Оптовые торговые организации: виды, функции, задачи и перспективные направления их развития. Оптовая торговля потребительской кооперации, ее функции и задачи
Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения белорусского села, и в первую очередь в системе жизнеобеспечения сельских жителей страны.
В настоящее время подведомственные Белкоопсоюзу организации обслуживают 4,1 млн жителей, или 41,5 % населения республики, в том числе все сельское население (2,8 млн человек).
Торговое обслуживание населения обеспечивают 11,2 тыс. магазинов, что составляет 45,3 % от общего количества в республике, из них 86 тыс. расположены в сельской местности. В 9,6 тыс. населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная сеть, обслуживание осуществляют 383 автомагазина.
С организацией торгового обслуживания сельского населения непосредственно связана заготовительная деятельность потребительской кооперации, которая служит не только дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социальную функцию, как увеличение покупательных фондов сельского населения. Ежегодный размер выплат населению за сданную организациям потребительской кооперации сельхозпродукцию и сырье (около 50 млрд р.) сопоставим со среднемесячным фондом оплаты труда работников сельского хозяйства республики. В заготовительной отрасли имеются 822 приемозаготовительных пункта, 169 овоще-картофеле- и фруктохранилищ емкостью 79,0 тыс. т, 108 холодильников емкостью 11,7 тыс. т.
Современный этап развития потребительской кооперации характеризуется усилением влияния конкурентной среды на все виды хозяйственной деятельности, и особенно на торговлю. В результате постоянно снижается ее удельный вес в розничном товарообороте республики.
Кроме интенсивного развития конкурентной среды на сокращение доли потребительской кооперации оказали влияние и другие объективные факторы: снижение численности обслуживаемого населения (на 17 %); специфика потребительского спроса, обусловленная составом и социальной структурой сельского населения; более низкий, чем в городах, уровень платежеспособности сельских жителей; необходимость первоочередного обеспечения их социально значимыми товарами по фиксированным ценам. Также обслуживание сельского населения связано с более высокими издержками, а валовые доходы от продажи товаров, прежде всего в мелких населенных пунктах, не покрывают издержки обращения.
Таким образом, сложившаяся в зоне деятельности потребительской кооперации социально-экономическая ситуация, характер происходящих в экономике преобразований потребовали существенных мер по реформированию и совершенствованию деятельности кооперативных организаций.
В связи с этим была разработана и утверждена «Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 гг.» [7].
Основной целью программы является повышение качества обслуживания сельского населения путем создания условий для устойчивого экономического роста организаций потребительской кооперации, и в первую очередь за счет увеличения объемов деятельности, особенно в крупных населенных пунктах и городах, а также реализации мер, направленных на снижение затрат, рациональное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов.
Главными направлениями развития кооперативной торговли являются:
■ обеспечение торговыми площадями обслуживаемого населения на уровне не ниже установленного социального стандарта (при нормативе 280 м на 1000 человек) [5].
■ совершенствование ассортиментной политики, технологии торговых процессов, дооснащение магазинов холодильным оборудованием с учетом необходимости создания условий для торговли широким ассортиментом скоропортящихся товаров;
■ установление оптимальных режимов работы;
■ расширение функциональной направленности магазина, превращение его в центр общественной жизни села;
■ строительство гипермаркетов;
■ развитие торговой сети в городах;
■ реконструкция рынков и расширение собственной торговли;
■ стимулирование спроса, в первую очередь через механизмы товарного кредитования, в том числе в обмен на заготавливаемую сельскохозяйственную продукцию и сырье;
■ развитие торговой сети в дачных кооперативах;
■ расширение форм розничной торговли (посредством ярмарок, выносной и развозной торговли, товаров на дом);
■ расширение сети специализированных магазинов по торговому обслуживанию пожилых людей;
■ расширение торговли по заказам населения;
■ расширение спектра платных услуг, в том числе бытовых, оказываемых населению в сельской местности;
■ интеграция оптовой и розничной торговли на основе преобразования межрайонных и районных оптовых баз, распределительных складов райпо в оптово-розничные предприятия с открытым доступом для покупателей и внедрением гибкой системы снижения цен в зависимости от количества приобретаемого товара.
Реализация данных мер позволит повысить производительность труда на всем пути продвижения товара, ускорит товарооборачиваемость, обеспечит сокращение товарных потерь, повысит культуру обслуживания.