Сухопутные транспортные средства. ж/д вагоны
Порт, осуществляя обработку ж/д вагонов, должен иметь в виду, что существует устав ж/д. Все взаимоотношения порта и ж/д регламентируются «узловым соглашением» между портом и соответствующим отделением ж/д.
Вагоны в порт подаются подачами – сцепкой вагонов в количестве от 1 до 11.
Договором соглашения должны быть установлены:
- Количество вагонов подачи
- Интервалы поступления в порт подач вагонов
- Норматив времени продолжительности обработки подачи вагонов (1.5 – 4.5ч) – [τ]
[τ] – зависит от типа вагона, от рода груза, от вида операции (погрузка или выгрузка)
7.7 – берем 7
- длина грузового фронта по обработке вагонов
- число фронтов грузовой обработки вагонов
n – число ж/д ниток на определенном фронте обработки вагонов
- длина вагонов по осям автосцепки
- число механизированных линий на обработке вагонов
- средневзвешенная производительность по обработке вагонов
gв – загрузка одного вагона
lгр – длина соответствующего грузового фронта
фактическое время обработки подачи вагонов в порту:
Порт обязан выполнять своими силами и средствами не только операции грузовой обработки, но и так же все операции по подготовке вагонов и грузов, обработке вагонов и заключительные операции.
Порт в случае повреждения вагонов обязан восстановить убытки.
Порту необходимо выдерживать технические требования по нагрузке на оси вагонов (при погрузке вагонв).
В портах имеют дело как с крытыми, так и с открытыми группами вагонов.
Крытый вагон – стандартный 4-х осный, имеет грузоподьемность 64 тонны и внутренний размер 13.8 х 2.75 метров.
Предназначены для перевозки ценных ТШГ и влагобоящихся навалочных грузов.
Доступы внутрь вгона при погрузке или выгрузке ТШГ происходят через дверные проемы, их ширина: 2.2 – 4.0м, высота: 1.8м.
При загрузке навалочных грузов - на крыше крытого вагона имеются 4 люка.
Новые вагоны оборудуются самоуплотняющимися дверьми, при использовании старых вагонов используются щиты.
Крытые вагоны практически не приспособлены к механизации и обработке.
Единственным средством механизации при погрузке или выгрузке ТШГ является использование погрузчиков разных типов, грузоподьемностью до 1 тонны.
Для выгрузки навалочных грузов используются машины вагонные самоходные
МВС-3
МВС-4
Самоходные машины на гусеничном ходу со шнековым подгебающим усройством, ковшом, с 3-х метровым отвальным стреловым конвейером.
Ее обслуживают 3 человека. Производительность 60 т в час.
Чаще используются полувагоны:
4-х осный – грузоподъемностью 65 т
6-ти осный – грузоподъемностью 95 т
Для первозки ТШГ и навалочных грузов открытого хранения, лесных грузов.
Полувагоны имеют торцевые распашные двери и люки в основании грузовой платформы.
Загрузка навалочных грузов может осуществляться:
- Грейфером. Недостаток – большие просыпки грузов.
- Конвейерная погрузка.
- Бункерная погрузка (при неподвижных и движущихся вагонах).
При погрузке в полувагоны лесных грузов и ТШГ требуется использование ручного труда для крепления груза. Время обработки увеличивается.
Способы разгрузки с навалочными грузами.
- Грейфером. Время выгрузки 20-30 минут. Недостатки:
- Невозможно добиться полной разгрузки (остаток 3-5%). Если применять на данной операции ручной труд, то на зачистку потребуется 20 минут, т.о. трудоемкость разгрузки практически = трудоемкость зачистки, т.е. полное время обработки составляет 40-60 минут (из вагона). При этом необходимо использовать краны, грузоподъемностью до 10 и включительно тонн.
- Повреждение кузовов вагонов (30% состава требует ремонта).
- Элеваторные машины.
- Гравитационная выгрузка (открытие донных люков). Производиться или в приемной траншее, или с эстакад. Средняя производительность до 10 вагонов в час. Недостаток: этот способ должен предусмотреть использование 3-х докеров.
- Способ опрокидывания. Может быть:
· Роторный (вагон опрокидывается в трубе) . Производительность – техническая до 40 опр/час; эксплуатационная – 20-30 опр/час, от 1800-2000 т/ч.
· Люличный. Производительность – 1200-1600 т/ч.
В процессе опрокидывания производится вибрационное воздействие и последующая зачистка.
В условиях порта при ограниченных грузооборотах причалов используется ручная зачистка полувагонов; т.е. после грейферной разгрузки зачистка остатков груза производится двумя рабочими следующими способами:
- Открываются донные люки, груз выбрасывается из вагона на ж/д пути, с последующей зачисткой путей.
- В вагон опускается грейфер, в него либо закидываются лопатами остатки груза, либо рабочими подготавливается груз для захвата грейферами.
При расчетах обычно принимаются нормы времени 0.01-0.02 человека-часа на м2.
- При больших грузооборотах применяют навесные щеточные устройства кранов. Прикрепляют к порталу крана. Его производительность 2 полувагона в час. Недостаток: при зачистке слипающегося груза он налипает на щетку.
- Гидровыгрузка (под сильным напором воды из шлангов). Применяют при использовании эстакадной системы разгрузки. Производительность 10-20 полувагонов в час. Проблемы: возможная смерзаемость при низких температурах. Необходимо строительство отстойников воды.
Полный цикл обработки транспортных средств с навалочными грузами включает в себя как основные операции, так и их зачистку. Все это так же характерно для судов, в которых зачистка осуществляется:
- Подчистными (штивующими) грейферами
- С использованием малогабаритных бульдозеров. Их использование в судах возможно, если размеры трюма не менее 12 х 15 метров. Судно должно иметь двойное металлическое дно.