Результаты освоения учебного предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Общие результаты технологического образования состоят:

• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных учащимися соответствующих знаний, умений и способах деятельности;

• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной преобразующей, творческой деятельности;

• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

• становление у учащихся целостного представления о мире и роли техники и технологии в нем; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико- технологические знания;

• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного образования для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как к возможной области будущей практической деятельности;

• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыком ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

• проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной и эффективной социализации;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико- технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требова­ниям и принципам;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико- технологических задач;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения техни­ческой, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;

• владение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работы;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчёт себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

• оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, предпринимательской деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:

• овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

• рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

• художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

• участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; в коммуникативной сфере:

• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

• устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

• удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

• сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;

• аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждеб­ным для оппонентов образом;

• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;

• построение монологических контекстных высказываний;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологи­ческих операций;

• соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Наши рекомендации