Расчет параметров процесса перемещения горных пород
Технологический расчет транспорта состоит в обосновании типа транспорта, определении его производительности и необходимого количества, а также пропускной и привозной способности автодорог или путей, организация движения транспорта.
Автомобильный транспорт.
Выбор автомобиля производится исходя из дальности транспортирования и емкости ковша экскаватора.
Таблица 5.1. Условия применения автосамосвалов
Вместимость ковша экскаватора, м3 | Дальность транспортирования, км | ||
1-2 км | 3-4 км | 5-6 км | |
5-6 8-10 12,5-16 20-25 30-33 | 5,0 4,5 4,2 4,0 3,8 | 6,0 5,5 5,0 4,8 4,5 | 7,5 7,0 6,5 6,0 5,5 |
Число автосамосвалов рассчитывается для каждого экскаватора отдельно.
Рабочий парк автомобилей устанавливается по условию обеспечения непрерывной работы рабочего парка экскаваторов при различной подаче порожних автосамосвалов в забой.
Технические характеристики автосамосвалов приведены в приложении 1.
5.1.2. Определение количества автосамосвалов, работающих в комплексе с одним экскаватором:
nа = Тр / tп, (5.1)
где Тр – время рейса автосамосвала, мин;
Тр = tп + tд + tм + tо + tр, мин. (5.2)
где tп - время погрузки автосамосвала, мин; 24
tд - время движения в грузовом и порожнем направлении, мин;
tм - время на маневры, мин;
tо - время ожидания автосамосвала у экскаватора, мин;
tр - время разгрузки автосамосвала, мин.
Время погрузки автосамосвала определяется:
tп = (Vа Kр / 60E Kн) tц, мин; (5.3)
где Vа – вместимость кузова автосамосвала, м3;
Кр, Кн – коэффициенты разрыхления и наполнения ковша экскаватора;
Е - геометрическая вместимость ковша, м3;
tц – время цикла экскаватора, с.
Таблица 5.2. Вместимость кузова автосамосвала при транспортировке различных категорий пород крепости.
Грузоподъемность, т | Геометрический объем кузова, м3 | Категория пород по крепости | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
27 40 75 110 180 | 15,3 21,7 41,0 44,0 95,0 | 16,9 25,0 46,8 68,8 112,5 | 15,0 22,2 41,6 61,5 100,0 | 13,5 20,0 37,5 55,0 90,0 | 10,8 16,0 30,0 44,0 72,0 | 7,7 11,4 21,4 31,4 51,4 |
Время движения автосамосвала складывается из времени движения в грузовом и порожнем направлениях:
tд = tгр + tпор, мин (5.4)
где tпор = Ка [(60 Lо / V о) + (60 Lс / V с) + (60 Lз / Vз)], мин (5.5)
Lо – длина отвальных дорог, км (принимается 1,5-2,0 км), Lс - длина стационарных дорог, км (расстояние от карьера до отвала),
Lз – длина забойных дорог , км (принимается 0,5- 2,5 км);
Vо, Vс, Vз – скорости движения автосамосвала, соответственно по отвальным, стационарным и забойным дорогам в груженом и порожнем направлениях, км/час;
Ка – коэффициент, учитывающий разгон и торможение автосамосвала, (принимается 1,1).
25
Таблица 5.3. Скорости движения автосамосвалов
Характеристика дорог | Скорости движения автосамосвалов, км/час |
С грузом | Без груза |
Магистральные : бетонные 34-45 45-50 щебеночные 30-32 36-42 отвальные 14-17 16-19 забойные 11-13 14-15 В наклонных выработках с уклоном 80‰: бетонные 16-18 30-35 щебеночные 12-14 25-30 |
Время на маневры автосамосвала при погрузке и разгрузке (tм = tмп + tмр), а также время ожидания автосамосвалов представлены в таблице 5.4
Таблица 5.4. Вспомогательные операции автосамосвалов.
Грузоподъемность автосамосвала, т | Время вспомогательных операций, мин | ||||
Маневры при погрузке | Маневры при разгрузке, tмп, tмр, мин | Время разгрузки, tр , мин | Время ожидания tо, мин | ||
Схема подъезда автосамосвала | |||||
Сквозная, кольцевая | Тупиковая | ||||
27 40 75 110 180 | 0,5 0,5 0,6 0,8 0,9 | 0,6 0,6 1,0 1,2 1,4 | 0,5 0,5 0,6 1,0 1,2 | 0,9 0,9 1,0 1,5 1,5 | 0,4 0,4 0,4 0,6 0,6 |
Определение производительности автосамосвалов
Техническая производительность:
Пт = 60 Vа / Тр, м3/ч; (5.6)
Сменная производительность автосамосвала:
Псм =(Тсм Ки / Тр) Vа, м3/см; (5.7)
где Ки – коэффициент использования автосамосвала в течении смены ( принимается 0,7-0,8);
Тсм – продолжительность смены, мин. 26
Суточная производительность автосамосвала:
Псут = Псм nсм, м3/сут; (5.8)
Месячная производительность автосамосвала:
Пмес = Псут nм, м3/мес; (5.9)
где nм – количество рабочих дней в месяце;
Годовая производительность автосамосвала:
Пгод = Псут nг, м3/год. (5.10)
где nг – количество рабочих дней в году.
5.1.4 Определение рабочего парка автомобилей:
Nр = Vгр Kн / Пгод, (5.11)
где Vгр – годовой грузооборот карьера, м3/ год;
Кн - коэффициент неравномерности работы транспорта, (принимается 1,1-1,5).
5.1.5. Определение инвентарного парка автосамосвалов:
Nи = Nр / τ, (5.12)
где τ – коэффициент готовности автопарка (принимается 0,7-0,9).
5.1.6. Определение пропускной способности автодороги:
Пропускная способность автодороги (λ ) это максимально возможное количество автосамосвалов, которые могут пройти по ее ограничивающему участку в единицу времени.
λ = 1000 υктnп Кнд / Lи, час, (5.13)
где υкт - скорость движения автосамосвала в капитальной траншее, км/час (принимается 16-18 км/час);
nп - число полос движения;
Кнд – коэффициент неравномерности движения, (принимается 0,7-0,8);
Lи – интервал следования автосамосвалов, м.
Lи = υкт + 0,04 υкт2 + 6 ≥ 50 м. (5.14) 27
Определение провозной способности автодорог
Па = λ Vа /f ≥ Vгр, м3/час (5.15)
где f - коэффициент резерва (принимается 1,75-2,0);
Vа – вместимость кузова автосамосвала, м3;
Vгр – часовой грузооборот карьера по горной массе, м3/час.