Объекты инфраструктуры инноваций
Для реализации инновационной деятельности необходимо инфраструктурное обеспечение. Инфраструктура представляет собой совокупность субъектов материального, технологического, правового характера, обеспечивающих необходимые условия для инновационной деятельности. В инновационной сфере функционируют малые и средние предприятия, занимающиеся наукоемким бизнесом. Малые инновационные фирмы позволяют осуществить естественный отбор новых продуктов, технологий, услуг. Преимущество малого и среднего инновационного предпринимательства состоит в относительно небольшом размере первоначального капитала для открытия нового дела. Одной из важнейших проблем инновационного бизнеса является проблема финансирования. В решении этой проблемы участвуют организации, занимающиеся поддержкой инновационных фирм и предпринимателей. Такими организациями являются инкубаторы бизнеса и технологий. Рассмотрим более подробно сущность и направления деятельности этих организаций. Возрастание сложности и комплексности научных исследований и разработок способствовало появлению и развитию бизнес-инкубаторов. Главное назначение инкубаторов – поддержка мелкого, преимущественно инновационного предпринимательства. В различных литературных источниках инкубаторы называют по-разному: «инновационный центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр». Несмотря на разные названия, отличительной особенностью данной формы организации инновационной деятельности является то, что бизнес-инкубаторы занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта. Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 70-х- начале 80-х годов и придерживались двух стратегических линий. Первая стратегия базировалась на предоставлении вновь создаваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусматривала выделение помещений, но основным в ней было оказание всякого рода услуг и патронаж фирм. В развитых капиталистических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется вторая стратегия. Однако в российских при крайне высоких ставках за аренду помещений первое направление является существенной формой поддержки научно-технического предпринимательства. В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от центрального правительства. Вместе с тем, деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т. е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно- производственные фонды, причем это – долговременные и рисковые вложения. Поэтому создание бизнес-инкубаторов могут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры. Большинство бизнес-инкубаторов представляют собой смешанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основных вида:
корпоративные;
общественные;
университетские;
частные.
Бизнес-инкубаторы различаются по преобладающему источнику финансовых средств и по целям создания. Следует отметить, что между бизнес-инкубаторами имеются серьезные различия, что делает неправомерным универсальный подход при их образовании. При создании бизнес-инкубаторов большое значение имеет детальная проработка учредительских документов. Как правило, процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает пять основных этапов:
1. Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора являются новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения. Это требует ежемесячного подтверждения сторон и может быть расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент в месячный срок обязан освободить занимаемую площадь.
2. Вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях. Технопарковые структуры предоставляют высококлассные консультации по органиационно-экономическим аспектам деятельности малых фирм: ведение бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам. Вопросам использования всевозможных правительственных программ.
3. Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников.
4. Выход фирмы.
5. Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение и переехать.
Большинство мелких американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связано с использованием высоких технологий. При этом только 60% фирм на первом этапе своего существования покрывают свои издержки самостоятельно. Следует также отметить, что лишь 50% фирм могут представить обоснованный бизнес-план своей деятельности. Поэтому особенно важно эффективное функционирование управленческого блока бизнес- инкубатора. Успешная деятельность бизнес-инкубатора обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования. Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий складываются из следующих источников:
арендная плата, получаемая от клиентов за наем помещений;
продажа услуг разного рода;
участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые парк (инкубатор) как предприятие вложил свои средства.
Первые два источника являются основными, поскольку и помещение и услуги предоставляются обычно на льготных условиях. Однако при квалифицированном отборе кандидатов (для этого нужен большой конкурс, что в российских условиях вполне осуществимо) и хорошем управлении последний источник может стать достаточно весомым. С ним связаны перспективы деятельности бизнес-инкубаторов как коммерческих предприятий. Бизнес-инкубаторы способствуют ускорению использования научно-технических достижений, развитию предпринимательства в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния. При оценке деятельности бизнес-инкубаторов в международной практике используются следующие показатели;
число фирм, действующих на площадях бизнес - инкубатора;
размеры этих фирм;
их возраст и происхождение;
специализация фирм (наукоемкая или нет);
процент фирм, прекращающих свою деятельность на различных этапах своего существования вследствие: а) коммерческой несостоятельности; б) несостоятельности заложенных в ее основу идей или предпосылок;
темпы роста экономической деятельности клиентов;
перепрофилирование фирм в процессе самостоятельного существования.
При этом весомость каждого из перечисленных критериев для разных бизнес-инкубаторов неодинакова. Если бизнес-инкубатор создан при научном центре и его основной задачей является коммерциализация нововведений, то на первый план выдвигается показатель уровня наукоемкости клиентов в сочетании с параметрами их экономической деятельности. Если акцентируются проблемы оживления экономики региона, борьба с безработицей, то важнее является общее число рабочих мест, возраст и фирмы и ее происхождение. Ведь, если парк (инкубатор) пополняется не за счет вновь созданных предприятий, а за счет переезда уже существующих, то для региона эффект об бизнес- инкубатора будет нулевым, хотя в плане коммерческой дея- тельности инкубатора это и выгодно. В странах с развитой рыночной экономикой комбинация сильного научного центра с научным парком инкубаторского типа доказала свою эффективность. В условиях России инкубаторские структуры могут быть организованы на базе высших учебных заведений и научных центров. Вместе с тем, учитывая недостаточное финансирование высшей школы, целесообразно привлечение крупных финансовых инвесторов, прежде всего, в лице коммерческих банков и инвестиционных фондов. Наиболее перспективным представляется специализация бизнес-инкубаторов на поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с качественно новыми товарами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое применение фундаментальных и прикладных исследований в производстве товаров, оказании услуг, совершенствовании организации производства. В зависимости от специализации бизнес-инкубатора формируются и определяются необходимые условия для его создания:
необходимый объем финансовых средств;
материально-техническая база;
принципы отбора потенциальных клиентов;
характер предоставляемых услуг;
принципы взаимоотношений с фирмами, вышедшими из бизнес-инкубатора.
Деятельность бизнес-инкубаторов осуществляется в соответствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:
экспертный совет, осуществляющий оценку клиентов для «выдержки» в соответствии с выбранной специализацией бизнес-инкубатора;
управляющий блок бизнес-инкубатора, в функции которого, помимо управления независимой хозяйственной структурой, входят: а) разработка и корректировка индивидуальной программы прохождения инкубируемой фирмой всех этапов ее жизнедеятельности в бизнес- инкубаторе; б) определение индивидуально для каждой инкубируемой фирмы достаточного объема льгот; в) выработка экономической и финансовой политики взаимоотношений с вышедшими из инкубатора фирм.
Перечисленные специфические функции управляющего блока являются наиболее сложными в организационном и правовом аспектах. Ошибки при их практической реализации могут привести к негативным последствиям. Создание бизнес-инкубаторов может способствовать ускорению научно-технического прогресса, без чего невозможен выход экономики из кризиса и ее конкурентоспособность. Инкубаторы бизнеса помогают решить проблемы поддержки научно-технического предпринимательства. Рассмотрим круг этих задач. Инкубаторы бизнеса решают задачи поддержки малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей. Инкубаторы бизнеса являются относительно небольшими организациями по «выхаживанию» молодых «неоперившихся» фирм и начинающих предпринимателей. Существует два вида инкубаторов бизнеса: инкубаторы наукоемкого бизнеса и инкубаторы низко - и нетехнологичных фирм. Для Европы характерны инкубаторы первого типа, а для США – второго. Инкубатор бизнеса может быть автономным, т.е. самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он может действовать в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий). Инкубатор бизнеса предоставляет весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм. Автономно действующие инкубаторы решают задачи поддержки нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предпри- ятий, малого инновационного бизнеса в научно-технической сфере. Инкубатор технологий – наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачами являются обслуживание малых инновационных предприятий, «выращивание» новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии их развития. Инновационный центр – организация, обладающая специализированной инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничество и кооперацию между исследователями и промышленностью, оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами. Инновационные центры являются важнейшей составляющей в организационной инфраструктуре малого инновационного предпринимательства. В России, кроме инновационных центров, организационную инфраструктуру малого инновационного предпринимательства составляют инженерные центры, временные научно-производственные комплексы, внедренческие и инжиниринговые фирмы, научно-технологические кооперативы и другие предприятия. Инкубаторы бизнеса существуют в двух видах. Они могут действовать как самостоятельные организации и выступать в качестве ядра технопарков. Нередко трудно провести грань, отличающую инкубатор от технопарка. Однако различия между ними есть. Эти различия состоят в следующем:
инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;
инкубаторы бизнеса поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности (нетехнологический бизнес);
инкубаторы, как правило, не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство офисов и других помещений;
политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.
По набору же услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства инкубаторы практически не отличаются от технопарков. Специфика технопарков – научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями. Эффективность работы технопарков во многом зависит от качества менеджмента. Это – большая проблема для России, так как директорами технопарков, в основном, становились люди, занимавшие до этого административные посты в вузах, у которых не было практики работы в инновационном бизнесе. Ключевую роль в становлении малого инновационного предпринимательства призвана сыграть система институтов его поддержки, или инновационная инфраструктура, которая включает три функциональных блока: а) специализированные поддержки и обслуживания малых инновационных фирм; б) центров выращивания последних; в) зон (территорий) инновационного предпринимательства. При этом элементы первой группы можно рассматривать в качестве объектов общей рыночной инфраструктуры, а второй и третий – объектов инфраструктуры как малого бизнеса в целом, так и малого инновационного предпринимательства в частности. К первому функциональному блоку относятся подсистемы: 1) информационного обеспечения; 2) экспертизы; 3) финансово-экономического обеспечения; 4) сертификации наукоемкой продукции; 5) патентования и лицензирования; 6) подготовки и переподготовки кадров; 7) лизинговые центры; 8) консультационная служба (маркетинг, менеджмент и др.); 9) фирм специализированных услуг (бухгалтерских, аудиторских, рекламных и др.); 10) фирмы технологические- посредники. Все перечисленные подсистемы находятся в России в начальной стадии формирования. Самыми продвинутыми из них являются информационное обеспечение, подготовка кадров и консалтинговые услуги. Второй и третий функциональные блоки инновационной инфраструктуры представлен «центрами выращивания» (инкубаторам) бизнеса, в том числе малых инновационных фирм, а также научными и технологическими парками.