Анализ работы ГМО учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год

Сегодня, очевидно, что начальная школа - фундамент целостной системы образования. Целью, которой является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс начальной школы.

В соответствии с Федеральными государственными стандартами изменилась роль учителя в обучении детей. Сегодня учитель создает условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, готовности к переменам и преодолению трудностей. Ведущее место на уроках отводится деятельности детей, формированию УУД. Задача начальной школы не просто научить читать, писать, считать, а научить учиться, а это значит самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения и работу своих одноклассников, сотрудничать друг с другом, работать с разными источниками информации.

Стандарты второго поколения - это средство, обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными, в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают, прежде всего, задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных иерархических уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.

Методическая работа в объединении на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма учителя зависит решение задач, стоящих перед начальной школой по внедрению ФГОС. В 2013-2014 учебном году городское методическое объединение учителей начальных классов работало над темой…. На протяжении 4-х лет успешно работает виртуальное методическое объединение, цель которого: деятельность информационного пространства,

- обмен педагогическим опытом

- методическая поддержка

- профессиональный рост педагогов за счёт широкого использования сети Интернет

В состав методического объединения входит 71 человек из 20 школ города.

Для реализации поставленной цели перед педагогами начальных классов города:

работа виртуальной службы методической поддержки педагогов;

создание базы данных учебно-методических материалов, разработанных и апробированных учителями начальных классов школ района;

проведение сетевых конкурсов учебно-методических материалов;

подготовка и проведение дистанционных методических семинаров, форумов для учителей по проблемам обучения, воспитания и развития младших школьников.

Основными направлениями в работе ГМО начальных классов стали: изучение опыта работы учителей, работающих по ФГОС, изучение новых технологий для повышения уровня обученности и развития творческих способностей учащихся.

Переход на новый стандарт, появление новых альтернативных программ и курсов, расширение рынка технологий начального образования обуславливает стремление повышать уровень профессионального мастерства учителей начальных классов, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися.

Для решения и реализации поставленных задач в течение года были запланированы и проведены 4 основных заседания ГМО. При проведении заседаний использовались разные формы методической работы: проведение очных заседаний, заседаний в форме Skype-чата, он-лайн, теоретических семинаров и семинаров –практикумов, форумов, а так же включает в себя изучение нормативной документации, диагностирование учителей и учащихся и самостоятельную работу самих учителей.

В течение прошедшего учебного года проведено очное организационные заседание ГМО учителей начальных классов, на котором рассматривалось Методическое сопровождение процесса введения ФГОС НОО в рамках деятельности ГМО, анализ деятельности и утверждение задач и плана на 2013-2014 уч. г. Вопросы: "Эффективные формы организации внеурочной деятельности» " Формирование регулятивных УУД, в т.ч. самоконтроля и самооценки в рамках введения ФГОС НОО ", «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

рассматривались на заседаниях ГМО в форме Skype-чата. Для участия в заседании педагогам необходимо было ознакомиться видео лекции, перейдя по указанным ссылкам. Эта форма заседаний по прежнему воспринимается учителями положительно и имеет высокий процент участия как индивидуального так и группами участников ШМО

а так же организовано взаимопосещение открытых уроков, внеклассных мероприятий;

функционирует сайт виртуального ГМО учителей начальных классов (www.gmo-nachalka.ucoz.ru);

Между основными заседаниями ГМО проведены:

ü Информационно-методические совещания;

ü Анкетирование педагогов;

ü Индивидуальные консультации.

в городе действует 5 образовательных программам для начальной школы:

«Школа России» - 54,5%

«Гармония! – 28,1%

«Школа 2100»-12,6%

СРО Л.В.Занкова – 2.2%

«Перспектива»-2,2%

Стабильно приоритетными образовательными программами в городе остаются УМК «Школа России», «Гармония».

С целью активизации и привлечения педагогов образовательных учреждений города к разработке и проведению уроков с применением Интернет-технологий, выявления и мотивации образовательных учреждений, педагоги­ческих, методических и научных кадров, занимающихся разработкой цифровых образовательных ресурсов и методических подходов к уроку с использованием Интернет-технологий

в учебно-воспитательном процессе, был проведен конкурс педагогических инициатив «Дидактическая модель организации учебной и внеурочной деятельности с применением пакета свободного программного обеспечения и Интернет-технологий-2012».

Конкурс был объявлен по трем номинациям:

Номинация № 1. Разработка уроков с применением пакета свободного программного обеспечения.

Номинация № 2. Использование Интернет-технологий во внеурочной деятельности.

Номинация № 3. Использование Интернет-технологий в учебной деятельности.

В конкурсе приняли участие 6 педагогов из них …педагога начальной школы: …

….

Выявленные недочеты свидетельствуют о недостаточном уровне ИКТ-компетентности участников конкурса и о недостаточном уровне методической поддержки педагогам в образовательных учреждениях, делегирующих участников на конкурс.

В период с 30 апреля по 21 мая 2014 г. состоится городской конкурс "Инновационные проекты в сфере образования"

Основная цель конкурса – формирование инновационного сектора муниципальной системы образования.
Основные задачи конкурса:
- активизация и поддержка инновационного потенциала образования города;
- трансляция лучшего опыта инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений;

В работе методического объединения много положительного , в частности: учителя активно принимали участие в он-лайн заседаниях, Skype-чатах. Но следует заметить:

-недостаточную активность участников в форумах, в распространении педагогического опыта на сайте

Результатом деятельности ГМО учителей начальных классов стало создание банка контрольно-измерительного инструментария для диагностики предметных и метапредметных результатов начального образования, повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках введения ФГОС НОО, активизация использования ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности, освоение и применение образовательных инновационных технологий в педагогической практике, пополнение банка инновационного педагогического опыта, освоение содержания новых образовательных стандартов и повышение уровня готовности к их внедрению.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для учащихся начальных классов организована внеурочная деятельность, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на интеллектуальное развитие детей. Для учащихся начальных классов функционируют различные кружки по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, проектная деятельность, духовно-нравственное, общественно-социальная деятельность, досугово - развлекательная. Внеурочная деятельность обучающихся организуется совместно с педагогами учреждений дополнительного образования.

В образовательных учреждениях создается и совершенствуется современная информационно-образовательная среда: кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, мультимедийными досками. Учителями начальных классов успешно используются электронные приложения к урокам, мультимедийные пособия по предметам, электронные таблицы.

Вместе с тем, выявлены затруднения педагогов в развитии регулятивных универсальных учебных действий учащихся, в формировании навыков самоконтроля и самооценки у учащихся. Учителя начальных классов затрудняются в осуществлении контрольно-оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в применении системы оценки достижения планируемых результатов образования на практике. Выявлена потребность в организации обмена опытом педагогов в области организации внеурочной деятельности в рамках введения новых ФГОС НОО в образовательную практику.

Т.О задачами на следующий год являются:

§ «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: проблемы, решения, достижения в свете ФГОС».

§ «Система работы с одаренными детьми. Работа над развитием устной и письменной речи учащихся на уроках в свете ФГОС» .

§ Создание банка инновационного педагогического опыта введения ФГОС НОО

В дальнейшей работе МО следует обратить внимание на указанные недостатки в работе, и продолжить работу над реализацией поставленных задач.

В рамках ГМО учителей начальных классов были даны открытые уроки:

1. МБОУ «Гимназия №2», урок ОРКСЭ 4 класс, «Что значит быть моральным?», учитель начальных классов Мачулина В.П. Цель урока: создание условий для формирования у учащихся моральных ценностей (доброты, добродетели, уважения других людей и их прав, чуткости, бескорыстной помощи другим людям, дружбы), гражданской позиции, стремления познать важность моральных поступков для каждого человека. Результаты: личностные: имеют первоначальные представления о морали и нравственности (доброта, смелость, забота о слабом), проявляют эмоциональное восприятие поступков других людей; метапредметные: регулятивные – принимают позицию активного участника в обсуждении изучаемой темы, участвуют в оценке результатов деятельности; коммуникативные – понимают содержание вопросов, используют доступные речевые средства, умеют слушать собеседника; познавательные – осознанно и произвольно строят свои высказывания, понимают смысл текста при чтении, объясняют значение понятий; предметные: стремятся к приобретению комплекса знаний по предмету. Основные понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. Тип урока: урок - обобщения и систематизации знаний. (Конспект урока прилагается). Урок получил высокую оценку коллег.

2. МБОУ «СОШ №5», урок окружающего мира с использованием метода проекта 2 класс, УМК «Перспектива», учитель Старченко Т.Н. Проект «Календарь – хранитель времени, страж памяти» изучается в рамках программы по окружающему миру в разделе «Вселенная, время, календарь». Он направлен на приобретение учащимися компетенций в рамках учебного предмете опыта исследовательской работы. В ходе проекта учащиеся получили возможность самостоятельно собирать, анализировать, обрабатывать информацию, во время урока работали группами, оценили себя и свою роль в работе.

Между основными заседаниями ГМО проведены:

ü Информационно-методические совещания;

ü Анкетирование педагогов;

ü Индивидуальные консультации.

В работе методического объединения много положительного , в частности: учителя активно принимали участие в он-лайн заседаниях, Skype-чатах. Но следует заметить:

-недостаточную активность участников в форумах, в распространении педагогического опыта на сайте

Результатом деятельности ГМО учителей начальных классов стало создание банка контрольно-измерительного инструментария для диагностики предметных и метапредметных результатов начального образования, повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках введения ФГОС НОО, активизация использования ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности, освоение и применение образовательных инновационных технологий в педагогической практике, пополнение банка инновационного педагогического опыта, освоение содержания новых образовательных стандартов и повышение уровня готовности к их внедрению.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для учащихся начальных классов организована внеурочная деятельность, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на интеллектуальное развитие детей. Для учащихся начальных классов функционируют различные кружки по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, проектная деятельность, духовно-нравственное, общественно-социальная деятельность, досугово - развлекательная. Внеурочная деятельность обучающихся организуется совместно с педагогами учреждений дополнительного образования.

В образовательных учреждениях создается и совершенствуется современная информационно-образовательная среда: кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, мультимедийными досками. Учителями начальных классов успешно используются электронные приложения к урокам, мультимедийные пособия по предметам, электронные таблицы.

Вместе с тем, выявлены затруднения педагогов в развитии регулятивных универсальных учебных действий учащихся, в формировании навыков самоконтроля и самооценки у учащихся. Учителя начальных классов затрудняются в осуществлении контрольно-оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в применении системы оценки достижения планируемых результатов образования на практике. Выявлена потребность в организации обмена опытом педагогов в области организации внеурочной деятельности в рамках введения новых ФГОС НОО в образовательную практику.

Т.О задачами на следующий год являются:

§ Изучение методики формирования регулятивных универсальных учебных действий, в т.ч. навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в соответствии с требованиями ФГОС в рамках системно-деятельностного подхода.

§ Изучение технологий и приемов организации контрольно-оценочной деятельности учителя в рамках мониторинга образовательных результатов в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

§ Создание банка инновационного педагогического опыта введения ФГОС НОО в области организации внеурочной деятельности учащихся.

В дальнейшей работе МО следует обратить внимание на указанные недостатки в работе, и продолжить работу над реализацией поставленных задач.

Выводы:

1. Оценку деятельности работы городского методического объединения учителей начальных классов в 2012-2013 учебном году по введению и реализации ФГОС в образовательный процесс считать удовлетворительной.

2. начальные классы городских школ обучаются по Федеральным государственным стандартам. Все учителя, работающие в начальных классах по ФГОС 2 поколения, прошли соответствующие курсы повышения квалификации.

3. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для учащихся начальных классов организована внеурочная деятельность, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на интеллектуальное развитие детей. Для учащихся начальных классов функционируют различные кружки по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, проектная деятельность, духовно-нравственное, общественно-социальная деятельность, досугово - развлекательная. Внеурочная деятельность обучающихся организуется совместно с педагогами учреждений дополнительного образования.

4. В образовательных учреждениях создается и совершенствуется современная информационно-образовательная среда: кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, мультимедийными досками. Учителями начальных классов успешно используются электронные приложения к урокам, мультимедийные пособия по предметам, электронные таблицы.

Рекомендации:

1. Продолжить работу по внедрению ФГОС НОО в образовательный процесс в 2014-2015 учебном году;

2. Распространить положительный опыт работы учителей, работающих по ФГОС,

3. Школьным методическим объединениям учителей начальных классов спланировать работу на 2014-15 учебном году с учетом следующих тем:

4. Учителям начальных классов сформулировать тему по самообразованию параллельно теме ШМО и происходящим изменениям в системе образования, а также предварительно согласовывать с руководителем ШМО.

Наши рекомендации