Реализация учебного предмета «Технология» с использованием метода проектов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Афанасьев Александр Николаевич. О путях решения проблем образования в рамках предметной области «Технология».

2. Князева Инна Владимировна. Реализация учебного предмета «Технология» с использованием метода проектов.

3. Кондратенко Надежда Николаевна, Семенова Нора Владимировна.Актуальные проблемы образования в рамках предметной области «Технология».

4. Забельская Ольга Анатольевна, Казайкина Оксана Сергеевна. Использование игровых технологий в рамках образовательной области «Технология».

5. Ионина Алла Павловна -Метод проектов на уроках технологии в контексте ФГОС.

6. Волкова Татьяна Михайловна, Васильева Ольга Героевна.Создание иреализация электронного УМК по предмету технология в условиях ФГОС.

7. Ефимова Елена Владимировна.Конкурсная игровая программа как форма защиты творческих проектов.

8. Александрова Жанна Викторовна.Технологическая карта урока – современная форма планирования урока.

9. Кондрашева Тамара Григорьевна.Предмет «Технология» в контексте дополнительного образования.

10. Белова Ирина Петровна. Использование информационных технологий (системы электронного голосования) для реализации требований ФГОС.

11. Гурова Ольга Николаевна. Использование современной кухонной техники на уроках технологии для формирования культуры правильного питания учащихся.

12. Пчелкина Людмила Юрьевна.Реализация межпредметных связей на уроках «Технология» в 5 классе на примере выполнения учебного проекта «Экологический календарь».

13. Огановская Елена Юрьевна. Реализация учебных программ по технологии и профориентации в условиях перехода на ФГОС ООО.

14. Анна Владимировна Сарже.Особенности нового учебно-методического комплекса «Технология. Технология ведения дома» для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений.

15. Михайлов Евгений Андреевич, Иванова Ольга Леонидовна.Влияниетрудовогообучения навыбор профессииобучающихсякоррекционнойшколы VIII вида.

16. Скирда Сергей Сергеевич. Социальные проекты в школе.

17. Суворова Елена Олеговна.Социализация детей через предмет «Технология».

18. Соколова Наталья Александровна, Горшкова Татьяна Николаевна, Иванова Наталья.Актуальные проблемы при взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных школ по профориентации.

19. Дранишникова Татьяна Степановна.Организация творческой проектной деятельности в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

20. Емельянова Елена Викторовна.Преподавание предмета «Технология» в рамках реализации ФГОС, через современные подходы развития творческой активности обучающихся.

21. Поварушкин Виктор Михайлович.Организация учебного процесса в современных условиях, опыт организации и проведения районного этапа Олимпиады по «Технологии».

22. Воробьёва Надежда Николаевна.Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках «Технологии».

23. Нагайченко Наталья Николаевна, Крылова Ирина Вадимовна.Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения ФГОС ООО.

Предмет «Технология»: проблемы и пути их решения

Александр Николаевич Афанасьев

Образование — это то, что остаётся после того,

как забывается всё выученное в школе.

Альберт Эйнштейн

Если еще лет десять тому назад без уроков труда не обходилась ни одна школа, то на сегодняшний день данный предмет многие считают уже «морально устаревшим». И если наличие уроков труда в начальной школе даже не обсуждается, поскольку физическая деятельность тренирует мелкую моторику пальцев, а, как известно, именно эти части тела и передают сигналы в мозг, то есть, посещая такие уроки, ребенок развивается и растет над собой.

Во-вторых, на этих уроках учащиеся решают развивающие задачи, способные тренировать техническое и наглядно-образное мышление, самостоятельность, творческие способности, пространственное воображение, память и даже развитие речи ребёнка.

В-третьих, уроки труда приучают к аккуратности, бережливости и опрятности, что в будущем может также не раз пригодиться. Решение на каждом уроке подобных заданий формирует личность, поэтому вреда от урока труда ребенку уж точно никого не будет.

Сложнее с уроками трудового обучения или Технологии для средних и старших школьников. Введение в 2002 году предмета Технология взамен существовавшего до этого трудового обучения, а также целый ряд объективных и субъективных, в том числе экономических причин, привели к тому, что учебные мастерские сегодня имеются далеко не в каждой школе. А там где имеются, располагают в основном морально и физически устаревшим оборудованием, скудной материально-технической базой и существуют на энтузиазме сохранившихся учителей технологии. И если в большинстве общеобразовательных учреждений кабинеты домоводства укомплектованы необходимым набором оборудования и инвентаря, а также укомплектованы кадрами, то большая часть школьных мастерских были, либо переоборудованы в конце девяностых - начале двухтысячных в кабинеты информатики, малые спортивные залы или складские помещения, либо просто закрыты в виду отсутствия квалифицированных преподавателей. В районах перестали существовать методисты данного предмета, резко сократилось количество и снизилось качество проводимых конкурсов, выставок, олимпиад и предметных мероприятий. Учителям технологии практически нет возможности обмениваться опытом, представлять свои разработки, повышать квалификацию, совместно решать проблемы и преодолевать трудности.

Говоря о проблемах, необходимо заглянуть назад, вспомнить, как развивался данный учебный предмет в нашей стране.

В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В пояснительной записке программы по труду 1927 года цели «политехнического воспитания» и введения технологии в школе формулировались как «изучения основного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространенных производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации». В содержание программ входило переплетное дело, обработка древесины, металла, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т.д.

В 1937 году трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено, но в 1939 году вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практической деятельности. С 1954 года учебный предмет был восстановлен в 1 – 5 классах, а с 1956 года во всех классах общеобразовательной школы. В начальной школе был введен раздел «Ручной труд» - 1 час в неделю, в 5 – 7 классах – практические занятия в учебных мастерских (2 часа в неделю), в 8 -10 классах – практикумы по машиноведению и электротехнике.

В 1958 году в учебный план было введено производственное обучение (12 часов в неделю в 9 – 11 классах), предполагавшее овладение каждым учащимся какой-либо профессией.

Но в 1966 году обязательное производственное обучение было отменено в виду нехватки квалифицированных кадров, необходимой материально-технической базы и сохранилось только в тех школах, где имелись соответствующие условия. В частности в 1974 – 1975 году я, обучаясь в школе № 139, которая тогда находилась на углу пр. Металлистов и Лабораторной улицы (ныне там МЧС), проходил производственную практику на ЛОМО, где старшеклассники получали навыки токарного, слесарного, фрезерного дела, оптического и других производств. Занятия проходили один день в неделю, по 4 часа, а летом, после окончания 9 класса, месяц мы работали на производстве и даже получили свою первую заработную плату.

С 1967 года на трудовое обучение отводилось по 2 часа в неделю в каждом классе. В 1 – 3 классах занятия проводились по единой для всех школ программе: элементы техники и обслуживающего труда. Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, чтобы дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой и учитывать интересы учащихся и их возможность включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. Тогда же появились и межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК). В Калининском районе такой комбинат готовил старшеклассников по многим направлениям: столярное и слесарное дело, автодело, машинопись и другие. Был закрыт несколько лет назад и преобразован в Центр образования № 633.

С середины 80-х годов система Трудового и профессионального обучения были связаны с реализацией школьной реформы. Предполагалась преемственность Технологии в неполной средней школе и профессиональной подготовкой в средних ПТУ и других средних специальных учебных заведениях.

В 1984 году для изучения в старших классах вводится учебный курс «Основы производства. Выбор профессии». (1 час в неделю). В содержание курса входят понятия о научных основах современного производства и ведущих направлениях его интенсификации; общие сведения о научных основах выбора профессии; выполнение доступных экономических расчетов» экскурсии на предприятия, ПТУ и УПК.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться больше внимания использованию Трудового и профессионального обучения для воспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности, экономической подготовке, использованию ЭВМ.

Вспоминая тот период работы в школе в качестве учителя, хочу отметить, что учебные мастерские были доступны и востребованы учащимися практически с раннего утра и до позднего вечера. После уроков и мальчики и девочки имели возможность заниматься в кружках по интересам. Кто-то мастерил изделия для дома (полочки, вешалки, игрушки и т.п.), кто-то занимался моделированием, кто-то выполнял заказы детских дошкольных учреждений. Востребована была и реализация своих изделий на регулярно проводимых ярмарках, а также выполнение коммерческих заказов для кооперативов. Делали учебные пособия, комплектовали развивающие игры и другие заказы. Дети получали оплату за свой труд, учились его ценить.

Был налажен тесный взаимовыгодный контакт с рядом промышленных предприятий, которые поставляли отходы древесины и металла, занимались обслуживанием и наладкой оборудования учебных мастерских, вели профориентационную деятельность.

Каждый год в школе ежегодно организовывались выставки детских работ, на которые приглашались не только учащиеся всех классов, но также учителя и родители. В них принимали участие все ученики с 5 по 7 класс. Выставки пользовались неизменным успехом. Незабываемой гордостью светились глаза мальчишек, чьи работы вызывали одобрение родителей и о них делались хвалебные записи в Книге отзывов.

Многие из моих бывших учеников, получив первичные навыки в школе, почувствовав интерес к трудовой деятельности, творчеству, продолжили после окончания средней школы свое обучение и получили различные рабочие профессии, став профессионалами в своей области. Среди них есть и краснодеревщики, и токари по металлообработке, и мебельщики, и столяры, и даже сварщики. И даже те, кто получил высшее и не обязательно техническое образование, при встрече с удовольствием вспоминают уроки трудового обучения, и говорят о том, как полученные на них навыки им пригодились во взрослой жизни.

Важной составляющей предмета Технология, ранее трудовое обучение, на мой взгляд, является его тесная взаимосвязь с другими научными и учебными дисциплинами. Межпредметные связи Технологии с основами наук раскрывают естественно-научные основы орудий труда и трудовых операций, организационно-экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности; конкретизируют и делают действенными и знания по другим наукам; полнее раскрывают причины явлений объективной действительности; формируют сознательное и творческое отношение к трудовым заданиям, не говоря уже о развитии логического, абстрактного и технического мышления.

Федеральный государственный Стандарт общего образования второго поколения предусматривает реализацию Программ по Технологии. В Пояснительной записке указывается, что «предмет Технология является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительностью».

«В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук».

Вместе с тем, в базисный учебный план образовательного учреждения предполагается включать 68 учебных часов (по 2 часа в неделю) для 5 – 7 классов, 34 часа в 8 классах, из расчета 1 час в неделю.

Если говорить о нашем образовательном учреждении в рамках организации учебного процесса в соответствии с «Приоритетными направлениями развития петербургской школы» и «Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020» («Петербургская школа 2020»), то должен заметить, что Лицей располагает определенной материально-технической базой для реализации этих программ. Учитывая, что Лицей является современным образовательным учреждением, в том числе по оснащению оборудованием. В Лицее имеются необходимые кабинеты для проведения занятий по домоводству для девочек и технического труда для мальчиков. Имеются квалифицированные педагогические кадры. Уроки в кабинетах по предмету Технология организованны для учащихся с 5 по 7 класс включительно по программе 68 часов (2 часа в неделю).

Кроме того, в школе работают различные кружки технической направленности, в том числе робототехники.

Но такие условия, как в нашем учреждении, имеются далеко не во всех школах района. Да и проблемы, которые с каждым годом меняются, заставляют задуматься о том, как не просто развивать предметную область Технология, но и сохранить ее.

Сокращение необходимой методической помощи; отсутствие возможности проведения ремонта и технического обслуживания существующего оборудования, инструмента и инвентаря; необеспеченность материалами для проведения занятий, нехватка квалифицированных специалистов в этой сфере образовательной деятельности; практическое отсутствие взаимосвязи с промышленными предприятиями и профессиональными и специальными образовательными учреждениями; минимизация профориентационной деятельности; обесценивание полезного труда в семье и изменение приоритета труда в обществе и отношения к человеку труда со стороны государства – эти и многие другие вопросы не могут не волновать, говоря о месте предмета «Технология» в учебном образовательном процессе. Кроме того, не может не вызывать тревогу отсутствие учебных заведений, готовящих специалистов для преподавания данного предмета в школе.

Надеюсь, что сегодняшняя конференция поможет если не решить, то, по крайней мере, наметить пути дальнейшего развития этой предметной области, и даст толчок к созданию Ассоциации учителей технологии Санкт-Петербурга.

Реализация учебного предмета «Технология» с использованием метода проектов

Наши рекомендации