II. Классификация педагогических технологий
Стремление оптимизировать учебно-воспитательный процесс, осмысление сущности педагогических технологий, новый взгляд на существующие педагогические системы привели к тому, что в настоящее время можно перечислить более сотни различных обучающих, воспитательных, образовательных, педагогических технологий.
Распределить объекты по классам, объединенным в систему и различающихся по определенным признакам, позволяет такая логическая операция, как классификация.
Классификация – это многоступенчатое деление. Каждый из элементов, полученный в процессе этой операции, становится предметом дальнейшего деления.
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий В.П. Беспалько, В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Его классификация представлена на рис. 1.
Рассмотрим краткое описание классификационных групп по Г.К. Селевко.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодологические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психологического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой – либо из них, считать его основным.
Педагогические технологии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. По уровню применения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общепедагогические | Частнопредметные отраслевые | Локальные, модульные узкометодические | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. По философской основе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материализм | Диалектика | Наука | Гуманизм | Антропософия | Прагматизм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идеализм | Метафизика | Природосо-образность | Анти-гуманизм | Теософия | Экзистенциа-лизм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. По ведущему фактору психического развития | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биогенные | Социогенные | Психогенные | Идеалистические | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. По концепции усвоения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ассоци-ативные – рефлек-торные | Разви-вающие | .............. | Бихевио-ристские | Гештальт - технологии | Суггес-тивные | ............ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. По ориентации на личностные структуры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информаци-онные – ЗУН | Операцион-ные – СУД | Саморазви-тия – СУМ | Формирова-ния – СЭН | Формирова-ния – СДП | Эвристичес-кие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. По характеру содержания и структуры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучающие | Светские | Общеобразовательные | Гуманистические | Монотехноло-гии Политехнологии Проникающие технологии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитатель-ные | Религиозные | Профессиональ-ные | Технократичес-кие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. По организационным формам | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классно урочные | Академичес-кие | Индивидуальные | Коллективный способ обучения | Дифференциро-ванное обучение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Альтернатив-ные | Клубные | Групповые | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение схемы 1.
8. По типу управления познавательной деятельностью | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клас-сичес-кое лекции-онное | Обуче-ние с помо-щью ТСО | Система «консу-льтант» | Обуче-ние по книге | Система малых групп | Компью-терное обуче-ние | Система «репети-тор» | Програм-мное управление | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. По подходу к обучаемому | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автори-тарные | Дидакто, - социо, - антропо, - педоцент-рические | Личностно - ориентированные | Гуманно - личностные | Технологии сотрудничества | Свободного воспитания | Эзотеричес-кие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. По преобладающему (доминирующему) методу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Догматичес-кие, репродуктив-ные | Объяснитель-но – иллюстратив-ные | Развивающее обучение | Проблемно - поисковые | Творческие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программи-рованное обучение | Диалогичес-кое | Игровые | Саморазви-вающее обучение | Информа-ционные (компьютер-ные) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. По направлению модернизации существующей традиционной системы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На основе гуманиза-ции и демокра-тизации отноше-ний | На основе активиза-ции и интенси-фикации деят-ти детей | На основе эффектив-ности организа-ции управления | На основе методичес-кого и дидактич-еского реконстру-ирования материала | Природо-сообразные | Альтерна-тивные | Целостные технологии авторских школ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. По категории обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массовая технология | Продвинуто-го образования | Компенси-рующее | Виктимоло-гические | Технологии работы с трудными | Технологии работы с одаренными | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 1 классификация педагогических технологий Г.К. Селевко:
ЗУН – знания, умения, навыки; СУД – способы умственных действий; СУМ – самоуправляющие механизмы; СЭН – сфера эстетических и нравственных отношений; СДП – действенно- практическая сфера; ГСО – групповые способы обучения.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна.
Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейтролингвистического программирования и суггестивные.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально художественные и эмоционально – нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические развитие творческих способностей и прикладные (формирование действенно практической сферы – СДП).
По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально – ориентированные, гуманитарные и техно-кратические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играет для них роль катализаторов, называют проникающими.
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогическое, коммуникативное, игровые, творческие и др.
Контрольные вопросы.
1. С какой целью классифицируются педагогические технологии?
2. Какие основания для классификаций предложил Г.К. Селевко?
3. Какие педагогические технологии выделяются по ведущему методу?
4. Как представлены в педагогических технологиях философские и психологические теории?