Гуманизм   Антропософия   Прагматизм  
  Идеализм   Метафизика   Природосо-образность   Анти-гуманизм   Теософия   Экзистенциа-лизм  
3. По ведущему фактору психического развития  
         
  Биогенные   Социогенные   Психогенные   Идеалистические  
         
4. По концепции усвоения  
               
  Ассоци-ативные – рефлек-торные   Разви-вающие     ..............   Бихевио-ристские     Гештальт - технологии     Суггес-тивные     ............
             
5. По ориентации на личностные структуры  
             
  Информаци-онные – ЗУН   Операцион-ные – СУД   Саморазви-тия – СУМ   Формирова-ния – СЭН   Формирова-ния – СДП   Эвристичес-кие
           
6. По характеру содержания и структуры  
           
  Обучающие   Светские   Общеобразовательные   Гуманистические   Монотехноло-гии Политехнологии Проникающие технологии
  Воспитатель-ные   Религиозные   Профессиональ-ные   Технократичес-кие  
7. По организационным формам  
           
  Классно урочные   Академичес-кие   Индивидуальные   Коллективный способ обучения   Дифференциро-ванное обучение
  Альтернатив-ные   Клубные   Групповые    
                                                                                                       


Продолжение схемы 1.

8. По типу управления познавательной деятельностью  
                 
  Клас-сичес-кое лекции-онное   Обуче-ние с помо-щью ТСО   Система «консу-льтант»   Обуче-ние по книге   Система малых групп   Компью-терное обуче-ние   Система «репети-тор»   Програм-мное управление
               
9. По подходу к обучаемому  
               
  Автори-тарные   Дидакто, - социо, - антропо, - педоцент-рические   Личностно - ориентированные   Гуманно - личностные   Технологии сотрудничества   Свободного воспитания   Эзотеричес-кие
             
10. По преобладающему (доминирующему) методу  
                     
  Догматичес-кие, репродуктив-ные     Объяснитель-но – иллюстратив-ные     Развивающее обучение     Проблемно - поисковые     Творческие    
                     
                     
  Программи-рованное обучение   Диалогичес-кое   Игровые   Саморазви-вающее обучение   Информа-ционные (компьютер-ные)
 
11. По направлению модернизации существующей традиционной системы  
               
  На основе гуманиза-ции и демокра-тизации отноше-ний   На основе активиза-ции и интенси-фикации деят-ти детей   На основе эффектив-ности организа-ции управления   На основе методичес-кого и дидактич-еского реконстру-ирования материала   Природо-сообразные   Альтерна-тивные   Целостные технологии авторских школ
             
12. По категории обучающихся  
             
  Массовая технология   Продвинуто-го образования   Компенси-рующее   Виктимоло-гические   Технологии работы с трудными   Технологии работы с одаренными
           
                                                                                                             

Рис. 1 классификация педагогических технологий Г.К. Селевко:

ЗУН – знания, умения, навыки; СУД – способы умственных действий; СУМ – самоуправляющие механизмы; СЭН – сфера эстетических и нравственных отношений; СДП – действенно- практическая сфера; ГСО – групповые способы обучения.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна.

Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейтролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально художественные и эмоционально – нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические развитие творческих способностей и прикладные (формирование действенно практической сферы – СДП).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально – ориентированные, гуманитарные и техно-кратические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играет для них роль катализаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогическое, коммуникативное, игровые, творческие и др.

Контрольные вопросы.

1. С какой целью классифицируются педагогические технологии?

2. Какие основания для классификаций предложил Г.К. Селевко?

3. Какие педагогические технологии выделяются по ведущему методу?

4. Как представлены в педагогических технологиях философские и психологические теории?

Наши рекомендации